0
7404
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.08.2017 00:01:00

Христиане на Колыме

Роман Лункин

Об авторе: Роман Николаевич Лункин – руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

Тэги: колыма, большой террор, протестанты, христиане, гонения, права верующих, магадан


колыма, большой террор, протестанты, христиане, гонения, права верующих, магадан Золотые купола Свято-Троицкого собора величаво возвышаются над серой типовой застройкой советского времени.

На земле, выжженной репрессиями, которая на протяжении десятилетий являлась местом самых страшных лагерей и ссылок, где мучились и умирали на добыче золота и других ископаемых люди, христианство парадоксальным образом играет большую роль в жизни общества. Для области, где проживают 145 тыс. чел., а в столице – 90 тыс. чел, существующее многообразие конфессий уникально. Верующие не стремятся забыть тяжелые страницы истории – Колыма была территорией, которой управлял НКВД (Северо-восточный лагерь), основателем Магадана и его строителем в 1930-е годы считается деятель НКВД и первый директор «Дальстроя» Эдуард Берзин. Все создавалось в этом регионе трудом заключенных и на их костях – заброшенные лагеря и сейчас можно встретить в тайге.

В Магадане, и это характерно для Дальнего Востока, в советский период, особенно в послевоенное время и в активный период освоения региона в 1960–1970-х годах, религия была представлена в основном протестантами – баптистами и пятидесятниками (и небольшой группой адвентистов).

Первой христианской общиной, которая в 1986 году получила автономную регистрацию, стала пятидесятническая Церковь во главе с пастором Николаем Воскобойниковым. Поскольку протестанты уже занимали важное место в религиозной жизни области, то, естественно, что в 1990-е годы именно баптисты, евангелисты, пятидесятники стали расти наиболее динамично. Одной из основных характеристик 

«Маска» Эрнста Неизвестного – главный символ покаяния.	Фото автора
«Маска» Эрнста Неизвестного – главный символ покаяния. Фото автора

периода 1990-х и середины нулевых годов стало активное взаимодействие местных Церквей со своими единоверцами, в том числе с русскими эмигрантами из евангельских Церквей Сакраменто (США). В силу близости к США и отделенности от остальной России американцы и русские американцы активно помогали и в евангелизации и привозили гуманитарную помощь (через Анкоридж на Аляске в Магадан и морем с Западного побережья США). Целый ряд миссионеров из США остались в Магадане на постоянное проживание, а многие русские пасторы эмигрировали в США.

С конца 1990-х годов на протестантские Церкви стало оказываться давление со стороны правоохранительных органов и власти в целом с целью резко ограничить миссионерскую активность протестантов. Деятельность зарубежных миссионеров стала жестко контролироваться или пресекаться.

Критике со стороны представителей областной администрации и РПЦ стала подвергаться национальная миссия баптистов и пятидесятников среди народов Крайнего Севера – коряков, эвенов, чукчей. Критика носила противоречивый характер – с одной стороны, протестантов обвиняли в разрушении традиционного уклада жизни и обычаев народов, с другой стороны, признавали усилия в сохранении их здоровья в результате отказа от алкоголя и налаживания традиционного хозяйства. Поскольку миссия протестантов осуществляется в труднодоступных районах, где нет РПЦ, а среди коряков, к примеру, есть уже пасторы общин, то критика не смогла помешать проповеди среди местного населения.

Наиболее известной национальной Церковью на Колыме является Северо-Восточная христианская «Миссия милосердия» христиан веры евангельской в Североэвенском районе. Руководитель миссии – Юрий Дикий (женат на корячке), миссионер с Украины. Дикий работает на Севере среди коренных народов с 1999 года. Некоторые из крупных общин, созданных миссионерами, находятся в поселке Эвенск и в Верхнем Парене Магаданской области в тундре (до поселков добираются на вездеходе под названием «Евангелист»). Отличие миссии Дикого от других пятидесятнических национальных Церквей на Дальнем Востоке и в Сибири в том, что Дикий перенес все консервативные правила украинской пятидесятнической общины на Крайний Север (женщины ходят в платках, в целом строгость в одежде).

Не только «коренным» протестантам, но и католикам пришлось отстаивать свое право на существование на Колыме: в конце 1990-х годов настоятель римско-католического прихода Рождества Христова в Магадане уроженец Анкориджа на Аляске священник Майкл Шилдс судился с Министерством юстиции РФ, которое хотело его выдворить, и выиграл суд. Другим самым трудным этапом своей жизни священник считает строительство храма (завершен в 2003 году). Американцу пришлось бороться с российской бюрократией и, к примеру, ждать три дня в кабинете чиновника, чтобы получить заветную подпись, так как Майкл не хотел давать взятку.

С середины нулевых годов католический храм, построенный по проекту самого настоятеля, стал не только центром социальной работы и курсов английского языка, но и мемориалом колымских святых. В церкви устроена специальная часовня в память колымских мучеников. Иконы в православном стиле в этой часовне написаны по заказу Шилдса: на одной из них изображен Собор колымских святых, а на другой – новомученики за веру, где впервые наряду с православными представлены католические подвижники, которых соответственно можно отличить по их священническим облачениям. Среди святынь в этой часовне – терновый венец из колючей лагерной проволоки и четки для молитвы, сделанные из черного хлеба. С распятия на молящихся в этой часовне взирает Иисус Христос с чертами лица эвена – представителя коренных народов этого края. С начала 1990-х годов, когда Шилдс решил остаться в Магадане и служить здесь, католики стали собирать свидетельства оставшихся в живых и не уехавших на Большую землю узников лагерей, а затем издали книгу воспоминаний, а французы при участии католиков сняли фильм о Колыме.

Несмотря на то что историю православия в официальных хрониках часто начинают на Дальнем Востоке с освоения этих земель казаками в XVII веке, в реальности православие стало возрождаться с момента основания епархии в 1991 году. С первыми епископами РПЦ у других христианских конфессий связаны вполне благожелательные воспоминания (они шли на контакт) – это Аркадий (Афонин) и Ростислав (Девятов). Межконфессиональный диалог был прерван, когда на кафедру взошел епископ Феофан (Ашурков) – при нем протестантов перестали допускать в Комиссию при губернаторе и стала расти критика в адрес баптистских и пятидесятнических миссионеров, якобы наносящих вред «традиционному образу жизни» народов Крайнего Севера. «Антисектантская» риторика усилилась еще более при епископе Гурии (Шалимове). Епископ Иоанн (Павлихин), глава епархии с 2011 года, человек с характером – в прессе его обвиняли в том, что плеснул кипятком в своего дьякона за плохое исполнение гимна области, а также построил дачу на берегу Охотского моря в природоохранной зоне. Однако при нем же был открыт семейный кризисный центр для матерей-одиночек.

Над советской, уже обветшавшей и во многом разрушающейся застройкой Магадана возвышается православный Свято-Троицкий собор, возведенный в 2008 году. Его блестящие на солнце золотые купола на фоне серых домов сразу бросаются в глаза, когда гости города въезжают в Магадан со стороны аэропорта. Собор – это символ новой православной России, который всегда будет сосуществовать здесь с другим памятником – «Маской скорби» скульптора Эрнста Неизвестного. Монумент включает в себя распятие, камни с названиями отдельных лагерей и символы всех конфессий (православия, католицизма, протестантизма) и религий (от иудаизма до ислама и буддизма). «Маска скорби» стала вечным напоминанием о силе духа и о том, что перед Богом все люди равны, а веру каждого надо уважать.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
561
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
489
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
590
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
420

Другие новости