0
967
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

04.08.2005 00:00:00

Учебник сопротивления

Виктор Данилов-Данильян

Об авторе: Виктор Иванович Данилов-Данильян - член-корреспондент РАН.

Тэги: Антология самиздата, свобода слова, цензура


Через двадцать лет после начала перестройки многим из тех, кто жил в советские времена, уже как будто и не верится, что была цензура, что вполне можно было угодить за решетку всего-навсего за то, что дал почитать другу стихи Мандельштама, не говоря уже о "Хронике текущих событий".

Да что там двадцать - уже через десять лет, в 1994 году, Андрей Вознесенский в сборнике "Гадание по книге" рассказывает о разносе, учиненном ему в Кремле Хрущевым - вовсе не за самиздат, а за то, что давал в Польше интервью и сказал: "Гениального Пастернака я считаю современником Лермонтова". Только и всего!? Однако разнос закончился криком: "Господин Вознесенский, вон из страны!" В "Гадании по книге" имеются и весьма выразительные фотографии этого события - поэт на трибуне, Первый секретарь ЦК в президиуме с открытым ртом, перекошенной физиономией и поднятым кулаком┘ Вознесенский вздыхает: "Сейчас этого бреда нельзя понять. И слава Богу".

Если уже "нельзя понять" - значит, понемногу забывается. А забывать никак нельзя. Конечно, на сумасшедший дом это сильно смахивает, но разве есть гарантии, что в нашу жизнь не вернутся подобные благополучно забываемые обстоятельства?

Кроме забывчивости, успокоительную функцию выполняет и вера в научно-технический прогресс. На переплете 1-й книги 1-го тома "Антологии" приведены слова одной из героинь самиздата, правозащитника Людмилы Алексеевой: "Самиздат - явление уникальное и уже не повторится никогда. Не потому, что у властей нынешних или будущих никогда не появится соблазна ограничить гражданам доступ к информации и идеям, властям не симпатичным, а потому, что в век интернета это уже, слава Богу, сделать невозможно". Блажен, кто верует, но теоретически и интернет со временем можно приспособить (было бы желание) для тотального контроля за всем, что в нем обращается - по крайней мере, в отдельно взятой стране. Тогда и возникнет потребность в новом самиздате, только технически она будет удовлетворяться, конечно, не пишущими машинками и фотоаппаратами, а сканерами и принтерами отключенных от сети компьютеров.

Есть единственный способ гарантировать себя, детей и внуков от возвращения времен, когда станут выяснять, кто в нынешнюю бесцензурную эпоху обзавелся "Антологией самиздата", а кто (вслед за ее составителем Марком Барбакадзе цитирую Юза Алешковского) бережно хранил на полках "Бабаевских-Семушкиных-Прилежаевых-Закруткиных-Грибачевых-Сафроновых-Чаковских", нетерпеливо ожидая этого самого возвращения. Вы сомневаетесь в том, что это возможно? Значит, редко смотрите политические и исторические передачи по первым трем телевизионным каналам.

Так вот, чтобы это было невозможно, надо без устали напоминать себе о тех временах, когда единственным способом распространения правды в пространстве, хотя бы немного превосходящем собственную квартиру, был самиздат. Правду о тех, кто был уничтожен в 1920-1930-е годы только за то, что думал иначе, чем предписывалось, а часто даже и без этого, просто для острастки всех прочих. О тех, кого превращали в рабов для обеспечения "трудовыми ресурсами" строек и производств, куда иначе как силой загнать никого нельзя. Правду о режиме, который больше, чем любой другой, преуспел в уничтожении собственных граждан. И правду о тех, кто эту правду пытался донести до людей, расплачиваясь годами лагерей и изгнанием из страны.

Даже в лучших учебниках истории можно прочитать лишь "общую характеристику" той эпохи, статистические данные и весьма поучительные сопоставления. Но на основе этой информации никакое воображение не способно развернуть живую картину "неподцензурной" жизни с 1950-х по 1980-е. А "Антология самиздата" именно этого и достигает. "Антология" - свод (пусть данных в отрывках) текстов, исключенных властью из информационного поля, собрание идей, о которых не дозволялось говорить и думать, портретов людей, о которых настоятельно рекомендовалось либо говорить с осуждением, либо вовсе не упоминать.

Ведь и проклинать полагалось только по особому разрешению, получить которое нельзя было в обычной цензуре (в так называемом Главлите) - только в ЦК. Попробовали бы вы сорок лет назад написать что-нибудь вроде "лжесоциолог Питирим Сорокин", или "ярый антисоветчик Николай Бердяев", или "помещичье отродье Иван Бунин" - вас сразу бы спросили: вопрос согласован? с кем? Так что даже право ругать инакомыслящих в печатных изданиях надо было еще заслужить. Конечно, собрания, организованные в рамках кампаний "по осуждению", - другое дело, "ату" его (или их) безотказно действовало на взвинченную толпу, выверенных формулировок не требовалось, а любой, даже самый робкий призыв разобраться в сути дела встречали негодованием даже более яростным, чем запрограммированное для "объекта" кампании.

"Антология" делит историю самиздата на три периода: до 1966 года, с 1966-го по 1973-й и после 1973-го. Этим периодам соответствуют три тома, в каждом из которых выделены разделы "поэзия", "художественная проза", "публицистика, документы, материалы, эссе" и "периодические издания и сборники". Тексты размещены в хронологическом порядке - по времени появления в самиздате.

История самиздата воссоздает историю общественного сознания в СССР за 1950-1980-е годы, историю глубочайшего кризиса в отношениях власти и мыслящей части общества, историю деградации власти. Вывод напрашивается сам собой. Подавление свободы мысли всегда кончается одинаково: подавляющая сила утрачивает способность мыслить, адекватно понимать происходящее и в результате исчезает с исторической арены.

Доказать это утверждение нельзя, но его можно обосновать на историческом материале. Тем, кто в те годы ночами читал самиздатские тексты, процесс понятен, ведь он развивался у них на глазах, а самиздат выступал квалифицированным комментатором событий. Но тем, кто пришел вслед за этим поколением, необходим исторический материал - систематизированный, обширный, яркий, документальный. Все это есть в "Антологии самиздата".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1114
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
570
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3153
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2494

Другие новости