0
3051
Газета Главная тема Интернет-версия

08.11.2007 00:00:00

Музыка революции

Тэги: революция, история


«Какому хочешь чародею отдай разбойную красу», – обращался Блок к Руси, которую называл своей женой. И накликал: осенью 1917-го «чародей» пришел за своим, он был лыс, картав, невысок ростом, зато с харизмой.

Не только в ссылках, в эмиграции, в подполье готовилась русская революция. В салонах, в поэтических кафе, в редакциях эстетских журналов мечтали о революции, призывали ее. На то были свои причины: жажда социальной справедливости, а также свободы, равенства и братства – всего этого действительно не хватало России. Революция казалась единственным выходом, и Серебряный век перьями своих лучших поэтов готовил для нее психологическое и идеологическое обеспечение.

В 1905–1907 годах свои вязанки дров к революционному костру споро несли Гиппиус, Мережковский, Сологуб и многие другие. Утонченный Бальмонт клеймил: «Наш царь – Мукден, наш царь –Цусима,/ Наш царь – кровавое пятно,/ Зловонье пороха и дыма,/ В котором разуму темно./ ┘Он трус, он чувствует с запинкой,/ Но будет, час расплаты ждет./ Кто начал царствовать – Ходынкой,/ Тот кончит – встав на эшафот». Стихи были так себе, но искренние. И, увы, пророческие.

Когда началась Первая мировая, поэты (опять же в большинстве) стали пацифистами, что тоже способствовало росту их революционных настроений. Кроме того, будучи людьми простодушными, поэты верили, что Александра Федоровна, хотя и приняла православие, так и осталась немкой и держит связь с братом Вильгельмом, что все зло от Распутина (пока его не убили), и в прочие сплетни. Быть монархистом считалось не комильфо.

Революцию ждали, революцию хотели, революцию призывали. И даже странно, что один только Маяковский (почти) угадал в 1915-м: «Где глаз людей обрывается куцо/ Главой голодных орд/ в терновом венке революций/ грядет шестнадцатый год».

Чтобы петь революцию, вовсе не обязательно было вступать в ряды большевиков. Из больших поэтов, кстати, был партийным опять же только Маяковский, вступивший в РСДРП в 1908-м. Да и не в партийности было дело. Хотелось свободы, обновления, перемен. А то и лихого разгула, как в стихах футуриста Василия Каменского: «Сарынь на кичку!/ Кистень за пояс./ В башке зудит/ Разгул до дна./ Свисти – глуши,/ Зевай – раздайся!/ Слепая стерва – не попадайся!/ Вввва!»

При желании это лихое «Вввва!» можно объяснить и как чисто литературную игру, и как красочный уголовный фермент в психологии нации. Или как дионисийский восторг.

Воздух тогда в России был насквозь пропитан Ницше (а вовсе не Марксом, как может показаться). «Сумрачный германский гений» не просто соответствовал духу времени, идеи/мысли Ницше – этически рискованные, но эстетически привлекательные – во многом и формировали этот дух. По меткому выражению Николая Орбела, «Ницше┘ по праву считался «крестным отцом» русского Серебряного века». В качестве «крестного отца» Ницше как бы освящал самые разудалые порывы и настроения, придавая им романтическую возвышенность и интеллектуальную респектабельность. Блок вслед за Ницше уповал на «более свежие», чем цивилизованные люди, «варварские массы». Очарованный «духом музыки» («Всякое движение рождается из духа музыки»), он задавался вопросом: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» И сам же отвечал: «Может и обязана». «Это будет соглашение музыкальное», ибо «вне зависимости от личности у интеллигенции звучит та же музыка, что и у большевиков».

«Да, на Руси крутит огненный вихрь┘ Вихрь несет весенние семена. Вихрь на Запад летит┘ Перевернется весь мир», – предвкушал Иванов-Разумник, идеолог скифства. В его орбите крутились тогда и Блок, и Белый, и Клюев, и Есенин.

В русле этой идеологии писал Блок своих «Скифов» – как угрозу Западу, не спешившему заключать мирные договоры с большевиками. Обещая, если что, «обернуться /к Западу/ своею азиатской рожей» и прочие несчастья.

Для Андрея Белого, антропософа и штейнерианца, революция была «Мировой Мистерией», теургическим средством изменения мира: «Сначала источник бьет грязно; и косность земли взлетает сначала в струе, но струя очищается, революционное очищение – организация хаоса в гибкость движения новорождаемых форм». Он верил: распятая Россия воскреснет, как Христос, со славою. И принимал Советы депутатов за начало «соборной радости».

«Крестьянский поэт», «певец допетровской Руси» Клюев, вопреки своему сусальному облику, был по-революционному агрессивен, по-большевистски жесток и беспощаден. Он сочинял революционные песни: «За Землю, за Волю, за Хлеб трудовой/ Идем мы на битву с врагами». Искренне восхищался Лениным: «Есть в Ленине Керженский дух,/ Игуменский окрик в декретах, /Как будто истоки разрух/ Он ищет в поморских ответах» (что, возможно, и соответствовало истине). И упивался революционным кощунством: «Убийца красный святей потира┘» Потом диктатура пролетариата окончательно разрушит его мечту о Древней Руси, а сам он сгинет в нетях ГУЛАГа.

Во время революции многие пророчили. «Верю и знаю, что нынешняя лихорадка России на пользу┘ – пишет Ходасевич в письме Садовскому 15 декабря 1917 года. – Будет у нас честная трудовая страна умных людей, ибо умен только тот, кто трудится┘» Тогда же, в декабре, в стихотворении «Путем зерна» он поэтически формулирует свое отношение к Великой Октябрьской социалистической:

И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь
этот год, –
Затем, что мудрость нам единая
дана:
Всему живущему идти путем зерна.

