0
2039
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

04.03.2010 00:00:00

Сарнов и писатели

Тэги: сарнов, писатель, критика


Сижу я давеча за письменным столом. Очередное творение Бенедикта Сарнова перед собой положил – обложку рассматриваю да критического вдохновения дожидаюсь. Тут приходит ко мне приятельница – девушка красивая и нигде не блондинка. Умная, следовательно.

Уселась моя приятельница на диван, ногу на ногу забросила и спрашивает:

– Что это у тебя?

– «Сталин и писатели», – отвечаю, – книга третья.

– Как же, как же... Читала, – говорит, – кстати, кто такой этот Бенедикт Сарнов, не расскажешь?

– Не знаю как в двух словах объяснить... Погугли в Интернете – там все обо всех есть... А я чай поставлю...

Когда я ставил на кухне чайник, до меня донесся крик:

– Какое ничтожество этот Сарнов!

– Почему ничтожество? – удивился я.

– Потому что толстый, седой, в очках и вообще.

– Может, не надо сразу так по физиономии судить? – робко заметил я. – Сарнов все-таки не фотомодель, а литератор. Пушкин вообще лицом «сущая обезьяна» был, но это не мешало ему писать замечательные книги...

– Нет, Александр, писателя надо судить не по книгам, а по тому, как о его портрете отзываются женщины...

– Да кто же тебя научил таким приемам литературной критики?

– Сарнов научил, Бенедикт Михайлович. Вот, послушай, что он пишет в своей книге: «Однажды (году в сорок восьмом), держась, как обычно, за руки, шли мы с моей любимой по Тверской и остановились перед портретами писателей, выставленными в витрине книжного магазина – того, что напротив Моссовета... На самом видном месте там красовался портрет... того, кто считался автором «Тихого Дона». И вдруг моя спутница сказала: «Какое ничтожество – Шолохов!..» Я вдруг увидел: в самом деле – ничтожество... Невзрачное какое-то, мелкое личишко, усишки... Это впечатление подтвердилось и окончательно укрепилось позже, когда я увидал его вживе: это было несколько лет спустя, на совещании молодых писателей, он там выступал перед нами в маленьком зале, а я сидел совсем близко, в первом ряду. Вдобавок ко всему оказалось, что он – совсем небольшого росточка».

Понял теперь, какими должны быть современная критика и литературоведение?! Носит писатель усы – смело пиши, что у него «усишки», бороду имеет – определи в козлобородые, лысого обзови «плешивым», а если, не дай бог, человек челку на бок зачесал – записывай в подражатели Гитлера... Такой вот текстологический анализ!

– Да... Представляю что написал бы Сарнов, попадись ему под руку Тургенев или Лермонтов...

– А я думаю, Сарнов не писал этой книги!

– То есть как так не писал?

– Никак не писал. Посуди сам. Может ли человек в восемьдесят лет написать томище чуть не в тысячу страниц?

– Всяко бывает. Вон Солженицын «Двести лет вместе» после восьмидесяти написал, – попытался я защитить авторство Бенедикта Сарнова, но моя подруга была непреклонна.

– А я не верю! – стукнула она кулаком по коленке. – Сарнов не верит, что Шолохов написал «Поднятую целину» (стр. 95), а я не верю, что Сарнов написал «Сталин и писатели».

– Но откуда же взялась эта книга?

– Я думаю, дело было так. Какой-то внештатный редактор «Эксмо» нашел в метро сумку со студенческим конспектом по истории советской литературы, привез ее в издательство, показал самому главному начальнику, тот полистал и принял решение назначить автором Бенедикта Сарнова...

– Что за бред? Как можно назначить человека автором книги?

– Ну ты наивный! Вон Сарнов пишет, что Сталин назначил Шолохова автором «Тихого Дона». (стр. 54 и др.)

– А может, все-таки надо как-то проанализировать книгу, прежде чем делать такие заявления?

– Нет, как сказано у Сарнова (стр. 98), «вряд ли стоит тут тратить силы и время на стилистический, текстологический или какой-нибудь еще анализ».

