0
863
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

02.02.2006 00:00:00

Убейте эту бабу!

Тэги: герой, читатель, конфликт, роман


Воздействие литературы, кажется, объясняется тем, что читатель узнает себя в герое или узнает что-то свое: свою ситуацию, свое мнение о ситуации, свои надежды и идеалы.

Классический роман не довольствуется описанием моментального состояния героя и его окружения – в романе течет время, ситуация изменяется, в поведении героя проявляется определенная логика. Если ты сочувствуешь герою, если он тебе интересен, если ты в каком-то смысле – это он, то ты... что? Учтешь его опыт? И поступишь в аналогичной ситуации так же, как он? Вряд ли. Как известно, человек не учится на ошибках.

Интересный вопрос – а учатся ли герои? Имеют ли они возможность изменить взгляд читателя на себя и на жизнь?

Очень может быть, что и так. Но мне кажется очевидным, что литературный герой на самом-то деле не столько меняется, сколько ломается, дает трещину, гибнет, уходит.

Вот Ромео и Джульетта – их усилия привели их к гибели. Или вот Герасим утопил Муму. Или вот «Саломея» Оскара Уайльда, по которой Рихард Штраус написал знаменитую оперу. Страшное дело, что творится. Царь Ирод уговаривает ее станцевать развратный танец, Саломея требует в качестве вознаграждения голову своего возлюбленного – пророка-харизматика Йоханаана. Ирод, связанный клятвой, выполняет просьбу девушки, и та долго целуется и милуется с головой дорогого ее сердцу мужчины. Царю Ироду уже не до шуток, он орет: «Мan toete dieses Weib!» («Убейте эту бабу!») – и под грохот финального аккорда занавес падает. Таким образом, эротическое приключение Саломеи окончилось плачевно не только Йоханаана, но и для царя Ирода, который начинает чем-то напоминать Герасима. И Ирод и Герасим ликвидируют не причину конфликта, а всю трагедию в целом, покидают поле боя, чтобы вообще никогда не иметь к нему отношения.

Можно сказать, что и Ирод, и Герасим – это читатели, проклинающие конфликт и уходящие в какую-то иную жизнь, в которой этого конфликта нет. Чем героичнее герой, чем серьезнее его проблема, тем меньше у него шансов выжить – за радость своего прозрения герой платит своим существованием.

Тут возникает подозрение, что дело вовсе не в герое самом по себе, а в конфликте и в возможности из этого конфликта унести ноги. Герой нужен только для того, чтобы показать нешуточность конфликта, то есть герой – это своего рода утлая лодочка, которая тонет в шторме, но своим трепыханием показывает его грандиозность. А читатель, склеившийся с героем, должен научиться тому, что конфликты – вещь фундаментальная, даже смертельная.

Но чувствуем ли мы силу тех проблем, которые решались только убийством? Мы-то обитаем в так называемой современности. Старые конфликты размагнитились. И причина тому – разразившаяся проницаемость, прозрачность мира.

Проницаемость мира состоит в том, что мы понимаем мотивы каждой стороны, каждого действующего лица любой ситуации. Мир старой барыни и крепостного крестьянина – это мир сословных предрассудков. Сегодня вряд ли возможно убедительно разыграть конфликт гения и толпы: гений вызывает у нас обоснованное подозрение – не тот ли это художник, что «выставляет какашки»? Или конфликт между совестью и долгом: за долгом мы усматриваем скорее результат промывки мозгов или какие-то подсознательные мотивы.

Если мы можем заглянуть за каждую закрытую дверь, если каждая стена оказывается лишь занавеской, которую можно откинуть и увидеть простое объяснение, то конфликт неподъемных плит и каменных стен становится невозможным.

Хуже того. Мы видим, что старые конфликты были сконструированы. Литературная теория пролила свет на то, какие типы конфликтов вообще бывают в природе, какие встречаются универсальные сюжетные элементы, как из них выстраивается действие. Этот нехитрый дизайн маниакально применяется уже много десятилетий – скажем, в голливудском кино, в котором по всеобщему мнению «все просчитано». Сюжет превратился в паззл из заранее известных элементов, действующие лица – тоже элементы паззла. Всяк видим и предсказуем.

Есть ли еще что-то, что может упереться в своей непрозрачности и стать причиной конфликта? Существует ли еще ресурс непредсказуемости? Разумеется. И современной литературой он бесстыже эксплуатируется. Это фантастический элемент, встроенный во вполне реалистическое повествование, элемент иррационализма, того, чего «в жизни не бывает». Игра в крестики-нолики, дополненная ходом конем, становится головокружительным предприятием. Сфера банального, в которой мы утопаем, вдруг разрывается появившимися новыми интерпретациями и новыми ходами. И читатели, и писатели подсаживаются на наркотик «сверхнатурального элемента», на возможность сделать незаконный ход, ударить ниже пояса.

Герой, понятное дело, к «незаконному ходу» имеет прямое отношение. Читатель с ним, разумеется, идентифицируется, и последствия для читателя это имеет не очень радостные. Возникает конфликт между «как в кино» и «как в жизни»: в кино, литературе, компьютерной игре – интересно и бойко, а в жизни, полной причинно-следственных закономерностей, замучивших всех проблем и омерзительных персонажей, – оказывается совсем неинтересно. Возникает своего рода петля – интересность и непредсказуемость «креативной» литературы способствует неинтересности и предсказуемости обычной, обыденной жизни, что, в свою очередь, рождает тягу к «креативу».

Кстати, тяга к позитивному, жизнеутверждающему финалу – тоже одна из примет тотальной бесконфликтности.

Однако окончательная прозрачность и познанность мира – это миф: объяснение причин и скрытых механизмов того или иного явления – это рисование вилами на воде, ресурс непознанности мира вовсе не исчерпан. Оттого видение мира как сферы, в которой разворачиваются конфликты, вполне возможно. А значит и вполне возможен герой, который своей трагедией тычет читателя в катастрофичность этого конфликта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2313
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5132
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2838
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3275

Другие новости