0
1272
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

20.11.2008 00:00:00

Виктюк, которого услышали

Тэги: викрюк, театр


викрюк, театр

Мурзич Анастасия. Театр Романа Виктюка. Из точки в вечность. – СПб.: 2008. – 688 с., ил.

«До меня легко достучаться. Тем, кто любит! Но тем, в ком есть расчет, корысть, практицизм, стучаться бесполезно. (┘) Зрители – это потенциально близкие люди. Это эмоциональное меньшинство, это люди, которые сердцем любят, а глазами – слышат! Они у меня такие┘ Да, зрители поклоняются, но в этом ничего страшного нет, потому что это есть соучастие в ритуале, в молитве. И люди выбирают это действие, то есть священнодействие, общее служение. Это действительно служение! (┘)

Я говорю: «Услышьте меня! Оставайтесь незамутненными, потому что если ваш организм будет зашлакован ненавистью и завистью, тогда любовь и нежность исчезнут, тогда исчезнет потребность в главном шифре, в той энергии, которую несет в себе Театр Романа Виктюка».

Услышьте меня» (Роман Виктюк).

Книга «Театр Романа Виктюка. Из точки в вечность» как раз и написана человеком услышавшим. Для зрителей-читателей, выбравших «общее служение». Написана она для «своих» и, судя по всему, «своими» будет принята с той же восторженно-влюбленной экзальтацией, с которой Юленька – это «романтичное и восторженное единое альтер-эго Автора и Редактора Книги» – делилась своими впечатлениями и воспоминаниями.


Мужчины и женщины Театра Романа Виктюка.
Фото Натальи Фроловой

С другой стороны, что остается тем зрителям и читателям, которые, не будучи «воплощением всех сумасшедших, сошедших с ума девочек, потерявших сознание – от Театра Виктюка», захотят через новую книгу просто прикоснуться или вернуться к феномену Романа Григорьевича Виктюка? Ведь по замыслу автора большая часть страниц написана именно для них – для тех, кто стремится «постигнуть Гения».

Насколько это удается? Трудно сказать. Возможно, все дело в «неумении читать, и видеть, и чувствовать», но лавиной обрушивающиеся на читателя со всех сторон мнения, восторги, упреки, объяснения в любви, обиды, все возможные голоса, цитаты великих, – все это приводит не столько к «счастливой возможности заглянуть по ту сторону волшебного зеркала, имя которому «Театр Романа Виктюка», сколько к анестезирующей усталости. Усталости уже на пятидесятой странице многостраничного тома.

Конечно, перед нами летопись. Летопись театра, моток за мотком разматывающая клубки спектаклей, поставленных начиная с легендарных «Служанок». Только постепенно создается впечатление, что слишком много рук (зрителей, актеров, художников, музыкантов) одновременно пытаются распутать эти клубки, в конечном итоге еще более запутывая читателя даже не столько подробностями творческих лабораторий, сколько, увы, театральными дрязгами и выяснениями отношений.

Из аннотации можно узнать, что на момент публикации «книга уже прочитана и одобрена Мастером, и все его уточнения и пожелания чутко учтены автором»; написал Роман Григорьевич и своеобразное обращение-послесловие, кусочек которого процитирован в самом начале, – значит, по его мнению, книга эта нужна. Значит, многое она угадала, раскрыла. Но в таком случае горько становится от угаданного. Хотя на протяжении всех семисот страниц бесконечно говорится о гениальности, но к последним строкам приходишь с грустью. Слишком настойчиво ярким лейтмотивом из всех интервью, из всех цитат, из всех размышлений и восторгов (Он – Гений, ведь сделал же он «Служанок»! Он – Гений, ведь поставил же он «М.Баттерфляй»! Неудачи сейчас? Но ведь невозможны шедевры каждый день!) постоянно пробивается на поверхность одна мысль: всё гениальное осталось в прошлом.

И, возможно, именно отсюда на одной из последних страниц книги возник такой диалог – «самый главный диалог», как назвала его автор:

– Роман Григорьевич! Мы любим Вас!

– Может быть┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1108
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3015
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1698
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2051

Другие новости