0
5021
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.09.2015 00:01:00

С уходом из России лоукостеров мы потеряем часть свободы

Антон Рамов

Об авторе: Антон Стефанович Рамов – публицист.

Тэги: путешествия, свобода, свобода передвижения, лоукостеры, низкобюджетные авиаперевозчики


путешествия, свобода, свобода передвижения, лоукостеры, низкобюджетные авиаперевозчики На улицах Манчестера можно не только подкрепиться, но и развлечься. Фото автора

Одна из фундаментальных свобод – свобода передвижения. Нынешние российские власти, слава богу, не запрещают своим подданным покидать обширную, но не везде благоустроенную территорию государства. Вопрос только в желании и возможностях.

Большинство наших соотечественников (загранпаспорт имеют только 17% россиян) сидят дома, новости потребляют из телевизора, а с живым англичанином последний раз разговаривали никогда. А ведь людям, которые всю жизнь не вылезают из родной русскоговорящей среды, так легко повесить лапшу на уши и рассказывать сказки о ходящих вверх ногами китайцах, безнадежно загнивающей (или, наоборот, неизменно процветающей, как это видится некоторым) Европе.

Конечно, есть пример Иммануила Канта, который никогда не выезжал далее окрестностей родного города и преуспел в философском познании, но это, кажется, как раз исключение, подтверждающее правило. Лично мне ближе взгляд французского писателя-эксцентрика Артюра Кравана, как-то заметившего, что «если сидеть на одном месте, человеческая глупость просто поражает». Действительно, самое надежное средство преодолеть эту глупость – личное общение, дружба между обычными людьми, поездки в гости, к родственникам, на культурные или спортивные мероприятия.

Лоукостеры (низкобюджетные авиаперевозчики) делают подобные путешествия гораздо более доступными для обывателя. В Европе рейсы таких авиакомпаний забиты битком, летят и студенты с рюкзачками, и влюбленные парочки разных возрастов, и мамаши с галдящими детьми, и серьезные дядьки в костюмах – бизнесмены, внимательно считающие деньги. У лоукостеров надо доплачивать за все – за багаж, за еду, за право выбора места. Но порой доехать до аэропорта стоит дороже, чем сам билет на самолет.

Радужный флаг гей-сообщества над ратушей.
Радужный флаг гей-сообщества над ратушей.

Знакомый украинец, стажировавшийся в Бельгии, так объяснил свои планы провести выходные в Стокгольме: «Я увидел билет за 5 евро и не мог не купить его»… Лоукостеры – величайшее изобретение маркетологов, ведь благодаря Интернету можно в два клика подобрать оптимальный билет, цена на который резко меняется в зависимости от дня и времени полета. Они делают свободу передвижения доступной даже для среднестатистического россиянина, у которого, по данным Росстата, месячный доход составляет около 30 тыс. руб.

Для жителей ЕС такие полеты обыденность, они привыкли к свободному и дешевому перемещению, скажем, из Лондона на Ибицу или из Дюссельдорфа в Салоники. Помню, как я был рад, когда в 2013 году британский Easyjet начал летать из Москвы в Лондон и Манчестер. Но времена меняются, и в сентябре этот лоукостер объявил о прекращении с октября полетов в Манчестер, а с будущего марта – в Лондон. Озвученная официально причина банальна: «значительное и устойчивое падение спроса на этом направлении».

Не надо быть членом совета директоров ЦБ, чтобы понять, что это связано с обесцениванием нашей многострадальной валюты (курс 100 рублей за 1 фунт стерлингов), а также с общей псевдопатриотической истерией с этой стороны и ужесточением визового режима с той. Отметим, что Easyjet летает даже в Марокко и Израиль, которые, выходит, лучше связаны авиасообщением с Европой, чем мы. 

Расскажу о личном опыте путешествия лоукостером из Москвы в Манчестер. В феврале цены очень низкие, и мы с товарищем решили воспользоваться заманчивым предложением. По плану мы должны были попасть на рок-концерт легендарных Motorhead, но в последний момент он был отменен, и поездка превратилась в чисто туристически-прогулочную. Прилетели в пятницу, после работы, а вернулись в понедельник, взяв только один отгул.

