1
6374
Газета Главная тема Интернет-версия

13.01.2021 20:30:05

Три в одном

Форум, объединивший премию «Новый сказ» с Фестивалем имени А.С. Пушкина в Судаке и фестивалем фантастики «Аэлита»

Тэги: фестивали, премии, конкурсы, аэлита, бажов, пушкин, онлайн, суэнвик, проза, поэзия, кино, сценарии, море, медиа, переводы, комиксы, сша


фестивали, премии, конкурсы, «аэлита», бажов, пушкин, онлайн, суэнвик, проза, поэзия, кино, сценарии, море, медиа, переводы, комиксы, сша Майкл Суэнвик заметил, что главное условие успеха писателя на Западе – английский язык.

В финальном номере «НГ-EL» за прошлый год кроме прочего был отмечен главный тренд – переход литературной жизни в онлайн-формат. С апреля мероприятия – большие и маленькие – искали и находили себе воплощение в Сети. С конца лета, когда карантин был ослаблен, маленькие мероприятия, собирающие несколько десятков людей, постепенно начали возвращаться на площадки в реале. Но у крупных мероприятий не осталось другого выбора, кроме как продолжать «обживаться» в Сети.

Кульминацией этого процесса стал большой литературный онлайн-проект. Он объединил сразу три мероприятия с разной историей: старейший международный литературный фестиваль фантастики «Аэлита», который с малым промежутком проходил в Свердловске-Екатеринбурге на протяжении четырех десятков лет; Международный литературный фестиваль им. А.С. Пушкина, который в прошлом году впервые состоялся в Судаке (Крым), а также Всероссийскую литературную премию «Новый Сказ» памяти Павла Петровича Бажова.

Начался фестиваль вступительным словом президента Интернационального союза писателей (ИСП) Майкла Суэнвика. Это один из немногих американских писателей, знающих и любящих Россию, чему доказательство роман «Танцы с медведями», действие которого проходит в альтернативной Москве. Писатель рассказал об истории легендарных ежегодных фестивалей «Аэлита», в которых он принимал деятельное участие. С приветственными словами выступили также председатель правления ИСП Александр Гриценко, писатель Галина Березина, писатель, председатель оргкомитетов премий «Аэлита» и «Новый Сказ» им. П.П. Бажова Борис Долинго.

В рамках программы фестиваля поэтические работы участников были рассмотрены и проанализированы опытными мастерами: музыкантом и исполнителем песен (автором знаменитой русской версии «Элис»), поэтом, художником Михаилом Башаковым и поэтессой Полиной Корицкой. Авторы присланных на конкурс поэтических произведений услышали критические замечания, советы и рекомендации по устранению недостатков в своих стихотворениях. Разбор прозаических произведений проводили поэт, писатель и драматург, председатель Екатеринбургского отделения Союза писателей России Евгений Касимов, писатели Саша Кругосветов и Полина Корицкая.

1-9-2480.jpg
Михаил Башаков рассказал, насколько
мучителен поиск нужного слова.
В рамках фестиваля участники также прослушали полтора десятка лекций от звезд литературы и кино. Долинго рассказал о типичных ошибках авторов, основах редактирования своих текстов и критериях отбора произведений в журнал «Уральский следопыт». Он также объяснил, в чем разница между корректурой и редактурой, какова польза для автора от рецензирования, как редактура улучшает смысловое наполнение текста и убирает из него «воду» и почему любому произведению обязательно необходима проверка терминологии, фразеологии, исторических фактов и логики изложения, проиллюстрировав свои слова наглядными примерами стилистических и грамматических погрешностей.

С мастер-классом под названием «Поэзия – бесценна. Медиапродукт – товар» выступила поэтесса Стефания Данилова. Она объяснила слушателям, почему поэзия – это социальный конструкт, который не существует без обратной связи, на каких «китах» должно выстраиваться мировосприятие автора, который хочет добиться успеха, как продуктивно относиться к зависти, черному пиару и преследованиям хейтеров. Данилова затронула много спорных вопросов современного искусства: что такое сегодня талант, какой ценой каждый из слушателей хотел бы остаться в истории и почему в современных литературе, искусстве и обществе в целом как никогда актуальны слова Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». «Не нужно завидовать кому бы то ни было, это непродуктивно. Можно разбить успех человека на критерии, попытаться воссоздать его маршрут и повторить или сделать свой», – подчеркнула Данилова.

1-9-3480.jpg
Стефания Данилова утверждает, что поэзия
может стать успешным медиапродуктом.
О литературе как бизнесе и писателе как глобальном деловом проекте поведал Гриценко. Он говорил о необходимости кропотливой работы над созданием не только своих произведений, но и личного бренда, акцентировал внимание на том, насколько важен профессиональный стратегический подход к становлению писателя. Сопоставлял хаотичные попытки саморазвития с логичной последовательностью обучения по заранее спланированной опытными специалистами системе и давал конкретные рекомендации, каким образом и в какой срок можно пройти такое обучение.

