0
5411
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.10.2016 00:01:00

Талант с зубами

Александра Иванова

Об авторе: Александра Валерьевна Иванова – журналист.

Тэги: культура, эстрада, кино, автогонки, телевидение, радио, николай фоменко, медиафестиваль, патриотизм


культура, эстрада, кино, автогонки, телевидение, радио, николай фоменко, медиафестиваль, патриотизм Одно время Николай Фоменко был страстным автогонщиком, участвовал в соревнованиях, получал призы. Фото РИА Новости

Невозможно охарактеризовать род деятельности Николая Фоменко одним словом. В его послужном списке музыка, кино, шоу-бизнес,  радио, телевидение и спорт. Как будто он задался целью подтвердить расхожую поговорку «талантливый человек талантлив во всем», успешно занимаясь разными делами, появляясь то в одном, то в другом качестве, удивляя и радуя своих поклонников и, наверное, раздражая конкурентов и недоброжелателей. Впрочем, как говорит сам Николай, «талант без зубов и не талант вовсе».

В середине 80-х в советскую эстраду ворвалась четверка молодых питерских ребят, которые буквально стали «нашими «Битлз». Ленинградский бит-квартет «Секрет» – это целая эпоха в творческой жизни Николая Фоменко, своеобразная точка отсчета. Успех, популярность, слава – все оттуда. От этих концертов, где исполнялись искренние песни, где молодые парни в элегантных костюмах и неизменных красных галстучках ненавязчиво внушали своим многочисленным поклонникам, что «из всего, что в жизни есть, ценились верность и честь, ну а все остальное – потом». Прекрасно помню то состояние в свои 15 лет на одном из концертов, этот сумасшедший драйв, всепоглощающая любовь (не к кому-то из них конкретно, а ко всем сразу, как было и с «битлами») и какое-то абсолютное счастье. Кстати, на тот концерт я пришла с цветами и подарила их тогда Николаю Фоменко.  

Трогательное и в чем-то наивное время «Секрета» сменилось жестким ритмом 90-х. Годы, которые сейчас принято ругать, называя страшными и разрушительными. 

Но на мастер-классе в рамках московского медиафестиваля «Родина в сердце» Николай Фоменко высказал свою точку зрения: «Это времена, давшие нам очень много. Мы увидели себя со стороны, на что мы похожи, все наше образование, вся наша культура. Мы были в СССР такие прекрасные, у нас такая культура, блестящее образование. Потом раз – появились бандиты, постреляли друг друга, поубивали, воровали без конца; мы не знали, как себя вести и как с этим справляться. Поэтому, если говорить про 90-е, мне кажется самым важным моментом, что дверь открылась и мир изменился, хочет этого кто-нибудь или нет. Я считаю, в этом смысле Горбачев сделал величайшую вещь, он открыл дверь, сломал стенку немецкую, люди стали ездить в Европу. 90-е годы тяжелые, ужасные, но пройти через это было нужно, как и сейчас через новый, совершенно другой виток».

А группа «Секрет» тогда исчезла из поля зрения фанатов, каждый из участников пошел своей дорогой, чтобы потом, спустя годы, снова объединиться в юбилейных концертах, уверяя своих поклонников в том, что «ничего не исчезает», «Алиса по-прежнему сидит на тахте», а «Кристина справляет свои именины» и «моя любовь все еще на пятом этаже». И сейчас «секретовцы» задумали новый проект, кинематографический. Решились, видимо, тряхнуть стариной, вспомнив свой давнишний фильм «Как стать звездой». 

