0
1062
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

11.01.2007 00:00:00

Вступить в переписку с Вертером

Тэги: художник, вертер, книга


Термина «книга художника» нет в энциклопедиях по искусству. А ведь этому явлению более ста лет. Сегодня в России под термином «книга художника» понимают всё, что так или иначе вываливается из многотиражного издательского процесса: от самиздатовских сборников, сделанных при помощи ксерокса или пишмашинки до коллекционных изданий. А также книги-объекты, книги-перформансы, виртуальные интерактивные книги-игрушки, книги, посланные по почте, и многое другое. Книги на яблоневых срезах, на целлофане, на одноразовых тарелках, на папиросах, на опавших осенних листьях, на почтовых марках, на сосновой коре и на керамической плитке, книги-стулья, книги-мельницы, книги-платья, книги-скульптуры. Процесс чтения и восприятия не ограничивается визуальным и концептуальным рядом, не менее важны тактильные, слуховые, а иногда и обонятельные ощущения.

В начале XX века возникают понятия «художник книги» и «искусство книги». В России тему целостного подхода к оформлению книги разрабатывали мирискусники. Идеолог группы Александр Бенуа заявлял, что «художник, занятый книгой», должен обращать внимание не только на иллюстрации, но и «на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста на странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на обрез, брошюровку».

Когда-то книгопечатание было сродни искусству. Печатники колдовали с составами красок, с печатными формами, с сортами бумаги. Практически все издания раннего периода могут быть отнесены к «библиофильским». Постепенно книга из произведения искусства превращалась в источник информации и развлечения. Книги разделились на дорогие, подарочные издания и многотиражные поделки.

Спрос на роскошные издания и породил жанр «книга художника», возникновение которого соотносят с французским словосочетанием livre d’artiste, которое появилось в начале прошлого века благодаря Амбруазу Воллару. Этот галерист и издатель впервые соединил книжную форму с графическими работами Пикассо, Боннара, Матисса, Миро, Шагала. К каждому изданию подбирался старинный наборный шрифт. Иллюстрации печатались на офортных и литографских станках. Переплет и футляры делались вручную. Тираж был небольшим, до 400 экземпляров, каждая книга стоила баснословно дорого.

В 60-х годах прошлого века в США возникает жанр artist’s book, противоположный livre d’artiste. Недорогие издания, которые художники могли выпускать сами с помощью ксерокса, фотоаппарата, компьютера и факса.

Концептуалист Сол Ле Витт так определил это направление: «Книги художников»... общедоступны и недороги. Их ценность не превышает ценности идей, в них заложенных┘ Они сами по себе предметы искусства, а не воспроизведение этих предметов»

В России у каждого «художника книги» свои предпочтения. Михаил Карасик и Виктор Гоппе используют литографию для иллюстраций и высокую печать для текста, ведя сквозь десятилетия диалог с книгами футуристов. Дмитрий Саенко использует линогравюру и офорт. Евгений Стрелков предпочитает шелкографию. Игорь Иогансон любит работать с ксероксом, добавляя к нему ручную роспись. Иногда книга изготавливается вручную полностью, как это было в нашем с Гюнель Юран проекте «Слова и свитки», в котором она написала 17 свитков в квазияпонском стиле.

Каждая книга подсказывает, какие материалы и техники нужно использовать. Иногда это обычный офисный самонаборный штамп, иногда линогравюра, прокатанная столовой ложкой, иногда трафарет из пластиковой папки, а иногда и штамп, вырезанный на обыкновенной картофелине!

Еще одно направление – книги-объекты. К предтечам этого жанра можно отнести египетские пирамиды, испещренные письменами и идеограммами. В ХХ веке книги-объкты выросли в особый жанр. Ансельм Кифер делал книги из волос, жести, песка, старых тряпок, дерева и металлических сеток. Ребекка Хорн творила книги из зонтика, птичьих перьев и старой оправы для очков. Поэт и скульптор Игорь Иогансон сделал несколько книг-скульптур, а Марина Перчихина превращала в книги целые комнаты. Я делал книги, страницы которых размещались на крыльях мельницы, консервных банках, фанерных листах, камнях, кленовых листьях, на выброшенных стульях и других материалах.

Некогда популярные романы в письмах нашли отражение и в работах мастеров книги художника. Издатель Александр Кузькин выпустил в письмах книгу «Страдания молодого Вертера». Подписчикам письма Вертера высылались по почте в соответствии с числами, датированными в романе Гете.

Все чаще художники сопровождают книги компакт-дисками, дополняющими визуальный ряд. Так, книга нижегородского художника Евгения Стрелкова Sirenes включает диск с гидроакустическими звуками, которые издают волжские водохранилища. А у Андрея Суздалева в книгу «Бумажная музыка» встроена кассета с наушниками, на которой записана электронная музыка, смикшированная со звуками шуршащей бумаги. Еще и не такое бывает. Фантазии у художников много.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5080
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2797
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3225

Другие новости