Для фантастов и авторов, работающих в приключенческом жанре, полезной стала лекция прозаика (он среди прочего известен тем, что является соавтором романа «Дневной дозор»), Владимира Васильева. Он говорил о теме мореплавания в литературе. «Переплыть океан на маленькой яхте нельзя. Но не потому, что яхта боится штормов, а потому, что на ней не поместится достаточное количество припасов, главным образом – пресной воды», – заметил Васильев, подчеркивая, как важно знать то, о чем пишешь.

Интерес вызвала лекция писателя и кинодраматурга, автора сценариев сериалов «Великая», «Домик у реки», «Русский пленник», полнометражных фильмов «Непрощенный», «Робо», «Гудбай, Америка» Сергея Волкова (отрывок из его нового романа «Ильич» см. в «НГ-EL» от 10.12.20). Аудитория оживилась, слушая рассказ об особенностях воздействия кинематографа на человека, принципиальных отличиях в работе над текстом и даже отношении к нему у писателя и сценариста, писателя и журналиста. «Многие ошибочно считают, что писать сценарии может любой литератор. Это не так, – подчеркнул Волков. – Профессия сценариста подразумевает специальное образование и отличается от профессии писателя». Мало кто из слушателей прежде задумывался над вопросом, какие книги можно экранизировать, а какие – нельзя, и по какой причине это происходит. Почему, к примеру, очень сложно визуализировать Булгакова и что такое «приключения тела». Почему люди любят сериалы и какие, как не писать «клюкву», не сесть в лужу и с чего лучше начинать вхождение в профессию – на эти и многие другие вопросы ответил Волков.

1-9-4480.jpg
Сергей Волков считает, что на писателя можно
не учиться, а на сценариста – обязательно. 
 Скриншоты трансляции
О литературном переводе как особом жанре со своими законами и секретами рассказала Надежда Ивойлова. Участники фестиваля, имевшие опыт подобной работы, получили возможность проконсультироваться по возникавшим у них частным проблемам, а также вспомнили комичные ситуации, случавшиеся в их литературной практике из-за трудностей перевода.

С чего начать работу с текстом, как правильно его оформить и как провести переговоры с издателем, объяснил Алексей Махров, писатель, заместитель генерального директора издательства «Яуза».

Мастер-класс о том, как создавать комиксы, провел художник Алим Велитов, сопроводив свое и без того увлекательное повествование информативной презентацией с наглядными примерами работ современных творцов этого жанра и ссылками на специализированные интернет-ресурсы и сообщества, где все заинтересовавшиеся данной темой могут найти еще больше полезной информации.

Как сделать из произведения литературы анимационное кино, объяснила художник, сценарист, автор серии сказочных детективов Екатерина Матюшкина. О значимости литературных фестивалей как средства международного общения и сотрудничества вели беседу с участниками фестиваля представители Союза писателей Республики Крым Валерий Басыров и Ольга Прилуцкая.

Особый интерес и в первый, и в заключительный день фестиваля неизменно вызывали выступления Суэнвика. Он рассказал, как можно выйти со своим творчеством на международный уровень и найти свою аудиторию в других странах. В частности, что нужно сделать, чтобы заинтересовать американского издателя и каким критериям должно отвечать произведение, чтобы стать популярным в США.

Лекции и мастер-классы в рамках фестиваля шли с утра до вечера. Не только начинающим, но и имеющим определенный багаж знаний авторам были полезны основанные на собственном успешном опыте личные рекомендации и секреты мастерства. Организаторы хотели, чтобы каждый участник нашел и полезные для своего творческого и профессионального развития рекомендации, и новых друзей-единомышленников, и получил шанс оказаться лучшим в своем деле.

По итогам конкурса «Новый Сказ» им. П.П. Бажова в номинации «Проза» Гран-при получил Владислав Русанов, в номинации «Поэзия» – Михаил Башаков, в номинации «Фантастика» – Ник Одинцов. Он же по итогам Фестиваля им. А.С. Пушкина стал обладателем звания «Лауреат лауреатов» (Супергран-при). Гран-при в номинации «Проза» получил Максим Замшев (Россия), в номинации «Поэзия» Гран-при был удостоен Константин Кедров, а звания «Вице-Гран-при» – Алексей Хазанский. Лауреатами фестиваля «Аэлита-2020» стали Майкл Суэнвик (Премия «Аэлита» за вклад в литературную фантастику), Сергей Волков (премия им. В.И. Бугрова за теорию, критику и публицистику), Леон Смит (премия «Старт» за лучший дебют), Саша Кругосветов (премия «Гиперболоид») и Николай Калиниченко (орден «Рыцарь фантастики» им. И.Г. Халымбаджи за вклад в развитие фантастики).



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3490
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
2044
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
1562
Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Сергей Никитин

США добиваются от Аргентины закрытия китайского спутникового центра

0
1872

Другие новости