0
1010
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

08.02.2007 00:00:00

Вопрос первосказанности

Тэги: платонов, культура, самородок


Огрубленно говоря, существует два основных типа авторов: «культурные» и «самородки», «сорняковые».

Культурный автор зависим от всех предшествующих пластов, от всего, что сделано в литературе «до него». По происхождению своему он знаком и с «классическими образцами», и с «новейшими веяниями» и прекрасно осведомлен, на каком витке, стадии развития находится художественная литература в данный момент. Он отдает себе отчет в том, как можно и как ни в коем случае нельзя писать сейчас, какие приемы, композиции и манеры повествования сделались достоянием сферы банального, а какие вполне применимы, приличны и по-прежнему остаются bon-ton’ом в литературе. А поскольку к настоящему времени в текстах многократно задействовано, а значит, и заезжено, выхолощено и засалено практически все, то культурному автору остается полистилистика, «бриколлаж» (или как его там?) – оперирование ограниченным или бесконечным набором всем известных величин, комбинирование отрывков из некогда авторитетных и освященных традицией текстов, «цитаты», скользящие полунамеки, перемигивания с «понимающим» читателем и попытки вырастить принципиально новый смысл из «перегноя» старых смыслов. (Немножко из Розанова, джойсовское «да» в конце главы, и получается ровно то, о чем говорит Михаил Шишкин как о литературе «следующего измерения».)

Писать с нуля, из ничего, как «первый писатель», культурный автор не может, он не может выйти из того поля литературных условностей, в котором находится. Так, к примеру, Набоков, культурный автор, начинает свой «Дар» словами «такого-то числа такого-то года», то есть просто и в лоб, но при этом тут же делает оговорку, что большинство немецких романов начинаются, мол, с даты, а русские авторы, в свою очередь, почему-то опускают две последние цифры в указанном годе действия. И это – необходимость, дань культуре, предшествующим текстам. Культурный автор обречен на оговорки и иронию, на шуточки по поводу того, что это, мол, уже было, – то есть на комплекс «влюбленного постмодерниста» согласно Умберто Эко. «Культурный» сравним с обезумевшим мелким офисным клерком, осужденным ежеминутно отвечать на телефонные звонки. «Пошло», «избито», «банально», «уже было»...

«Самородок» же, «сорняк» условий игры не то чтобы не замечает – он, как правило, о них и не знает. Садится и пишет: «Деревня лежала в полях...» Платонов (тут я рискую) – типичный пример «автономного» автора: органично присущий ему «способ говорения» предшествует последующей «начитанности», и, зная уже и Пушкина, и Толстого, и много кого еще, наш «инопланетянин» продолжает «дилетантствовать». «Приходит на пустую землю и творит мир заново». «Дилетанту» важно передать, ДОНЕСТИ, поведать – а не старание не оскорбить слух взыскательного читателя каким-нибудь неблагозвучием.

Оригинальность «самородков» произрастает из незнания об условиях игры; оригинальность «культурных» – из преодоления силового поля сказанного «до них». (Набоков работает с предшествующими «литературами», наполняет пустышку игры своим страхом смерти, своим бездомьем, своей тоской по «утраченному раю» России, своим отчаянием. Георгий Иванов – та же история: нарочито пошлый каламбур с отчаянием и тут же «отчаянье – приют последний», и вот уже после этих слов возникают парение, неповторимость голоса.)

Литературе нужны как первые, так и вторые.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
687
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
606
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
719
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
493

Другие новости