0
2638
Газета Стиль жизни Интернет-версия

09.11.2017 00:01:00

Ток крови

Игорь Гамаюнов

Об авторе: Игорь Николаевич Гамаюнов – прозаик, эссеист.

Тэги: телевидение, жизнь, предыстория, воплощения, выдумки, крестьянская судьба, сельский учитель


телевидение, жизнь, предыстория, воплощения, выдумки, крестьянская судьба, сельский учитель На посиделках местные жители решали, как заплатить автору за его книгу про их деревню. Постановили: «Оплатим огурцами!» Фото автора

Я удручен. Родное телевидение мощью всех своих каналов убеждает меня в том, что я живу ущербно. Не интересуюсь иным своим земным воплощением. Не рассказываю, кем я был в позапрошлой жизни. А может, у меня ее не было?

Вот на ТВ-экране дяденька ученого вида рассказывает, как разговорился с мальчиком шести лет (сейчас стало модным выяснять у детей их отношение к взрослым проблемам). И этот шестилетка поведал о своем участии в Русско-японской войне в начале прошлого века. Там он погиб. Но потом не раз возрождался в других воплощениях. А вот молодая блондинка отвечает на настырные вопросы корреспондента, открывшего в ней, продавщице ювелирных украшений, наследницу богатого рода в  средневековом царстве, погибшем в момент страшного землетрясения… Словом, у каждого из нас есть своя далекая предыстория, утверждает корреспондент, только нужно «прислушаться к своему току крови – он расскажет тебе про тебя…».

Это утверждение совсем меня растревожило. Ведь никто, кроме меня, не знает всех испытаний моей жизни – единственной и неповторимой, как бы ни старались нынешние мистики убедить меня в обратном. К тому же оказалось: сочинять себе еще несколько жизней – занятие увлекательное. Не порождающее угрызений совести по поводу того, что творится при нашем попустительстве в реальной жизни и что же в конце концов оставили нам предыдущие поколения? Историческую фантасмагорию с бесконечными войнами? Или  слабую надежду на умнеющее (как кажется) человечество?

Мой приятель (Умеренный циник) обычно снижает этот осторожный оптимизм словами:

– Главное – так обмануть себя очередной идеей социального переустройства малой кровью, чтобы покинуть этот мир с песней… Слова этой песни давно сложены: «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем…»

Но другой мой приятель (Непримиримый циник) снимает с левой ноги ботинок (как однажды случилось с одним политиком в ООН) и стучит по клавиатуре компа, требуя трезвого отношения к проблеме человеческого самообмана:

– Протестую! Никаких песен! Всех сочинителей лживых легенд сослать в Сибирь, как кулаков. Всех журналистов, пишущих по команде начальников одобрительные статьи, заставить собрать все, что они написали, обязав публично сжечь написанное в крестьянской печи, наименовав ее – «Пожирающая вечность»!!!

Спорить с Непримиримым бесполезно. Я лучше расскажу две истории об очень разных людях, проживших свои жизни достойно, не впадая в облегчающий душу самообман.

…Во владимирской деревне с тихим названием Погост (от слова «погостить» – здесь в старину бывали шумные ярмарки) я живу каждое лето, расспрашивая пожилых жителей о минувших тяготах их бытия. И записываю эти истории. (Они составили книгу «День в августе», отмеченную Всероссийской литературной премией.) А недавно вышла еще одна моя книга «Усмешка бытия» – о людях нынешней деревни. Местные книголюбы рассмотрели ее на уличных посиделках и постановили: распространить в пределах окрестных деревень. Пришлось им помогать. А заодно и уточнить некоторые подробности прошлого бытия.

Сельский учитель Александр Билетов вранье считал главным злом в человеческой жизни.	Фото из архива автора
Сельский учитель Александр Билетов вранье считал главным злом в человеческой жизни. Фото из архива автора

О тех, кто в трудные годы здесь противостоял обстоятельствам, кто во время поголовной коллективизации не пожелал «записаться в колхоз», в деревне до сих пор говорят с уважением и так, будто это случилось вчера. Их было всего трое на всю деревню (50 домов). Они отличались особой деловой хваткой и независимостью суждений.

Дочь одного из них, Вера Мололина, показывает мне свою усадьбу – грядки, цветы, яблони, бревенчатый дом с хозяйственными пристройками.

– Отец без конца его перестраивал, улучшал, сам был плотник, – рассказывает Вера Александровна.

