В РПЦ заявили, что ловля монстров несет угрозу «целостности человеческой личности». Фото РИА Новости
Рано или поздно молодые, интегрированные в массовую культуру религиоведы будут писать о Pokemon GO статьи. Может быть, даже в список ВАК или Scopus. До тех пор о том, насколько весь этот сеттинг (вымышленный мир игры) и сама игра похожи на религию, будут размышлять журналисты: в западных СМИ уже начали выходить заметки о том, как люди охотятся за обитающими в земле, в воздухе, в воде и в еде и притом невидимыми невооруженным глазом сущностями, осваивают новые практики тела, не спят ради них и так далее. Поскольку покемоны – изобретение японцев, источники этого сеттинга ищут и находят в синто, традиционной японской религии. Синтоисты, как известно, верят в ками, духов природы, с которыми можно вступать во всяческие отношения и даже дружить – собственно, как и с покемонами.
Поскольку люди гоняются за покемонами, как фараон – за народом Израилевым, и иногда даже добровольно ввергаются ради них в морские воды, на их аномальное поведение должны были как-то реагировать и религиозные общины. Реагируют все по-разному, в соответствии с темпераментом, и совокупность их высказываний, движений навстречу, всякого рода шуток и запретов по всему миру складывается в любопытную картину: модернистские движения вроде либеральных протестантов или иудеев-реформистов начали «подыгрывать» ловцам покемонов, реакция католиков (как полагал Венедикт Ерофеев, единственной религии, в которой есть чувство юмора) и ортодоксальных иудеев оказалась двойственной, но не враждебной, а православные и мусульмане начали, как обычно, запрещать, угрожать тюрьмой, требовать убрать, предупреждать и наставлять.
Наиболее творчески к игре отнеслись реформированные иудеи, которых больше всего в США. Для доместикации карманных монстров был приглашен большой их фанат и, кроме того, еврей. Так Джиглипуф, усыпляющий противника волшебным пением, обзавелся еврейским кузеном Джиглибергом – знатоком Торы и кантором в синагоге. Затем свои покемоны завелись в еврейских летних лагерях, кошерных закусочных, в Израиле, в Мертвом море и даже в традиционном супе с шариками из мацы. Все они носят на голове крышку покебола (специального шара для ловли и хранения покемонов) – вместо кипы. Синагога Temple Sholom в Нью-Джерси обещала «специальный субботний ПокеПриз» любому, кто в пятницу вечером придет в синагогу и поучаствует во встрече субботы. Схожей стратегией воспользовались и некоторые синагоги в России: так, в Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга, опубликовавшей призыв обезвредить всех карманных монстров на ее территории, за их поимку выдают кошерное вино и выписывают благодарность на сайте. Московские же иудеи, напротив, отнеслись к игре скорее негативно, сочтя ее пустой забавой.
Поскольку многие gym'ы и stop'ы, то есть «арены» и «базы» покемонов, оказались в американских церквах, протестанты – от либералов до фундаменталистов – стали с удивлением обнаруживать на ступенях храмов ранее равнодушных к духовности молодых людей, и некоторые из пасторов решили использовать это обстоятельство в своих целях. В блоге The Wardrobe Door была даже опубликована инструкция по привлечению людей к Иисусу посредством покемонов: необходимо вывешивать приветственные баннеры, раздавать угощение, напитки и мелкие призы, а также иногда «стягивать» толпу покемонов к одной арене на срок около получаса с помощью специальной опции. Сейчас на окнах церквей можно увидеть плакаты вроде, например, такого: «Иисус! Я выбираю тебя! Обнови свою душу! Обнови свою ячейку (домик покемона. – «НГР»)! Владельцы покемонов – добро пожаловать!» Некоторые пасторы, правда, уже поняли, что гарантий здесь ждать не приходится, но говорят, что человек по крайней мере будет знать дорогу к храму.
Без переносов реальных конфликтов в виртуальный мир тоже не обошлось. Так, одна из покемонских «качалок» оказалась в Баптистской церкви Вестборо, штат Канзас, известной своей агрессивной гомофобией. И вот однажды поле боя было захвачено врагом – юным ЛГБТ-пользователем под ником LoveIsLove. После этого горячая точка стала переходить из рук в руки – от гомосексуалов к гомофобам и обратно. В итоге церковь потребовала «разобраться с этим содомитом» и призвала себе на помощь Джиглипуфа, Пикачу и серию плакатов с этими персонажами и сулящими грешникам скорую кару цитатами из Библии. Это не шутка.
Американские протестанты создали у себя в церкви базу миссионерствующих покемонов. Фото со страницы епископальной церкви Святого Павла в Юме в Facebook |
Гораздо более жесткой и непримиримой оказалась реакция мусульман и православных, у которых, кажется, чувство юмора развито даже меньше, чем у брата Хорхе из «Имени розы». В Саудовской Аравии еще в 2001 году вышла фетва, объявляющая покемонов противоречащими нормам ислама. Причин тому три, и все они весьма серьезны: во-первых, карманные монстры эволюционируют, а всякого рода дарвинизм противоречит вероучению, во-вторых, сеттинг эксплуатирует христианскую, иудейскую и масонскую символику, и, в-третьих, в их внешне безобидных песенках и писках ревнители веры расслышали призывы «стать евреем» и хулу на пророка и Аллаха. В текущем году эта фетва была обновлена, хотя формальной блокировки приложения пока нет. К слову, на территории королевства нельзя делать селфи с котиками, потому что котики – это идолы. Официально Pokemon GO запретили в Индонезии, Малайзии и Иране, где такое решение было принято «из соображений безопасности». Мусульманские деятели России, не обладающие столь мощными полномочиями, пока что ограничились запретом на ловлю покемонов в мечетях и призвали не тратить время впустую.
Что касается русских православных верующих, то первыми обеспокоились питерские казаки, которые заявили, что игра «попахивает сатанизмом», потребовали ее запрета и приготовились оборонять от врага храмы, музеи и прочие сакральные места. Критику новой забавы инициировали также многие священники и православные общественные деятели. В Синодальном отделе по взаимоотношениями Церкви с обществом и СМИ заявили, что игра несет угрозу «целостности человеческой личности». Вслед за религиозными общинами всполошились и чиновники. На телевидении покемонам был посвящен отдельный сюжет, предупреждающий об уголовной ответственности за ловлю оных в неположенных местах. Первый зампред комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич выразил общее настроение так: «Ощущение, что дьявол пришел через этот механизм и пытается просто развалить нас изнутри духовно». О потенциальных опасностях приложения уже предупредил Роскомнадзор.
«Новой религией» или чем-то вроде того покемонам стать не суждено – как минимум потому, что тренды сменяют друг друга слишком быстро, чтобы дожить до того самого «второго поколения» верующих, рутинизирующих харизму, обустраивающих институты, места поклонения и прочее. Не исключено, что на смену карманным монстрам скоро придет что-то другое, а потом и третье. Этот непрерывный поток маленьких революций, как можно предположить, будет раз за разом тормошить религиозные общины, и каждая из них должна будет решать, как относиться ко всему этому по отдельности – и к современному миру в целом.