0
1111
Газета Главная тема Интернет-версия

28.05.2009 00:00:00

Вечность в стиле ретро

Тэги: шортлист, премия, большая книга


шорт-лист, премия, большая книга Андрей Волос и Андрей Балдин теперь не просто писатели, а соперники.
Фото автора

По традиции премиальный шорт-лист огласили на Литературном обеде в крупнейшем магазине страны – ГУМе. Книгами там вроде бы не торгуют, зато ГУМ является одним из учредителей «Центра поддержки отечественной словесности», который, в свою очередь, является учредителем премии.

Произведения, достойные звания «больших книг», объявил председатель Совета экспертов Михаил Бутов, которого назвали «литературным Дедом Морозом». Из подарочного мешка (точнее, тюка) он извлек 13 книг и рукописей:

1. Андрей Балдин. «Протяжение точки»

2. Андрей Волос. «Победитель»

3. Мария Галина. «Малая Глуша»

4. Борис Евсеев. «Лавка нищих»

5. Леонид Зорин. «Скверный глобус»

6. Алла Марченко. «Ахматова: жизнь»

7. Владимир Орлов. «Камергерский переулок»

8. Мария Петросян. «Дом, в котором┘»

9. Ольга Славникова. «Любовь в седьмом вагоне»

10. Александр Терехов. «Каменный мост»

11. Борис Хазанов. «Вчерашняя вечность»

12. Леонид Юзефович. «Журавли и карлики»

13. Вадим Ярмолинец. «Свинцовый дирижабль «Иерихон–86-89»

Некоторые СМИ уже окрестили список «неожиданным». На самом деле неожиданными можно считать трех участников. Первый – Андрей Балдин с рукописью «Протяжение точки». Хотя с эссе данного автора можно познакомиться на сайте «Журнального зала». Их там достаточно (18 штук, в основном напечатаны в «Октябре»), чтобы получить представление о его творчестве: литературная нумерология, метафизическое краеведение┘ Последняя тема нынче в моде, особенно после успеха книги Рустама Рахматуллина «Две Москвы, или Метафизика столицы», взявшей на прошлогодней «Большой книге» третью премию. По сравнению с Рахматуллиным Балдин (повторяю, судим только по «Журнальному залу») более литературоцентричен (среди его героев – Пушкин, Лев Толстой, Карамзин, Новалис), но язык его прозрачнее. В общем, и читать не скучно, и премию дать не стыдно.

Про рукопись Марии (по другой версии, Мариам) Петросян «Дом, в котором┘» пока ничего вразумительного сказать нельзя: книга только готовится к изданию. Роман бывшего одессита, ныне жителя США Вадима Ярмолинца «Свинцовый дирижабль «Иерихон–86-89» тоже есть на сайте «ЖЗ» (см. прошлогодний журнал «Волга»). Судя по всему, в «Дирижабле» изрядная доля автобиографичности. В романе описана Одесса 1980-х. Герой – молодой журналист Дмитрий – оказывается перед мучительным нравственным выбором: делать карьеру, кривя душой и пописывая никому не нужные статейки, либо наплевать на двуличный социум и «жить не по лжи». Действие разворачивается на фоне комсомольско-гэбэшной борьбы с западной музыкой (роман назван в честь рок-группы Led Zeppelin – «свинцовый дирижабль»). Рок-музыка и есть олицетворение свободы, которой так не хватает персонажам. Порой автор чересчур прямолинеен и подробен, вязнет в мелочах, но в целом искренен и откровенен. Большая ли это книга? Скорее, ностальгически-симпатичная.

Вообще тему многих участников шорт-листа можно определить заглавием романа Бориса Хазанова «Вчерашняя вечность». Сам Хазанов пытается осмыслить прошлый век – от предвоенных лет до конца (и начала XXI столетия). Его герой – студент-филолог, прошедший через лагеря, становится писателем-диссидентом, автором романа о собственной жизни. Во «Вчерашней вечности» есть, как и положено для эпического произведения, Гитлер и Сталин, чья мелкотравчатость духа особенно ясна на фоне так называемых маленьких людей. Вроде бы все компоненты «Большой книги» налицо – всеохватность, персонажи и пр., но читать «Вечность» скучновато. Наверное, потому, что она «вчерашняя» и никаких этических и эстетических открытий читателю не несет. Примерно то же самое можно сказать о «Камергерском переулке» Владимира Орлова, уже обласканном и прошлогодним «Студенческим Букером», и недавней «Горьковской премией». Наверное, не зря, и на фоне других книг-финалистов эта мистико-детективная фантасмагория смотрится достойно. Только вот Орлов нынешний не выдерживает конкуренции с самим собой – Орловым классическим, автором «Альтиста Данилова», так что «Переулок» на фоне «Альтиста» получается «вчерашней вечностью», как ни жаль.

А кого действительно жаль – так это не взятого в финал Владимира Сорокина. Его «День опричника» с «Сахарным Кремлем» повеселее многих шорт-листовцев будут. К тому же сорокинскую дилогию «вчерашней вечностью» не назовешь. А других книг про будущее в «коротком списке», кажется, и нет. «Победитель» Андрея Волоса – про войну в Афганистане. «Ахматова: жизнь» Аллы Марченко – понятно про кого. Сборник живого классика Леонида Зорина «Скверный глобус» – и про Чехова, и про Зиновия Пешкова, и про давние юношеские любови. Симпатичные «Журавли и карлики» Леонида Юзефовича – про 1990-е с регулярными историческими экскурсами в прошлые века. Действие мифологически-фэнтезийного хоррора Марии Галиной «Малая Глуша» (привет Стругацким) разворачивается в 1970–1980-х. «Каменный мост» Александра Терехова – про убийство-самоубийство двух подростков во время Великой Отечественной, которое расследует в наши дни некий экс-фээсбэшник, уестествляющий всех особей женского пола, встречающихся на его извилистом жизненном пути. (Как ни странно, проходящая красной нитью эротическая линия не доставляет удовольствия ни герою, ни читателю. И после очередного описания очередного соития типа «она возилась на мне, касаясь губ соленой и потной кожей, я невольно видел постаревшее от загара лицо с противным белесым пушком, сожженную спину в прыщах и волдырях, трогал редкие волосы под поперечным шрамом кесарева» хочется сказать «фу!».

Да, осмыслить настоящее труднее. Например, «современным» рассказам Ольги Славниковой, составившим сборник рассказов «Любовь в седьмом вагоне», это не вполне удалось – роман «2017», выходивший в финал первой «Большой книги», посильнее будет. А вот Борис Евсеев (поздравляем постоянного автора «НГ-EL») в сборнике «Лавка нищих» гармонично соединил прошлое и нынешнее, и сквозь черты современной России проступает иконописный лик Древней Руси – вроде бы навсегда ушедшей, а на самом деле вечной. Вечной всегда, а не вчера. Это ли не признак большой книги?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3251
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1841
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2165

Другие новости