0
1065
Газета Главная тема Интернет-версия

16.11.2006 00:00:00

Желания – неподсудны

Тэги: бондарчук, тихий дон


Что-то нехорошее замелькало в воздухе еще за неделю до выхода сериала на экран. Реклама на троллейбусных остановках, на последних страницах глянцевых журналов была по-настоящему ужасна. Все эти изображающие трагедию, но на самом деле совершенно бессмысленные лица «казаков», заломленные руки, силуэты голливудских див, про которых режиссер решил, что достаточно просто извалять их в грязи – и вот вам, пожалуйста, Аксинья, Наталья, Дарья┘

Первую серию смотрели, пожалуй, все уважающие себя любители Шолохова, со второй общество разделилось на тех, кто во время показа звонил знакомым со словами: «И как вы можете смотреть это мерзкое издевательство над великим романом?», – и тех, кто отвечал: «Ну, надо ж досмотреть, вот плюемся, а все равно смотрим».

Вместившая в себя всю первую часть «Тихого Дона» первая серия была показателем – своего рода лакмусом. Она содержала в себе смысловую и образную квинтэссенцию всего фильма. Остальные, и вправду, можно было не смотреть. Стало совершенно понятно, что, пускай фильм и задуман, и отснят Сергеем Бондарчуком, но смонтирован Федором, которого в очередной раз захватила игра в этакий гламур-на-крови. Так уже было в «9 роте» – полтора часа на экране одни мачо, и они плачут, и клюквенная кровь пронзительно выступает на их раненых загорелых, предусмотрительно выбритых торсах. Собственно, ничего плохого в таком кинематографическом гламуре нет – это стиль Федора Бондарчука, которым он знаменит и выделяется из неинтересной массы отечественных киношников. Дело в другом.

Говоря грубо, существует два типа творческой деятельности – это обслуживание текущего момента и окучивание своего маленького в этом моменте местечка. И прорыв в вечность. Михаил Шолохов, начавший работу над «Тихим Доном» в восемнадцать лет, уже давно в вечности, и ему, разумеется, безразлично, как истолковал его роман вырвавшийся из совка в солнечную Италию Сергей Бондарчук. Тот абсолютно искренний протест, что вызывает у многих сериал Бондарчука, происходит не из примитивного пиетета, который якобы наше отсталое общество питает к писателям (никто никакого пиетета ни к кому не питает), а из труднообъяснимого соприкосновения с лучом вечности, коим «Тихий Дон» отмечен. А это такая хитрая материя, что любой прочитавший книгу имеет полное право сказать телевизору: «Врете вы, батенька, не такая она была, Аксинья» – и будет прав.

Возвращаясь к творческому обслуживанию исторического момента, Сергея Бондарчука хочется чуть-чуть ласково пожалеть. Безусловно, талантливый, мощный режиссер, он был обычно и походя пнут советской властью. Возможно, он согласился участвовать в иностранном проекте еще и потому, что устал от серости, тупости, чернухи, которая во времена его режиссерского заката демонстрировалась в отечественных кинотеатрах. Разве один Бондарчук верил в то, что на Западе все по-другому? Жизнь красивее, краски – ярче?

Разве эта нарочитая яркость костюмов, пасторальные «донские» пейзажи, где трава очень зеленая, а вода чересчур голубая, не есть человеческий протест Сергея Бондарчука против сплошного серого кинематографического полотна, которое являет собой какая-нибудь «Интердевочка»? Да и в конечном счете, разве решение создать, расцветить, переиначить – это (за исключением совсем уж циничного зарабатывания бабок) не тоска по вечности, не острое желание в ней быть?

Желания же неподсудны.

Тем более что сегодня – последняя серия. Ничего страшного не случилось. И не случится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
643
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
562
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
675
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
471

Другие новости