Входим в дом. И в кухне меня словно бы кто-то окликает. Все обычное, как у всех. Но над холодильником – большой снимок в рамке, а на нем супружеская пара – отец Александр Михайлович и мать Анна Платоновна. Сидят на стульях, вынесенных во двор. Лица празднично оживленные.

Спрашиваю, почему снимок на кухне. Моя собеседница улыбается:

– Чтоб они видели в подробностях, как мы сейчас живем. В нашем благополучии и их заслуга.

Подумав, добавляет:

– Они на самом деле живые, раз мы с ними говорим.

Жили они трудно, но дружно, вырастили шестерых детей и восьмерых внуков. Смертность в те годы (особенно – детская) была высокая, у них же никто не умер. Все было в их крестьянской судьбе – грабительские госпоставки (яйца, молоко – такой оброк с каждого двора государству), налог на яблони (их крестьяне стали вырубать), урезание огородных соток. Именно тогда начался резкий отток сельского населения в окрестные города. Поэтому-то и дом Мололиных сейчас обитаем только летом.

Можно ли такое забыть, спрашивает нас наш ток крови? И стоит ли подлинную, оставшуюся в памяти историю людской жизни засорять нелепыми выдумками?

– Но это же естественная человеческая потребность – мечтать, выдавая придуманное за осуществленное, – вмешивается в мой текст Умеренный циник.

– Семьдесят лет воображали, что строим что-то дельное, – усмехается Непримиримый циник, – а построили неконкурентоспособную экономику.

– Зато у нас есть то, чего нет у других: наше отечественное бескорыстие, наша доброта... – возражает ему Умеренный.

…Их спор бесконечен. Я же расскажу историю еще одной судьбы. Про бескорыстие.

Этот человек был идеалист. Так он сам про себя говорил в конце своей жизни. Он был именно таким. Он был Учитель. Сельский Учитель.

В селе Олонешты (юг Молдавии) его долговязая фигура в перспективе длинной улицы заставляла встречных собраться с мыслями и быть готовым не только поприветствовать Учителя, а еще и рассказать ему, куда идешь. И – зачем. И вообще – зачем живешь. Ему охотно рассказывали. Потому что знали: он не употребит сказанное тобой во вред. Он ребят привораживал. Они приходили к нему со своими бедами, и он врачевал их подростковые душевные раны. Хотя ему за это не платили.

Я был одним из «раненых». Мы приходили к Учителю в его «хижину дяди Тома» (популярная тогда книга). «Хижина» на самом деле была мазанкой с камышовой пристройкой – бывшая летняя кухня. Здесь Учитель проверял тетради. Однажды под настроение прочитал нам наизусть (!!!) половину пушкинского «Онегина», чем потряс деревенскую разновозрастную ребятню. Выяснилось, что он и сам пишет стихи. Почему не публикует? Время не пришло.

Вранье он считал злейшим врагом всего человечества. Он был конфликтным человеком, как все искренние люди. И мы видели, как он страдал от своей конфликтности. Сочувствовали:

– Александр Алексеевич, забудьте! Сходите в плавни, на охоту. Или лучше с нами на рыбалку!

– Нет, не лучше, – возражал. – Все надо доводить до конца.

В селе о нем говорили:

– Учитель Билетов? Да это кремень, а не человек.

Он не стал понятнее, даже когда мы повзрослели. Походы с нами на рыбалку, разговоры у костра не делали его проще, он и там казался пришельцем из другого мира. Этот мир приоткрывался стихотворными строчками. Учитель уехал из Олонешт внезапно. После нового конфликта с начальством. 

Он отвечал на все наши письма и тогда, когда Советский Союз перестал существовать. И даже последние годы жизни, которые он провел (после очередного конфликта с начальством) егерем в степном охотхозяйстве Кызыл-Орды – вот куда занесла его мятежная душа! – он писал нам, своим ученикам, рассеянным по просторам бывшей империи, пылкие письма. Шутил по поводу «живого памятника» себе:  бывшие ученики давали сыновьям при рождении имя Учителя – Александр, а дочкам – Александра. В письмах он призывал: «Живите подлинной жизнью, а не выдумкой! Выдумка – это яд. Действительность сурова, но она и есть настоящая жизнь». В одном из его последних писем есть такие слова: «Человечество погибнет, если не перестанет жить во лжи».   



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1108
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3015
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1699
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2052

Другие новости