0
5729
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.03.2024 18:33:00

Гомер как пример для понимания

Бабочки, раки, хамелеоны – или жертвы, участники, наблюдатели?

Ирина Осинцова

Об авторе: Ирина Сергеевна Осинцова – актриса, режиссер.

Тэги: психика, поведение, стресс, варианты реагирования, гомер, илиада, жертва, участник, наблюдатель


психика, поведение, стресс, варианты реагирования, гомер, илиада, жертва, участник, наблюдатель В зависимости от местонахождения (точки зрения) человек может быть либо жертвой, либо активным участником, либо наблюдателем. Франц фон Мач. Триумф Ахилла. 1892

Приехала ко мне как-то в гости подруга детства. Сидим на кухне, закончили ужинать, настало время разговоров по душам. А она по профессии психотерапевт.

Я ей:

– Подруга! Ты выглядишь уставшей.

– Да ты представить себе не можешь, – ответила она, – сколько я за последние дни провела сессий с людьми в состоянии острого стресса. Ты ж понимаешь – столько событий вокруг, люди нервничают, а разгребать мне!

– Да, – посочувствовала я, – еще и у всех такие разные ситуации, голова опухнет, пока вникнешь во все детали.

– Вот как раз нет! – возразила она. – Ситуации у всех похожи, да и вариантов реагирования не так уж и много. Я придумала свою классификацию. Она всего из трех пунктов, но идеально подходит для того, чтобы определить, как ты реагируешь на внешние стрессовые обстоятельства. Хочешь, тебя проверим?

– О! Интересно! Давай! – загорелась я.

– Итак, – начала она, – вариант первый. Я его назвала «бабочки». В любой стрессовой ситуации они просто перелетают на другой цветок. Если такой человек находится в состоянии стресса, он меняет место работы или хватает чемодан и несется в другой город, страну, планету. Ты бабочка?

– Вот точно нет, – уверенно ответила я, – иначе мы с тобой сейчас не сидели бы у меня на кухне. Но я знаю женщину, которая в пандемию бросила бизнес, забрала детей из школы и уехала жить в глухую деревню. Когда ее спрашивали, зачем она так поступает, она срывалась в истерику и говорила, что нужно бежать из города, в котором они умрут либо от страшного вируса, либо от прививки, которую заставляли делать, чтобы уменьшить количество людей на планете. Надеюсь, в деревне ее нервы стали здоровее, а то детей жалко.

– Отлично! – сказала подруга. – Следующий вид – «раки». Они сидят в своих норах и оттуда смотрят, что там в реке происходит. Кладовки у них полны запасов, и они могут не вылезать наружу довольно долго. Переводя в человеческий образ – это те люди, которые смели все с прилавков, когда объявили карантин. Весь мировой запас гречки, сахара и спичек у них, а под домом наверняка вырыт бункер. На всякий случай. У тебя много гречки дома?

Я подумала и ответила: – Около килограмма.

– А что у тебя на антресолях? – допытывалась подруга.

– Елочные игрушки и кастрюли, которые не влезают в шкафы на кухне, – рассмеялась я. – Не, я точно не рак! За весь карантин я могу насчитать только три дня, когда не выходила из дома. У меня был рабочий пропуск, и я кучу всего делала в городе. Зато я знаю людей, которые не выходили из дома четыре месяца!

– Хорошо, – продолжила она, – внимание! Последний вид – «хамелеон». Психика таких людей легко адаптируется к изменениям, они никогда не будут возмущаться обстоятельствами, а просто примут цвет окружающей действительности и будут чувствовать себя вполне комфортно. Это про тебя?

– Да вроде тоже нет, – растерянно ответила я.

– Ты пойми, – продолжила подруга, – эта классификация – это не хорошо и не плохо. Психика диктует поведение, а разум под эти требования подкладывает аргументацию.

– А если я действительно не вижу себя в этих образах? – Я посмотрела на нее с недоумением.

– Тогда ты просто не придешь ко мне на прием! – улыбнулась она.

