0
1212
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

13.04.2006 00:00:00

Старые тупые и новые простые

Тэги: истина, человек, творчество


– Что такое гений – без околичностей, в техническом смысле? – объяснял писатель Вадим Перельмутер. – Это то, с чем ты не можешь не считаться. Культурные вешки, отсчитывающие километраж. Писать музыку можно и после Шнитке, но при этом игнорировать то, что он написал, ты уже не можешь. Писать стихи после Бродского можно, но нельзя писать так, будто Бродского не существовало вовсе.

┘К началу XXI века культурные вешки человечества составили густой лес: можно бесконечно долго продираться сквозь чащу, прежде чем протопчешь собственную дорожку. Остается довольствоваться тем, что перед глазами, метрах в пяти. Срисовывать и копировать.

Боязнь повтора – или, напротив, сознательная радость повторения – бич XXI века. Уже имеющиеся достижения культуры активно эксплуатируются не только искусствоведами и критиками (городовой Небаба у Ильфа и Петрова не случайно после революции стал музыкальным критиком). Государство тоже не лыком шито: без устали взывает к┘ и ссылается на┘ превращая культуру в сияющее спящее Ничто, некую Атлантиду, о которой все слышали, но никто не видел своими глазами. А частные лица и организации берут от культуры самое ходовое, лишая ее живительной силы: «Я помню чудное мгновенье – ресторан «Лермонтов» ждет вас», «Салон эпиляции на Толстого: бреем не только бороды». Так огромная махина культуры от неповоротливости и дурного пользования превращается в обузу: механизм дорогой и сложный, работать умеют единицы, поэтому чаще всего используется как подставка для кофе.

Парадокс: культуры слишком много, и в то же время присутствия ее в нашей жизни почти не ощущается. Как первая реакция на девальвацию культуры спонтанно, одновременно в разных частях мира в 30-е годы ХХ века возник целый ряд писателей, чей герой сознательно становится на позицию «это ты у нас культурный, а я так, погулять вышел». Условно назовем их «новые тупые».

Конечно, никакие они на самом деле не тупые, а очень даже умные: у них – Селин, Генри Миллер и даже отчасти Хемингуэй, чуть позже Буковски┘ У нас – Зощенко и обэриуты┘ Монолог обобщенного героя «тупых» звучит примерно так: «Любить искусство? Хм┘ По-моему, бухать и трахаться гораздо лучше. Шекспир? А ты Ваську Кривого знаешь? Так че ты меня своими пацанами пугаешь? Пушкин? Ха-ха, он ведь даже на стуле сидеть не умел...»

Отчасти это реакция на обессмысливающую все достижения мировую бойню (Первая мировая, революция в России; если вы такие культурные, почему столько трупов?) Однако еще – и сознательная эстетическая реакция на повальное «закультуривание» пространства, тиражирование и замыливание культуры, на социалистическое распределение культуры на всех поровну.

Цель «тупых»: очистить культуру от псевдокультурной шелухи, вернуть ядрышко людям – на вид серовато, пахнет псиной, зато только и пригодно в пищу. Этот процесс не случайно возник именно в 30-е, когда в индустриально развитых странах стал закрепляться новый тип культуры – массовой, призванной «обслуживать» человека. И у Селина в «По направлению к ночи», и у Миллера в «Тропике рака» герой пытается полюбить, жить с проституткой. Это он массовую культуру пытается принять – бывшую Дамой, ставшую площадной девкой: и хочет, и не может, и мается┘

Новые «тупые» позднее появились и в музыке, в кино, и в театре┘ Петр Николаевич Мамонов: «Я самый плохой, я хуже тебя, зато я умею летать» («Серый голубь») – манифест «новой тупости» как реакция на «умность» советского интеллигента. Митьки – художественное воплощение той же идеи. Однако со временем «тупость» тоже становится штампом, брэндом: вспомним героев боевиков – и Шварценеггера, и Чака Норриса, и даже Брюса Уиллиса – это же типаж, убежавший от Селина и поступивший на службу в Голливуд!

Итак, сегодня «тупость» получила законное место в масскульте. Она лишена самоиронии, она величава и укоренена – маска стала лицом, лицо за ненадобностью убрали. Нельзя точно сказать, кому первому пришла в голову изощренная идея: если враг культуры – упрощение и подделка, если поп-литература подделывается под умную, то почему бы литературе не┘ подделаться под простоту? Так, а может, и по-другому родились «новые простые». Тоже реакция на закультуривание, и тоже сознательная позиция, но в отличие от «тупых», которые только притворялись, что ничего не знают, «новые простые» пишут так, будто до них ничего не существовало.

В чем правота такой позиции?

