0
38098
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.04.2017 00:01:00

Актер уходит без аплодисментов

Валентин Тепляков

Об авторе: Валентин Васильевич Тепляков – режиссер, заслуженный артист России, профессор Института театрального искусства.

Тэги: театр, актеры, алексей петренко


театр, актеры, алексей петренко Алексей Петренко выстраивал роль в пространстве и времени, как нотную партитуру. Фото РИА Новости

Дворец культуры курорта Нальчик, идет спектакль Молодежного театра-студии «Сейчас ему откроют» по повести Валентина Распутина «Деньги для Марии». Я сижу рядом с музыкой, на фонограмме. Финал, аплодисменты, поворачиваюсь к зрительному залу, а там стоя аплодирует царь Петр из фильма – Алексей Петренко. «Разведка» докладывает, что актер и его супруга, журналист газеты «Правда» Галина Кожухова, отдыхают в санатории «Нальчик». Приглашаю еще на один спектакль, они приходят, а после спектакля Галина Петровна подходит и спрашивает, почему я не сам подхожу к ним. А как подойти, неловко. Я работал тогда директором ДК. Через несколько дней Галина Петровна прямо из моего кабинета позвонила завкафедрой актерского мастерства  ГИТИСа Владимиру Андрееву и сказала: «Володя, ребят надо поддержать и учить». В порядке исключения нас приняли в ГИТИС на актерский факультет. 

С Андреем и Галюсей (так она просила ее называть) мы подружились  по-человечески и ничего творческого не планировали. Они приходили на наш дипломный спектакль «Три сестры», потом меня перевели в Государственный русский драматический театр им. М. Горького, где я соединял две должности – директора и главного режиссера. И вот как-то у них в гостях за хлебосольным столом, где выпивал и общался весь театральный и культурный цвет СССР, я сказал: «Алексей, а не слабо сыграть у меня в спектакле «На дне» Сатина?» Тогда он снимался у Юрия Карасика в фильме «Без солнца» по той же самой пьесе Горького. Возникла пауза, Галюся смотрела с ужасом, возразить мне, гостю, не решалась. Алексей подумал и говорит: «А давай попробуем!» 

Начал приезжать к нам в Нальчик и репетировать. Я и сегодня с благодарностью вспоминаю его уроки.  Он видел, как тяжело рождался спектакль, и работал с титаническим терпением. Научил любить артиста и говорить с ним доверительно, негромко. Как-то я пригласил его к себе и предложил взять гонорар. Он посмотрел на меня по-доброму, немного недоуменно: «Представляешь, я беру деньги, а завтра со мной что-то случится и не смогу сыграть спектакль. Предстану пред Ним и что я скажу?» Так и не взял. Для постановки мы сшили ему великолепный пиджак, ткань специально искали. Прихожу на спектакль за два часа, сижу в зрительном зале. Вдруг он садится рядом и начинает рвать подкладку пиджака. «Алексей Васильевич, что вы делаете?» – в ужасе спрашиваю я. «Рву! –  смотрит на меня лукаво. – Какая первая реплика у меня? «Кто это бил меня вчера?» Драка. Значит, что-то порвали».

Играл он удивительно, на сцене буквально рождалось чудо. Владел пространством, как никто, работая на сцене, необъяснимым чувством, чутьем слышал и контролировал зал, всегда точно определял, куда необходимо направить энергию, желание, чтобы заставить идти за ним и сопереживать. Это умение брать зрительный зал в эмоциональный захват и есть актерский профессионализм. Как-то во время спектакля в ряду 16–17-м послышался шум от развертывания конфет или шоколада. Алексей услышал, развернулся и направил себя в сторону тех, кто мешает. Из-за кулис я увидел, как молодые люди физически начали сползать с театральных кресел.

