0
1008
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

19.04.2007 00:00:00

Два войска

Данил Гурьянов

Об авторе: Данил Гурьянов родился в 1977 году. Драматург. Лауреат международного конкурса драматургов "Евразия" и всероссийской литературно-театральной премии "Хрустальная роза Виктора Розова".

Тэги: токарева


Из интервью театрального режиссера Адольфа Шапиро:

«Чем отличается коммерческое искусство от истинного? Возьмем лучший образец коммерческого кино. Скажем, «Крестный отец». Все высокого класса – актеры, оператор, художник. А потом видишь фильм Германа, и┘ нет, братцы, извините, это другая материя. В чем отличие? В изначальном посыле. Цель коммерческого искусства – выгодно с наибольшей изобретательностью продать знания и умения. А для художника оно – способ постижения мира и себя в нем.

Феллини снимал «Амаркорд», чтобы понять, кто он, откуда вышел, что такое детство, родина, женщина, фашизм; как он стал таким, а не другим. Отличие – в исходной позиции, в том, что является толчком к работе, что движет темпераментом художника. В первом случае делается упаковка для товара, который надо с толком продать. Во втором – исследование, как говорил поэт, – «езда в незнаемое». (Журнал «Современная драматургия», № 3, 2006 г.)

Эта точка зрения стала для меня эталоном. Который я прикладываю то к книге, то к фильму, картине, даже к дизайнерскому платью, а хотите – и к кулинарному блюду; в общем, ко всему, что человек создает творчески.

Я припоминал самые разные примеры. Допустим, «Ромео и Джульетта». Разве не коммерческая история, великолепно выполненная? На первый взгляд да. А на самом деле, конечно же, нет. Ведь Шекспир просто пытался разгадать, а что такое любовь? Видно, любовь не была ему безынтересна┘

Видно, любовь не была безынтересна и Франсуазе Саган. Казалось бы – как мастерски она использует свой профессионализм, литературный и личностный дар. Но нет. Только попытка разобраться в себе. Почему любовь так много значит для меня? Слышу я в ее книгах. Что это, извините, за фигня, которая может прийти, уйти, и я до сих пор ничего не знаю, и только грустная улыбка – единственное, что мне понятно, – слышу я в ее книгах┘

И никому из великолепных и уважаемых российских писательниц любовь так небезынтересна, как Виктории Токаревой. Качественная коммерческая литература? Нет┘ Это не коммерция. Все, что пишет Токарева, – это пропущенный через сложные заводские механизмы профессионала внутренний конфликт. Конфликт на почве чего? И между чем?..

Попробую по порядку.

Первый этап творчества Токаревой (начиная с хрестоматийного «Дня без вранья») – это осознание человеком себя в этом мире. В холодном безразличном социуме, в месиве человеческих отношений и при этом во вневременных и внепространственных плоскостях каждодневного, казалось бы, бытового проживания. Человек (писатель) родился. То есть у человека открылся третий глаз. То есть человек увидел мир. Он спешит разобраться в этой прибывающей информации. Он берет ручку и раскладывает свои мысли по полочкам. То есть он пишет рассказы. То есть она. Виктория Токарева.

Этот первый этап – как разгон. За которым последовал полет. Яркий, сильный. И я не могу назвать это вторым этапом творчества, или основным. Этот этап – это красиво преодоленное наиболее длительное расстояние. Что в нем? А самое главное. Любовь. Которую теперь видит, не забывайте, третий глаз. И вот появляются все эти прекрасные и честные повести и рассказы о любви. Это не потребность заработать деньги, эксплуатируя вечную тему. Это прежде всего все та же ручка и все то же раскладывание по полочкам всех этих мыслей, всей этой информации и всех этих вопросов, которые оказываются внутри и вокруг человека, человека, который увидел любовь и вошел в нее, и прибывает в восторге и ужасе, и не знает, куда ступить.

Природа человека и художника Виктории Токаревой абсолютно противоречива и внутренне конфликтна. Здесь живут и всю жизнь сражаются два начала. Мощное агрессивное земное, оно же витальное, живучее, красивое своим здоровьем. И абсолютно беззащитное, мягкое, по-женски пугливое, мечтательное, мудрое и с интуицией, как хороший компас, который всегда точно указывает – где добро и как надо┘ Но дело в том, что одно мешает жить другому. Да не то что мешает – просто не дает. Слишком много льда, чтобы пламень развернулся как хочет. Слишком много огня, чтобы лед мог замереть спокойно┘ Это мучительно. Но так и слышится веселый комментарий самой Токаревой: «Но жить можно!» Но Токарева – это карта с двух сторон. Токарева – это провокатор, рожденный из своей неукротимой природы. Простота и однозначность, резкость и уверенность ее высказываний – все это провокация замечательного картежника.

Ее книги – это диалог с самой собой, это ток-шоу «К барьеру!» между двумя ее началами. Это вопросы, которые адресуются себе, людям в своей жизни и туда, на небо. Все ее творчество – это жирное «Я», как и у всякого настоящего художника. Ее творчество независимо от читателя и его желаний. Она не обслуживает, она слишком занята собой – как и всякий настоящий художник.

Итак, полет. А дальше что? Как спрашивает закопанная по шею Винни в пьесе Беккета «Счастливые дни». А дальше что?.. А дальше другой этап. Сегодняшний, новый. Его главная тема – ненависть. Как любовь – не всегда добро, так и ненависть – не всегда зло. Разве жизнь с годами выдает однозначные ответы? Жизнь тоже замечательная картежница. А разве вопросов становится меньше? И разве это не благодатная среда для неукротимого духа? «Почему так?» – слышу я в каждой новой повести Токаревой. Но это не вопрос, а обвинение с вопросительным знаком. И она не боится быть по-настоящему резкой, и уже крайности лексики или сюжетной картинки могут садануть, как шашкой, в точности как это умеет жизнь┘ Но нет, все не так страшно. Ибо к синяку будет приложен кусок льда. И не потому, что такова конструкция токаревской прозы. А потому что┘ Ну как бы вам это сказать?.. Просто некоторые конфликты остаются в силе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1481
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3812
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2138
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2403

Другие новости