0
874
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

04.09.2003 00:00:00

Кон-Бендит, Макаренко и Манилов в одном флаконе

Тэги: аврамченко


Руслан Аврамченко. Идея школьной революции. Политическая концепция образования. - М.: Профиздат, 2002, 64 с.

В прошлом, 2002 году известный политолог из "Горбачев-фонда" Валерий Соловей счел возможным поиздеваться на страницах "Литературной газеты" над Геннадием Зюгановым: тот, дескать, когда-то провозгласил, что "лимит революций исчерпан". Ну, и кто, дескать, сегодня к этому зюгановскому "вкладу в политическую науку" относится всерьез? Все - и левые, и правые, и совсем непонятно какие - говорят и пишут о необходимости революции. Опозорился Зюганов, расписался в интеллектуальном убожестве.

В том же 2002 году идея "необходимости революции" заявила о себе в педагогической науке. Автор рецензируемой здесь книги даже признал характер требующейся революции политическим, хотя и назвал революцию осторожно: "школьной". Причем, как и полагается пророку революции, Р.Ф. Авраменко начал свою книгу с острой критики. Критики ректора РГГУ Ю.Афанасьева, законодательно (с помощью соответствующей статьи Устава) запретившего студентам своего вуза заниматься политикой. Что и говорить, запрет позорный. Следующим может быть только внесение в устав РГГУ запрещения мыслить. И с осуждением действий Ю.Афанасьева автором книги "Идея школьной революции" не согласиться нельзя.

Еще много с чем из написанного Р.Ф. Аврамченко трудно не согласиться. Книга вообще распадается на две большие части - констатирующую и предлагающую. В констатирующей описывается сегодняшнее патологическое состояние системы образования в стране. В предлагающей автор объясняет, как все исправить.

И, разумеется, в критике существующего положения автор совершенно прав. Система образования в стране (и школа в частности) не выполняет возложенных на нее обязанностей: не учит самостоятельно мыслить (и мыслить вообще), не развивает память, природные способности и задатки, не дает необходимых знаний. Школа ориентирована на механическое запоминание и на приобретение внешних навыков (без понимания причин) - и тенденция эта все усиливается и усиливается, поскольку официально (министром В.Филипповым и его командой, проводящей "модернизацию образования") провозглашено, что необходимы не знания, а навыки.

Разумеется, сегодняшняя школа уродует учеников - бредовыми учебниками, идиотскими методиками, некомпетентными программами (авторы которых, скажем прямо, сами в интеллектуальном отношении не просто не блещут, а в нормальной ситуации в уважающей себя стране выше уборщика мусора по социальной лестнице не поднялись бы), серыми и плохо подготовленными преподавательскими кадрами. И Р.Ф. Аврамченко совершенно прав, когда констатирует ошибочность установки на усредненное образование, заставляющей держать в одном классе и учеников с блестящими природными способностями, и натуральных умственно отсталых, что автоматически заставляет учителя добиваться освоения предмета именно последними, делая процесс обучения невыносимо скучным для первых. Прав автор и в том, что современная российская школа не развивает "середняка" (стабильно учащегося на "3"-"4"), а, напротив, ведет его, "середняка", к постоянной деградации, что затем не может не сказываться на состоянии общества и экономики.

Прав автор и в своей критике современного построения урока, когда преобладающая часть класса, по сути, впустую теряет время, не приобретая знаний. Прав в критике существующей системы экзаменов, как психотравмирующей и не способной показать реальный уровень освоения всего материала экзаменуемым. Все это Р.Ф. Аврамченко справедливо называет "методом малополезного обучения".

Прав автор и в критике проводящейся "модернизации образования" - как задуманной и воплощаемой в жизнь с целью искусственного закрепления недавно сложившегося социально-классового разделения общества, направленной (вопреки Конституции РФ) на дискриминацию менее имущих слоев общества и проводящейся исключительно в интересах нуворишей. Прав он и в том, что умственный уровень теоретиков и творцов этой "модернизации" сам оставляет желать лучшего, - и предпринимаемые ими меры выдают их страх перед конкуренцией со стороны более молодых, более интеллектуальных и более талантливых представителей "социальных низов". Об этом Р.Ф. Аврамченко пишет иногда очень ярко: "Нынешняя интеллектуальная элита России, ни одним своим действием в последние 10-15 лет не проявившая ни разумности, ни полезности для страны, естественно, и в области образования подалась в сторону самых глупых инициатив┘ Выбранная ею стратегия реформирования школы нацелена┘ на имущественную сепарацию, отсеивание возможно большей части подростков от государственно-затратной системы образования, обеспечив тем воспроизводство лишь небольшой, верхушечной, элитарной части общества. Там, где мало ума, там в фаворе корысть, и господа нашей новой жизни вместе со своими приспешниками и покровителями во власти откровенно и напористо закладывают свои собственные интересы теперь уже и в образовательную часть государственной системы" (с. 43-44).

Хорошо понимает автор и порочность нынешней установки на отказ от фундаментальных знаний и переход на "американскую" систему обучения не знаниям, а навыкам в узкопрофессиональной сфере: "Темпы обновления знаний столь велики, а инструментарии их приложений уже столь сложны, что [только] человек с интеллектуально полноценным знанием может и должен свободно ориентироваться во всем их безбрежье. Чрезмерная узконаправленность знаний становится таким же дефектом человека, как и их недостаточность" (с. 44). Хотя, видимо, автор и не знает, что сама система узкопрофессионального обучения с опорой не на знания, а на навыки была внедрена в США в 70-е годы XX века с целью недопущения в будущем повторения "молодежной революции" 60-х годов, то есть с целью консервации существующей политической системы.