Дыхание формирует энергию. Что-то необъяснимое происходило в четвертом акте, когда Петренко-Сатин входил в основные монологи. Воздух начинал вибрировать, было ощущение, будто что-то громадное обрушивается на вас. Алексей как-то сказал: «Пусть все, как в опере, выучат свои партии, и спектакль сыграется». Он и выстраивал роль в пространстве и времени, как нотную партитуру, многократно выверял свой выход и доводил его до абсолютной точности в темпе и пластике, доводил до совершенства каждый жест, поворот головы, выверял интонационно каждый звук и слово. И в этом жестком рисунке вдруг возникало дыхание свободы, то, что зовется импровизационным существованием. 

Петренко был органичен в роли Сатина и в театре, и в кино.	Кадр из фильма «Без солнца». 1987
Петренко был органичен в роли Сатина и в театре, и в кино. Кадр из фильма «Без солнца». 1987

Спектакль «На дне», созданный в Нальчике, смотрели во Владикавказе, Белгороде, Калуге, Душанбе, Киеве. В 1989 году в Москве на международном симпозиуме «Станиславский в меняющемся мире» его играли в Учебном театре ГИТИСа. Рядом шли спектакли Питера Брука «Вишневый сад» и Петера Штайна «Три сестры» – Галюся шутила, что мы попали в неплохую кампанию. В начале 1990-х в Москве создали Театр-студию 21, и в спектакль вошли Альберт Филозов, Василий Бочкарев, Нина Русланова, Александр Соловьев и многие другие замечательные артисты.

Говоря об Алексее Васильевиче, нельзя не сказать о Галине Петровне. Она многим помогла и многим подставила плечо. Она жила по принципу «все возможное сделает и дурак, надо уметь делать невозможное!». Встретившись с Алексеем, она, словно ювелир, открывший самородок, произвела такую огранку, что бриллиант заблистал. Оба они безмерно любили театр, искусство, которое эмоционально воздействует и потрясает. Дом Кожуховой и Петренко на Суворовском, ныне Никитском бульваре был одним из самых добрых, гостеприимных. На этом доме можно повесить памятную доску – кто только из великих здесь не бывал и не говорил тосты под водочку и селедку под шубой. 

Петренко пытался соединить клоунство и психологический театр, представление и переживание. Этот внутренний процесс не давал ему покоя всю жизнь, даже после ухода Галюси, когда он мучительно трудно приходил в себя. Долго оттаивал, ожил, только когда встретил Азиму Абдумаминову и вместе с ней обрел большой род, многодетную семью. Называл свою жену Рахат-Лукум, себя – Петренкобаевым. А к нему стали ласково обращаться –  «батенька». Стал активно сниматься и участвовать в абсолютно разном материале. Были в его истории благотворительные вечера, концерты с Валерием Гергиевым и Владимиром Федосеевым. Были и сериалы, в которых порой его игра была единственным украшением. Эту его жизнь много обсуждали и даже осуждали, что не прибавило ему здоровья. 

20 февраля, в понедельник, мы были у Юрия Грымова в театре «Модерн», говорили о будущем, после встречи он позвонил Юрию Соломину и договорился созвониться на следующий день. Он был в активном желании творить, войти в достойный театральный спектакль. В среду 22 февраля днем я говорил с Азимой, а ночью в 0.30 от нее звонок: «Батя ушел». Я не понял сначала, переспросил и тогда поехал в ночь в Никольское, еще не до конца осознавая, что произошло. 

Он ушел и просил не аплодировать. Вечный скиталец: от Игоря Владимирова к Анатолию Эфросу, от Олега Ефремова к Вячеславу Спесивцеву, от Анатолия Васильева к нам в Нальчик играть Сатина... Скиталец в поиске театра, где служат и священнодействуют. Как говорил его великий земляк Михаил Семенович Щепкин, «священнодействуй или убирайся вон!». После спектаклей с его участием возникала звенящая тишина. Зритель не аплодировал, долго молчал, потрясенный увиденным. Так и мы провожаем его без аплодисментов. Остались только шок и пустота.                                                                                                                     



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
657
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
574
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
687
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
477

Другие новости