Визу в Великобританию получить гораздо проще, чем кажется. Достаточно было записаться через Интернет на прием в консульство два раза: один раз, чтобы подать документы, второй – чтобы получить. Никакой нервотрепки. Приложить переводы НДФЛ-2 и справки о наличии средств на банковском счету, которые я выполнил собственноручно. Билет туда и обратно по маршруту Москва–Манчестер в феврале 2014-го стоил 3302 руб. на пассажира.

Обычно лоукостеры прилетают в удаленные аэропорты, от которых приходится добираться до города (в Лондоне это Гатвик в 50 км до центра, в Брюсселе – Шарлеруа), но у нас вылет был из самого обычного Домодедова, а прилет в главный аэропорт Манчестера (город небольшой, 500 тыс. жителей, там другого, видимо, и нет). Четыре часа полета в не самых удобных креслах, и мы на месте. А еще через 20 минут поездки на местной электричке мы оказались на центральном вокзале.

Город поразил обилием пьяной молодежи на улицах. Дело было, видимо, в том, что прибыли мы в пятницу вечером. Красивые, нетрезвые девушки в откровенно открытых вечерних платьях гуляли по городу порой в сопровождении не менее разогретых молодых людей. Пока мы дошли до гостиницы, увидели, наверное, несколько десятков разнузданно веселых и пьяных компаний.

Температура была все время выше нуля, но ненамного: +2…+4, что не мешало живым цветам на улице и даже некоторым деревьям цвести. Два дня из трех шел дождь, полдня солнце (туманный все-таки Альбион), довольно резкий ветер – и весь город был забавно усеян сломанными зонтиками – жертвами этого ветра.

Свобода нравов в Манчестере чрезвычайная. Над городской ратушей вместе с английским флагом св. Георгия весело развевался радужный гей-флаг. На магазинах и ресторанчиках вместе со значками Visa, говорящими, что здесь принимают кредитные карты, вешают наклейки в виде радужного флага, то есть заведение gay-friendly.

Манчестерский диалект тяжелый, непонятный, непривычный, но ведь это и есть самый настоящий английский. Первый день я переспрашивал каждый раз даже самые простые фразы, потому что уху надо было привыкнуть к их манере говорить.

Случайно наткнулись на потрясающий магазин Second hand. Вернее, полмагазина – одежда, а другая половина – раритетные вещи типа старых пластинок или подборки эротических и музыкальных журналов за 1975 год. Стали свидетелями митинга курдов, которые требовали свободы своему лидеру. Большого внимания их мероприятие со стороны горожан не привлекло.

Запомнилось посещение настоящего английского паба, где за 15 фунтов можно было вдоволь напиться ирландского Гиннесса и поесть знаменитые fried fish and chips. Видимо, доверия наши славянские лица особого не вызывали, и нас попросили... заранее заплатить, а только потом вкусить: официант испугался поспешного бегства через окно в туалете… После получения доказательства платежеспособности он стал очень мил и регулярно интересовался, как проходит прием пищи.

Около стойки бара пара англичан со знанием дела нагружались пивом с виски, а происходило это в субботу в районе полудня. Так что выпивать в виде досуга любят не только в России, единственный момент – напитки в барах у англичан неизменно высокого качества.

Три дня пролетели очень быстро. Вернулись мы в понедельник поздно вечером, из-за разницы во времени вылетев в обед, а прибыв уже почти в полночь.

В общем, еще в прошлом году можно было весьма бюджетно съездить в Великобританию и с большим удовольствием погулять там на выходных. Теперь такого, по крайней мере в обозримой перспективе, не будет.

Но бог с ней, с заграницей. Может, в России наконец-то разовьется полноценное дешевое авиасообщение (пока что у нас существует единственный лоукостер, созданный со второй попытки волевым решением), и мы будем иметь возможность быстро и доступно передвигаться хотя бы по собственной стране.

Манчестер–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
691
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
609
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
721
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
495

Другие новости