– Как не стоит?

– А вот так! Нам все «без всяких анализов сразу видно» (стр. 98).

– Ух ты! Сильно сказано! Ну, а если кто-нибудь все же потребует доказательств?

– Тогда бери пример с Сарнова: он честно пишет (стр. 100), что если кто-то потребует доказательств, то он, Сарнов, повторит ответ Воланда Берлиозу «Не надо никаких доказательств» (стр. 98).

После такого заявления я надолго впал в ступор, но потом, придя в себя, все-таки попытался защитить Сарнова:

– Пусть мнения у автора книги необоснованные, но познания-то у него обширные – он обо всех все знает: и о Сталине, и о Шекспире в одной книге рассказывать берется.

– Да, и что же он пишет о Сталине?

– «Сталин по самому складу своего мышления просто не знал и не понимал, что такое двусмысленность» (стр. 808).

– Точно! Сталин был дурачок прямолинейный. Потому и немецкую агрессию прозевал, что Гитлеру наивно верил...

– Слушай, давай без политики! Лучше о книге Сарнова поговорим, вот, ты сказала, что автор книжки сам не знает, о чем говорит, а доказать это можешь?

– Пожалуйста! Сарнов пишет (стр. 66), что в завещании Шекспира нет «ни слова о расчетах с издателями и книгопродавцами или о том, кому завещается право на дальнейшие издания. А ведь во времена Шекспира право на литературную собственность уже существовало...» И на этом строит утверждение о том, что Уильям своих пьес не писал.

– И что тут такого?

– А то, что Шекспир умер в 1616 году, а авторские права в Англии впервые были установлены законом королевы Анны в 1710 году. То есть «в те времена [когда жил Шекспир] авторского права еще не существовало. Продав пьесу театру, писатель переставал быть собственником своего произведения» – это же в любом учебнике по истории зарубежной литературы написано!

– Ну, про то, что Шолохов и Шекспир писать не умели, нам и без Сарнова уже много раз рассказывали, а что-нибудь оригинальное он сообщил?

– Да, открыл, что Шолохов был злостный антисемит!

– Что же Михаил Александрович такого вытворил?

– Сарнов рассказывает, что, когда Твардовский обратился к Шолохову (как к члену редколегии «Нового мира») за поддержкой в публикации романа Василия Гроссмана «Сталинград», тот ответил: «Кому вы поручили писать о Сталинграде? В своем ли вы уме? Я против».

– Подожди! Семен Липкин, у которого Сарнов позаимствовал эту историю, пишет, что Гроссмана поразило выразившееся в ней «дикое, департаментское отношение к литературе». При чем тут антисемитизм?

– При том, что, по мнению Сарнова, в этой реплике Шолохова просвечивал «другой смысл – отчетливо антисемитский: не еврею Гроссману выступать с романом о самой великой битве и самой великой победе русского оружия в нашей большой войне» (стр. 178).

– Спасибо Сарнову – просветил, а то бы я по наивности так и думал, что победы советского русского оружия в Великой Отечественной войне воспевали исключительно прирожденные русаки – лауреаты Сталинской премии – Павел Антокольский, Борис Полевой, Вениамин Каверин, Эммануил Казакевич, Илья Эренбург...

– Так, может, это в другое время было?

– Конечно, в другое! Антокольский и Каверин получили Сталинские премии в 1946 году, Эренбург – в 1948-м, Казакевич – в 1948 и 1950-м, а Твардовский обратился к Шолохову в 1949-м. Шолохов наверняка испугался, что Сталинскую премию дадут Гроссману, вот и выступил против. Антисемитизм в чистом виде!

Тут я окончательно растерялся. И чистосердечно признался:

– Я теперь даже и не знаю, что же мне написать о Сарнове...

Но моя подруга и тут не растерялась.

– А ты напиши, – говорит, – как Сарнов о Троцком (стр. 555): «Большим эрудитом в делах литературных, каким считался и за какого себя выдавал, он не был».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1262
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3357
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1906
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2206

Другие новости