Сам Ходасевич, правда, «путем зерна» идти не захотел и вскоре эмигрировал. Успев сказать (в письме к тому же адресату): «Быть большевиком не плохо и не стыдно. Говорю прямо: многое в большевизме мне глубоко по сердцу».

Впрочем, не все поэты испытывали восторг, слушая музыку революции в исполнении большевиков. Бальмонт приветствовал Февраль, но «хаос» и «ураган сумасшествия» Октября привели его в ужас. Он как-то сразу понял, точнее – ощутил, что большевики – носители разрушительного начала, подавляющие личность.

Для Гиппиус Октябрь был «предательством и святотатством». «Как скользки улицы отвратные,/ Какая стыдь! Как в эти дни невероятные/ Позорно жить!/ Лежим, заплеваны и связаны/ По всем углам./ Плевки матросские размазаны/ У нас по лбам...»

Волошин воспринял Октябрьскую революцию как судьбоносную грандиозную мистерию, но без восторгов. Катастрофа обострила его дар: чутким стало его восприятие, горестно точным – его слово:

С Россией кончено┘ На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах┘

Мандельштам тоже принял Февраль и поэтому вначале осуждал Октябрь вкупе с Лениным: «Когда октябрьский нам готовил временщик/ Ярмо насилия и злобы,/ И ощетинился убийца-броневик/ И пулеметчик низколобый/ – Керенского распять! – потребовал солдат,/ И злая чернь рукоплескала┘» Однако вскоре он уже воспевал «народного вождя». В темных (если не сказать - двусмысленных) стихах, но - все-таки воспевал:

Прославим, братья, сумерки
свободы,
Великий сумеречный год!
┘Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь
берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет...

Позже, в «Шуме времени», Мандельштам представлял себя революционером чуть не с пеленок, чем вызвал гневную отповедь Цветаевой.

Цветаева говорила: «Самое главное: с первой секунды Революции понять: все пропало! Тогда – все легко». Она поняла. «Идет по луговинам лития./ Таинственная книга бытия/ Российского – где судьбы мира скрыты –/ дочитана и наглухо закрыта./ И рыщет ветер, рыщет по степи:/– Россия! – мученица! – С миром – спи!»

Она напрочь отказывала революции в музыкальности: «И проходят – цвета пепла и песка –/ Революционные войска./ Нету лиц у них и нет имен, – / Песен нету!»

Были среди поэтов свои герои и мученики. Это, конечно, Гумилев. Это Леонид Каннегисер. В ночь с 25 на 26 октября он защищал Временное правительство. А в августе 1918-го убил председателя петроградской ЧК Урицкого. Им двигала, писал Марк Алданов, «и горячая любовь к России,.. и ненависть к ее поработителям, и чувство еврея, желавшего перед русским народом, перед историей противопоставить свое имя именам Урицких и Зиновьевых». Между Февралем и Октябрем, летом 1917-го Каннегисер написал свой «Смотр»:

На битву! – и бесы отпрянут,
И сквозь потемневшую твердь
Архангелы с завистью глянут
На нашу веселую смерть.

.........................................

Тогда у блаженного входа
В предсмертном и радостном сне,
Я вспомню – Россия, Свобода,
Керенский на белом коне.

Революция помимо прочих измерений была сражением «мы» против «я», коллективного против индивидуального. Кто победил – известно.

А начиналось все с игры, достаточно, впрочем, серьезной. «Стоять на глыбе слова «Мы» среди свиста и негодования», – пункт манифеста футуристов, придуманный Велимиром Хлебниковым. Он же выдвигал идею «государства времени» взамен устаревшего «государства пространства», а себе отводил роль глобального бюрократа – «председателя Земшара». Правда, после 1917 года Хлебников уже мечтал о «безгосударственном человечестве» и объяснял, почему он «никогда, нет, никогда не будет Правителем».

Часть и целое, индивид и коллектив, гражданин и государство – всем этим антиномиям предстояло разрешиться в пользу большего. И вот что интересно: Революция разрушала до основания прежние формы государственности, чтобы на новом месте возникло «более государственное государство» (Мережковский), в виде диктатуры пролетариата.

Зимний взят.
Александр Осмеркин. Красная гвардия в Зимнем дворце. 1927.

Еще один парадокс: поэты – индивидуалисты и бунтари! – слишком уж охотно готовы были слиться с чем-то большим, чем собственное «я», раствориться в массе, коммуне, государстве, партии. Может, их завораживала эстетика больших чисел. Или они поддавались напору, энергии стихии. Или просто поэты были инфантильны.

Слиться и раствориться - в этом рковым образом проявлялась русская азиатчина. После Октября Мандельштам будет воспевать ритм как орудие в руках государства, необходимое для воспитания «неорганизованной личности», «величайшего врага общества». И петь ренессанс «во имя коллектива»

Так происходила гибель индивидуалистической этики, ее зачаточных форм, которые были возможны в России. «Единица – ноль, единица – вздор, голос единицы тоньше писка», – подведет итог Маяковский.

Революция – это весело. Это гуляй душа без кунтуша. Флаги, песни, кокаин (или эфир), винные погреба – пей не хочу┘ Свобода прихоит нагая┘ В кожаной тужурке соскочить со ступеньки автомобиля, помахивая маузером┘ Ну что, буржуйские морды, страшно┘ То-то же┘ И в Смольный.

...За главным «чародеем» – в очередь – спешили выстроиться «чародеи», рангом пониже, вплоть до самых мелких... Россию, жену поэта Блока, ставили на хор. И это тоже была музыка революции.

Продолжение темы:
Трагедия Великой Октябрьской социалистической революции
Современные поэты о том, что было бы с ними в 1917 году


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1340
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3508
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1988
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2277

Другие новости