В середине 80-х группа «Секрет» считалась «нашими «Битлз».	 Фото © РИА Новости
В середине 80-х группа «Секрет» считалась «нашими «Битлз». Фото © РИА Новости

Кинематограф – тоже вотчина Николая Фоменко. Довелось ему поработать с Эльдаром Рязановым и Людмилой Гурченко (фильм «Старые клячи»), о чем сейчас вспоминает с благоговением. Снимался  у Аллы Суриковой, у Бахтиёра Худойназарова и у Владимира Машкова. Разумеется, отметился и в самом ярком телепроекте 90-х – новогодних «Старых песнях о главном». С телевидением вообще связан огромный отрезок жизни, появлялся во многих программах (в некоторых и в качестве ведущего), начиная с незабвенной «Оба-на!», где его шутки всегда были к месту и затем многократно тиражировались. То же самое, кстати, относится и к его знаменитым радиошуткам из программы «Русские гвозди» на «Русском радио». Кстати, один из грядущих проектов Николая Фоменко снова связан с радио, в июне он собирается запустить свою интернет-радиостанцию. 

Но всего этого ему показалось мало, и Фоменко заделался страстным автогонщиком, участвовал в соревнованиях, получал призы. Именно в тот период я брала у него интервью для одного журнала и помню, с каким увлечением он говорил обо всем, что связано с гонками. 

Так и хочется спросить универсала Николая Фоменко: как ему все удается и как он все успевает? А ответ прост: «Я никогда не занимался тем, что мне не нравилось, никогда принудительно не ходил на работу». Собственно говоря, в этой нехитрой формуле и заключается простой секрет успеха, счастья и комфорта. И к ней стоит прислушаться. 

Так же, как неплохо было бы, если б начинающие (да и действующие) журналисты прислушались к тем советам, которые Николай Фоменко также  озвучил на встрече со студентами. Вопрос о том, как журналистам надо общаться с своими собеседниками, как брать интервью, задала ему я. Уж кому, как не ему, говорить об этом, человеку, давшему за свою жизнь огромное количество интервью! «Я уже давно живу, поэтому с детства застал весь этот путь, как «вольный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую  шутку». Раньше выдающиеся журналисты были знаковые фигуры, которые могли себе позволить многое. Но в этом «позволить многое» всегда была культура. Журналистика – сдерживание внутреннего противоречия, тем более на бумаге. Надо знать, что за вами будет наблюдать и читать вас большое количество людей, и скорее всего вы повлияете на их мировосприятие. Самое важное на сегодняшний день – вернуть этой профессии глубину погружения. Не нужно верить тем людям, которые говорят: «Мы 24 часа в эфире, сегодня я разговаривал про автопром, потом разговаривал про пищевую, сейчас про бизнес, потом про последний спектакль, потом про фильм, потом про моду, извини, старик, я тут напутал, ну ничего страшного». Наша самая основная проблема, и к журналистам она относится в первую очередь, – иллюзия компетентности, это самое страшное. Пробежался по Гуглу, открыл два раза Википедию, и ты уже компетентен. А раньше у журналиста был месяц на знаковую итоговую подвальную статью, на интервью. Неважно с кем. Большая личность – это явление, к этой встрече надо готовиться. Например, приезжаешь на какой-нибудь форум или фестиваль, к которому готовились год, приходишь на пресс-конференцию, а тебя там спрашивают: «Вы любите собак?» Мне бы, конечно, хотелось, чтобы будущее поколение выдающихся людей сталкивалось с компетентной журналистикой».  

Пообщавшись с молодой аудиторией, Николай побежал дальше, забирать младшего сына из музыкальной школы. Из своей семейной жизни Фоменко тайны не делает: да, он четвертый раз женат, да, у него уже даже внуки есть, да, со всеми женами и детьми у него прекрасные отношения. Какие еще могут быть вопросы? Ах да, про патриотизм. На него он тоже отвечает честно и непафосно: «Для меня патриотизм – это семья».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Екатерина Трифонова

Кодекс об административных правонарушениях не содержит в себе необходимых процессуальных норм

0
1040
Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Анастасия Башкатова

Потребность в новом жилье без специальных мер поддержки не удовлетворить

0
1244
Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Должность секретаря Генсовета РФ прежде была больше технической, чем административной

0
1618
Пять книг недели

Пять книг недели

0
987

Другие новости