Чтобы быть хорошим человеком, вовсе не обязательно знать, кто такой Толстой, Кафка или Ролан Барт. То есть хорошо, если знаешь, но – необязательно. И литература XIX века это право за человеком признавала. Литература второй половины XX века заявила: мне плевать, хороший ты человек или плохой, мне важно, чтобы ты знал, откуда цитата. А человек по старинке продолжает в первую очередь хотеть быть хорошим («Я хороший┘ все-таки я хороший», – поет Гришковец вместе с группой «Бигуди»). Человек приходит к литературе за поддержкой, а она ему говорит: «Постой там, в прихожей┘ обожди┘ у нас тут так все сложно┘ не до тебя, извини┘» Озверев от собственной неучтенности, от такого равнодушия и черствости, читатель говорит: ах так, ну тогда идите на фиг со своими ссылками и цитатами. Я сам все пойму, без вас. Я сам дойду до ваших хреновых истин.

Именно так мог бы сказать герой Эрленда Лу – у них или Евгения Гришковца – у нас.

┘Читал ли герой рассказа Гришковца «Погребение ангела» старика Канта? Едва ли. Однако необходимость хоронить собаку в большом городе заставила его в конце концов совершить то же, о чем писал великий старик 200 лет назад: запрокинуть голову и убедиться, что есть небо над нами и нравственный закон внутри нас. Он, герой, и словами-то вряд ли может объяснить, чего он понял – но, возможно, почувствовал он это не хуже самого неистового Иммануила.

«┘Для меня все вдруг утратило смысл. Моя жизнь, жизнь других людей, жизнь животных и растений – все, что ни есть в мире. Все распалось на бессвязные кусочки» (Эрленд Лу, «Наивно Супер»). Та же завязка – и в последнем романе Лу «Допплер». Современная техника «сбора себя» предполагает не обращение к авторитету (Шопенгауэру или Сартру), а систематизацию простейших личных ощущений: я люблю красные машины и Африку, я не люблю запах шин и утро понедельника. Самый знаменитый роман Лу недаром состоит из схем и графиков: благодаря такой «схематичности» письма экзистенциальные вопросы не выглядят отталкивающими – скорее привлекательными, что-то вроде игры. Что-то знакомое┘ Ну, конечно же, «Амели» – киноманифест «новой простоты»: «В этот день, 14 апреля 19┘ года Амели Пулен решает делать добро».

┘Герой романов писателя Бориса Минаева «Детство Левы» и «Гений дзюдо» – ребенок, и видит он мир таким, каким его положено видеть детям в 7–12 лет. Он не знает, что есть постмодернизм – однако, глядя на велосипед на зимнем балконе, он чувствует, что это – лишь «тень» летнего велосипеда, его «цитата». В футболе на пресненском стадионе 60-х годов человеческих тонкостей не меньше, чем в литературе. Вечных истин – наперечет, и КАК именно ты их поймешь – при помощи литературы, при помощи футбола – не важно.

Итак, «новые простые» решают две основные задачи: 1) в поисках подлинности разобрать себя и окружающий мир до атомарного уровня, до первичных частиц; 2) прийти к основным законам мирозданья самому, без культурных подсказок. Это и есть, по сути, сознательное освобождение от культурных одежд XXI века, на котором накопился плотный слой пыли, вал бессмысленной информации, – ради более важных вещей.

В чем актуальность такого метода?

Человек на всех парах возвращается в первобытное, до-культурное состояние. Человечество разом как бы устает от накопленного культурного груза – и сбрасывает его. Чтобы опять постепенно, век за веком, открывать, утверждать все то же самое. Состояние нынешней «культурной невинности» типично для героев Гришковца или Лу; они оперируют тем малым набором «знаемого», который есть у среднестатистического человека: специальные профессиональные знания и немного – верхушечно – культуры, на уровне школьной программы. Бесчисленные «иваны петровичи» и «костики, валеры, сереги» – герои прозы Гришковца – раздражающе схематичны: они «внезапно чувствуют усталость» или «допивают остывающий кофе», изъясняются языком школьного сочинения, и вообще их культурный уровень по-детски непритязателен. А что вы хотели? Обычный человек входит во взрослую жизнь с одной-двумя по-настоящему, «взахлеб» прочитанными книгами – Майн Рид или «Парусники и Фрегаты военно-морского флота», которые на самом деле и оказывают решающее влияние на всю жизнь. Для современного человека культура – та малость, которую он успел прочесть, посмотреть, полюбить в детстве.

Но до-культурность вовсе не означает невосприимчивости к культуре: новая простота в отличие от постинтеллектуализма – не отрицание культуры, а воссоздание ее на собственном опыте. И невероятное чувство освобождения, весны, обновления. Непонятно откуда.

Хочется быть хорошим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1719
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4246
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2333
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2639

Другие новости