0
16013
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.12.2014 00:01:00

У Москвы не женское лицо

Сергей Макин

Об авторе: Сергей Николаевич Макин – журналист.

Тэги: москва, герб, символика, юрий долгорукий, георгий победоносец


москва, герб, символика, юрий долгорукий, георгий победоносец Всадник на эмблеме сначала был символом княжеской власти, а не города. Фото Михаила Жуковича/PhotoXPress.ru

Если слово «Москва» женского рода, почему на ее гербе (профессиональные герольды скажут «в ее гербе») изображен мужчина – святой Георгий Победоносец? «Приди ко мне, брате, в Московъ», – приглашал Юрий Долгорукий своего родственника и союзника новгород-северского князя Святослава Ольговича в 1147 году. Правда, есть мнение, что название местности читают неверно: Юрий звал Святослава в Московь. Спустя девять лет князь Юрий повелел на этом месте «соделати град мал, древян и нарече его Москва-град».

Москве не раз приходилось встречаться с врагами, и не зря в ее гербе оказался воин-освободитель. Однако всадник не только заслонил красавицу своей грудью, но и скрыл ее от людских взоров. Это тем более обидно, что в гербах других городов с женственными именами нередко присутствует женщина. В гербе Варшавы – сирена, русалка, в гербе столицы Болгарии – София, Премудрость Божия, покровительница города, в гербе Афин – мудрая и справедливая дочь Зевса, давшая имя столице Греции.

В первые советские годы была сделана попытка вернуть символике столицы женское начало. В 1924 году был принят герб Москвы, в центре которого находилось изображение обелиска советской Конституции со статуей Свободы. Да-да, и в Москве стояла статуя Свободы! Ее изваял в 1919 году скульптор Николай Андреев, известный московскими памятниками Гоголю и Островскому. Скульптор придал Свободе черты греческой богини победы Ники, наградив ее крыльями. Москва не сохранила Свободы: ныне на ее месте стоит памятник Юрию Долгорукому. Свободе не нашлось места и в нынешней свободной России.

Один из главных символов Москвы – Большой театр с квадригой Аполлона на фронтоне. А известно ли вам, что ее сделал московским символом русский князь… еще в XV веке? На одной из печатей великого князя Василия II, внука Дмитрия Донского, лучезарный бог света и искусств правит колесницей, запряженной четверкой коней. Но в конкурентной борьбе со святым Георгием четырехкратное преимущество в лошадиных силах не помогло Аполлону: на Святой Руси берут особыми отношениями с начальством. Небесным покровителем московских князей считался святой Георгий, поэтому античному богу пришлось уступить. Из этого следует немаловажный вывод: строго говоря, всадник на московской эмблеме – символ не Москвы, а московских властей.

В гербе Венеции – крылатый лев, символ евангелиста Марка. Знаменитый главный собор жемчужины Адриатики и не менее знаменитая площадь перед ним носят имя этого святого. Что же касается Москвы, то из 846 церквей, существовавших в ней к 1917 году, лишь 11 были посвящены святому Георгию и по известности не шли ни в какое сравнение с храмами, посвященными Богоматери.

Вообще-то московского всадника стали называть святым Георгием довольно поздно, в XVIII веке, перед этим его звали просто «ездец». В классической византийской легенде «Чудо святого великомученика Георгия о змие» (VII–IX века) Победоносец поражает змия не копьем, а мечом. Интересно, что изначально всадник на московских монетах был вооружен именно этим оружием, из-за чего московские деньги именовались «мечевыми». Позднее под влиянием новгородских денег, где всадник чеканился с копьем, изменились и московские: отсюда «копейка». Между тем главное оружие сказочных змееборцев – именно меч: змей или дракон должен быть обезглавлен. Редкое средневековое копье переживало одно сражение: оно быстро ломалось, и воин брался за более долговечный и надежный меч. Вот и на картине Рафаэля копье разлетелось вдребезги, Георгий разит дракона мечом. А что за девушка изображена на полотне? Та самая особа, ради которой и происходит битва. Обратимся к вышеназванной легенде.

В 1920-е годы на Советской площади (ныне Тверская) стояла статуя Свободы.	Фото 1920-х годов
В 1920-е годы на Советской площади (ныне Тверская) стояла статуя Свободы. Фото 1920-х годов

…Был город Ласия, правил в нем царь Сельвий. И повадился ужасный змей пожирать жителей города. Стали они жаловаться царю: «Вот город наш благоденствует и процветает, а мы умираем злой смертью». Тогда Сельвий повелел составить полный список граждан, чтобы по очереди отдавать их на съедение чудовищу. А дабы никому не было обидно, царь внес в список и собственную дочь. Когда очередь дошла до нее, проезжал мимо комит (офицер) христианин Георгий. Он убил чудовище и освободил государство от страшной дани. После этого горожане приняли крещение. Итак, всадник в гербе Москвы борется со змеем ради освобождения обреченной красавицы.

Эта легенда легла в основу стихотворения Бунина «Алисафия» (восточный вариант имени «Елисава», «Елизавета»: по некоторым легендам, действие происходило в районе Бейрута). Георгий-Егорий, пришедший на помощь царевне, засыпает в ожидании чудовища богатырским сном. Приближается змей. Девушка тщетно пытается разбудить своего заступника.

Он не слышит, спит, покоится.

И заплакала, закрылася

Алисафия – и тяжкая

По щеке слеза скатилася

И упала на Егория,

На лицо его, как олово,

И вскочил Егорий на ноги,

И срубил он змею голову.

На полотнах художников итальянского Возрождения – не только Рафаэля, но и Уччелло, Тинторетто, – писавших картины «Святой Георгий», рядом с воином находится дева, ради которой и происходит сражение. На некоторых русских иконах, называемых «Чудо Георгия о змие», также присутствует царевна. Однако в московский герб она не попала. То ли места не хватило, то ли куртуазности. А ведь святой Георгий как воин, и не рядовой, а командир, стал популярен на Руси прежде всего среди князей и дворянства. Вроде бы благородное сословие…

Ради всего святого, пусть в гербе Москвы будет всадник, поражающий змея или дракона. Однако справедливость требует, чтобы там появилась и женская фигура, отсутствие которой делает подвиг воина бессмысленным. Ведь из компонентов герба складывается модель образа действий власти и граждан. Всадник без девушки – символ самовлюбленного самодержавия. Девушка без всадника – знак беззащитности перед лицом угрозы. Необходимо взаимодополнение: власть должна действовать в интересах граждан, а население не должно терять надежду и чувство собственного достоинства. Гармоничный герб стал бы символом социальной гармонии.

Все сказанное заставляет задуматься о создании герба Москвы, в котором она появилась бы в виде царевны. Когда-то Москва, как дама, приглашала для своей защиты кавалеров. Пригласят ли московские кавалеры даму? На герб.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1997
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4666
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2542
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2928

Другие новости