– Хорошо! – сказала я. – Тогда я тебе расскажу свою систему! И в ней я свое место ощущаю. Правда, она не про реагирование на обстоятельства, а скорее про то, кто ты в них. Я ее придумала, когда преподавала художественное чтение подросткам. Мы с ними читали «Илиаду» Гомера. И чтобы все-таки понимали текст, они должны были после каждого эпизода своими словами описать прочитанное. И когда мы читали описания сражений, я обратила их внимание на то, что Гомер их описывает с разных точек наблюдения. Я предложила пофантазировать – а что бы они чувствовали, если бы оказались на месте Гомера?

– Интересно! – отозвалась подруга. – И что дальше?

– Вот, слушай, – сказала я. – У него есть такая строфа:

«...Рати троянские, всей их громадой,

как пламень, как буря,

Гектору вслед с несмиримой горячностью

к бою летели

С шумом, с криком неистовым: взять корабли

 у данаев

Гордо мечтали и всех истребить перед ними

данаев...»

Скажи, где находится человек, который нам это описывает?

Она подумала и сказала:

– Перед войсками троянцев.

57-8-2480.jpg
На сессии у психотерапевта определяется,
как пациент реагирует на внешние
стрессовые обстоятельства.
Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
– Отлично, – подхватила я, – то есть автор стоит на берегу перед кораблями данаев, на которые сейчас яростной волной хлынут троянские войска? Комфортно ему там?

– Нет, – ответила она, – они же его сейчас растопчут. Это все равно что стоять на берегу и ждать, когда цунами подойдет поближе!

– Ну, мало ли! Есть любители и таких острых развлечений. Пошли дальше, – продолжила я. – Вот еще один эпизод:

«...Длинные гривы коней развеваются

веяньем ветра;

Их колесницы летящие то до земли прикоснутся,

То высоко, отраженные, взбросятся;

гордо возницы

В пышных стоят колесницах; трепещет

у каждого сердце,

Жадное славы; каждый коней

ободрительным криком

Гонит; и кони летят, по ристалищу пыль

подымая...»

Где здесь рассказчик?

Она подумала и сказала:

– Как будто внутри сражения. Он видит все в подробностях.

– И как он там себя ощущает? – уточнила я.

Она усмехнулась:

– Да вроде неплохо. Даже азарт чувствуется!

– Отлично! Ну и еще кусок, честное слово, последний:

«...Страшную брань меж троян и ахеян

оставили боги;

Но свирепствовал бой, или здесь, или там

по долине,

Воинств, один на других устремляющих

медные копья,

Между брегов Симоиса и пышноструистого

Ксанфа...»

И снова вопрос: где автор? – опять спросила я.

– Как-будто с какой-то горы сверху смотрит. Иначе как он разглядит долину между реками? – ответила подруга.

– Вот! – подытожила я. – Я считаю, что в зависимости от точки зрения человек может быть либо жертвой, либо активным участником, либо наблюдателем события. А теперь скажи: какую точку для наблюдения выбрала бы ты?

Она подумала и сказала:

– Последнюю, сверху.

– Вот и я тоже, – согласилась я. – Как тебе моя система?

– Хорошая, – сказала подруга, – правда, Гомер не всем подойдет как пример для обсуждения.

– Ну, ничего, – сказала я, – мы с Гомером это переживем. 


Читайте также


Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
4433
Коррупционное мышление как естественно-научный феномен

Коррупционное мышление как естественно-научный феномен

Низами Мамедов

Биопсихические качества Homo sapiens не исчезают с усилением в нем социальных качеств

0
10439
Стресс атакует кожные покровы

Стресс атакует кожные покровы

Владимир Яшин

Конкретные причины появления нейродермита пока не установлены

0
7873
Активными инвесторами становятся "транжиры"

Активными инвесторами становятся "транжиры"

Анастасия Башкатова

Экономисты пытаются выяснить основные поведенческие модели

0
3431

Другие новости