По мелочам Р.Ф. Аврамченко, бывает, и ошибается. Скажем, совершенно напрасно он демонизирует министра Филиппова: "В.Филиппов - нынешний министр образования РФ, главный адепт 12-летней имущественной сепарации подрастающего поколения" (с. 44). Конечно, не Филиппов является автором концепции "модернизации образования", направленной на дискриминацию граждан России по классово-имущественному признаку. Человек, который несколько раз за короткий срок публично менял свою точку зрения на основные вопросы реформы системы образования, человек, который на глазах у всех (перед телекамерами!) в течение нескольких минут на 180 градусов сменил свою точку зрения по вопросу о реформе русского языка (стоило лишь против этой реформы высказаться жене президента) - это, конечно, совершенно несамостоятельная фигура. Министр у нас - не более чем объект манипуляции. Достаточно посмотреть на него один раз, чтобы заметить удивительное внешнее сходство с Бушем-младшим, об умственных способностях которого двух мнений быть не может┘

Но что же предлагает взамен Р.Ф. Аврамченко? Метод автономного взаимосамообразования. То есть такой метод, при котором ученики в классе разбиваются на двойки-четверки и - на основе новых, компетентных и единых учебников - взаимообучают (по очереди) друг друга, оставив учителям лишь функцию надзора. Метод, кстати сказать, не новый: именно так учат уже много веков в некоторых буддистских монастырях. По Аврамченко, это не только освободит ученика от тупого сидения в школе, от произвола учителя, но и от домашних заданий, а также привьет школьнику чувство ответственности (взаимной), сделает ненужными экзамены ("экзамен" - на каждом уроке), сократит срок школьного обучения до 9 лет, обеспечит обязательность поступления в вуз и настолько разовьет школьника интеллектуально, что представители старших возрастов, обучавшиеся по старой системе, не смогут составить ему конкуренцию. Эта-то обученная по-новому молодежь, по Аврамченко, "обновит Россию", решит все социально-экономические проблемы страны, произведет де-факто революцию.

И вот тут возникает главный вопрос: а кто даст Аврамченко возможность внедрить эту "новую систему"? Власти (которых новое, более совершенное поколение элементарно отстранит от "кормила"), уж конечно, не заинтересованы в такой "школьной революции". Отчасти это понимает и сам автор. Некоторых врагов он называет: "Прежде всего нужно в системе образования полностью заблокировать Российскую академию образования. Она, Академия, непременно превратится в генеральный штаб всех сопротивляющихся новой реформе сил, а ее блокирование и роспуск┘ будет означать полную и окончательную победу образовательной революции. После такой революции никакие особые научные структуры образованию не понадобятся уже никогда, так как единственное, что нужно новой методологии учебного процесса, это, по возможности, информационно и гносеологически совершенные учебники, а совершенства можно добиться только на основе широкого открытого профессионального конкурса, где все авторы могут свободно дерзать, но признан будет талантливейший. Следующий по серьезности очаг сопротивления может оказаться в правительстве. Однако оно податливо по отношению к политической силе, и если учащиеся в союзе со своими родителями смогут организоваться в сплоченное политическое движение, то успех здесь вполне достижим. Организованный сбор подписей, пикеты, митинги и демонстрации есть арсенал обычных и эффективных методов давления на власть. Юношеский радикализм, непокорность, экспромт и фантазия - есть чем питать динамизм этого арсенала. Все нарастающая активность мирового антиглобалистского движения - есть свежие и наглядные примеры для подражания политизирующейся молодежи" (с. 59).

Вот тут-то мы и обнаруживаем, что перед нами - маниловщина. Кто будет блокировать РАО, которую действительно давно пора разогнать, как бесполезное учреждение - и к тому же паразитическое, высасывающее деньги из бюджета, существующее на взимаемые с нас (без нашего согласия) налоги? Кто будет подавлять "очаги сопротивления" в правительстве? Уповать на пикеты, митинги и сборы подписей - это просто глупость. На подписи ваши правительство наплюет, а пикеты и митинги разгонит с помощью ОМОНа. А инициаторов "движения" власти обвинят в "экстремизме" и определят в тюрьму.

Власть, которая публично заявляет, что у нас "слишком много" людей с высшим образованием, в то время как нам нужны рабочие-станочники, власть, которая производит де-факто принудительную клерикализацию школы, навязывая учащимся средневековое (и к тому же ксенофобское, в частности антисемитское) сознание, не позволит, чтобы кто-то провел такую "школьную революцию", которая поставит под угрозу ее, власти, имущественные интересы.

Так мы обнаруживаем, что Аврамченко - это типичный представитель утопического сознания. Утописты ведь - представители рационального мышления. Они верно определяют несовершенства существующего социального устройства - и верно объясняют их причины (то есть не выводят их из "козней Сатаны", "жидо-масонского заговора" или "экспериментов инопланетян над земной цивилизацией"). Но вот рецепты выхода из кризисной ситуации у них всегда - прекраснодушно-утопические, ненаучные и, что примечательно, всегда половинчатые, реформистские.

Так и у нашего автора: он предлагает провести такую "школьную революцию", которая неизбежно повлечет за собой революцию социальную, но последнего он не понимает. Поэтому он не понимает и того, что вторгается уже в сферу прямой политической борьбы, то есть что противники его "школьной революции" ответят ему не педагогическими методами, а карательно-юридическими.

"Школьная" революция (то есть революционные преобразования в сфере образования) и революция социальная действительно обычно бывают связаны между собой. Но только последовательность, в которой они происходят, противоположна той, что предлагает Р.Ф. Аврамченко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
757
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
423
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2629
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2068

Другие новости