0
1147
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

10.06.2010 00:00:00

Невыдуманная жизнь

Тэги: шкаф, небо, жизнь


шкаф, небо, жизнь Природа и урбанизм.
Фото Екатерины Богадановой

Дмитрий Веденяпин. Между шкафом и небом. – М.: Текст, 2009. – 109 с.

Книга «Между шкафом и небом» Дмитрия Веденяпина – посвящение сестре в двух частях. Конечно, говорить стоит больше (или даже только) о второй, стихотворной, но раз уж первая часть написана, то уделим и ей немного внимания.

Прозаическая половина книги открывает нам двери «храма» семьи автора, где живут «священники»: мама, папа, сестра, баба Нюра и прочие. «Храм-коммуналка» стоит на бывшей Ульяновской улице (нынешняя Николо-Ямская), поблизости – Тетеринский сквер, пивная, у которой слоняются пьяные женщины, «похожие на средневековых сумасшедших», и нашему автору шесть. Он сидит на папиных коленях (отец Дмитрия Веденяпина был деканом факультета Института иностранных языков имени Мориса Тореза, что позволяло ему в 60-е курить «Уинстон»), слушает бабушкины рассказы о происхождении их фамилии (от мордовского мужского имени Веденяпа, что означает «водный»), не загибает по ее научению страниц у книг и не кладет их обложкой вверх, вспоминает, как однажды в их звонок под номером К-7-99-76 чуть не позвонил сам Высоцкий, пишет сочинение про дядю Борю, врача-кардиолога, на которого хотел быть похож, мечтает о профессии скульптора, клоуна и, наконец, решая задачку про овец, размышляет о том, какого цвета эти овцы и какая в тот день стояла погода.

Такое пренебрежение к подсчету овечек на пастбище и их остатку в овчарне дало возможность читателям познакомиться со стихами Дмитрия Веденяпина, которые составляют вторую часть «Между шкафом и небом».

Жизнь на Таганке, потом на Юго-Западе Москвы и постоянные вылазки в деревню Александровка дали поэзии автора некий синтез урбанистических и природных образов, которые можно назвать постоянными маячками стихотворной ткани поэта. Цветы, снег, вода, солнце всегда будут отражаться в асфальте или «выскальзывать» на шоссе. Отсюда некий эффект дежа вю, когда в разных стихотворениях встречаешь почти идентичные конструкции: «Шоссе блестит на солнце, как вода» и «Асфальт, как солнце, светится, дрожа».

Заплатками на гладкой поверхности стиха выглядят причастные обороты, которые нарушают ритмику стиха и тем самым нарушают единство восприятия: В этих нежных волнах золотистого и голубого/ Ни террас, ни машин, ни раскуриваемых сигарет./ Дверь сама открывается настежь в клубящийся свет┘/ Страшно: падая в небо, не вспомнить заветное слово».

Темы одиночества, иллюзорности видимого перекликаются с попытками улизнуть в прошлое, заставить его быть настоящим и таким же осязаемым, как и прежде. Отсюда образ «очков смерти» Савонаролы, «густые спотыканья невнятного гула» и строки «Есть только то, что есть.../ Есть только то, чего как будто нет┘».

Автор как будто притворяется живым человеком, ему остается смотреть на жизнь через фотообъектив, где еще сохранились приятные сердцу люди, предметы, места. В стихотворении «Слова стоят, как стулья на песке» (1998) мир представлен графично, в «пробелах», в «просветах», в «зазорах», а между ними «магическое знание», в котором «ни пропасть, ни отразиться».

Фигура отца поэта появляется неоднократно («Под рыжим абажуром», «Как тень воспоминания┘»), она же вместе с остальными членами семьи рождает «комнатный балет смыслов» («Дом отдыха 70-х») в поэзии Дмитрия Веденяпина.

Полнее всего настроение книги проявляется в стихотворении «Раньше лучше было», оно вполне могло заменить всю первую часть книги и стать маленьким манифестом творчества автора:

Какие были времена!

Теперь не то – Бен-Ладен,

Путин┘

А раньше – сосны, тишина,

«Во всем┘ дойти

до самой сути».

С утра по выходным мячи,

И люди прыгают на пляже,

И запах тины и мочи

В кабинках и не только даже.

В лесу, оправленном в закат

(Где комары звенят, зверея),

Прекрасные московские евреи

О Мандельштаме говорят.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1391
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3630
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2047
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2323

Другие новости