0
482
Газета Театр Интернет-версия

10.10.2001 00:00:00

Шесть персонажей в поисках должности


Олег Табаков - МХАТ имени Чехова

ОДНОЙ из последних ролей Олега Ефремова во МХАТе был Борис Годунов, одной из первых ролей Табакова стал Мольер в "Кабале святош" - лукавое утверждение, что он не царь, а артист. Встав во главе МХАТа - первого театра страны, Олег Павлович Табаков сменил образ мелкопоместного дворянина, владельца процветающего имения "Табакерка" на роль царственного и всемогущего правителя. Так повелось, что кресло худрука МХАТа - вершина театральной иерархии, и, приняв бразды правления, Табаков мгновенно снял маску плотски удовлетворенного деревенской жизнью Кота Матроскина. В нем все больше стал проявляться властитель театральной империи. Его основные идеи лежат в сугубо материальной плоскости: чистка театрального организма и зрительский успех спектаклей. Но государство - пусть даже театральное - живет не столько экономикой, сколько идеологией. Табаков решил реформировать экономическую жизнь театра, но не принес с собой ни одной идеи. За ним стоит публика, за ним стоят деньги, есть уважение коллег. Нет одного - театральной идеологии, которая именно МХАТу нужна сегодня как воздух.

Впрочем, Табаков всегда - от Адуева до Кощея Бессмертного - играл людей без идеологии.

Александр Ширвиндт - Театр сатиры

БЕЗВОЛЬНЫЙ наследник угасающего королевства. Ширвиндт - слишком усталый человек, чтобы что-то делать. Он честно заявил, что на своем посту делать ничего не будет - никаких реформ, никаких чисток, вообще никаких изменений. Есть предложение: и спектаклей новых не надо ставить, и артистов новых брать не нужно, пусть все рассосется само собой. В принципе позиция во всех смыслах гуманная: так, тяжелобольному человеку говорят, что он вот-вот поправится. Ширвиндт искренне считает, что театру и не нужно жить, а нужно тихо умереть. А во главе процесса он встал как "похоронных дел мастер". Почетно и достойно.

С новым постом Ширвиндт изменился - в мгновение ока превратился из вальяжного и ироничного сибарита в номенклатурного Нил Федосеича Мамаева. Судя по всему, скоро мы увидим его в образе Крутицкого.

Андрей Житинкин - Театр на Малой Бронной

ЖАЛЬ, что на всех мамаевых и крутицких нет Глумова. Зато есть Городулин. Эту роль с успехом исполняет в Театре на Малой Бронной Андрей Житинкин. Он истинный либерал, считающий, что главное - это кипучая деятельность, он человек занятой: "то обеды, то железную дорогу открывали". Он везде, он всюду, он благодетель, он обожает всех, и все души в нем не чают. И Виктюк ему - Рома, и Ширвиндт - Шура, а директор театра Коган - отец родной. Житинкин заявил, что будет ставить в театре сам и никого не пустит (так прима провинциального театра хочет играть все). Из труппы никого не выгонит, а всех, наоборот, займет, и будут только аншлаги.

Житинкин, давно уверивший себя, что он профессионал высокого класса, решил поставить производство спектаклей "на поток" и привлечь максимум публики. Что ж, "товары широкого потребления" всегда в ходу. Перефразируя слова Городулина, Житинкин может сказать: "Мне завтра спектакль надо поставить, а думать некогда". Впрочем, за это его и ценят - и Рома, и Шура, и многие другие: Житинкин - либерал, "из молодых", с одной стороны, он вроде прогрессист, а с другой - думать ему некогда. Удобен.

Роман Козак - Театр имени Пушкина

ДЛЯ КОЗАКА Театр имени Пушкина - не первый опыт главного режиссерства. Он уже мимолетно побывал им в театре Станиславского около десяти лет назад. Тогда в стационарный театр он пришел из "Пятой студии МХАТа" и попытался существовать в театре как в студии-лаборатории, выгораживая в репертуаре местечко для своих театральных опытов. В Пушкинском он снова, открещиваясь от "планов театра", которые были утверждены до него, уходит на филиал, на маленькую площадку, где планирует работу со студентами Школы-студии МХАТа и приглашенными артистами. Козака преследует его собственная нелюбовь к труппам театров, в которые он приходит. Похоже, он любит театр как игру и маскарад, как нечто, что постоянно изменяется, обманывает и манит, при этом не будучи в состоянии выносить театр как живое существо. В плотском виде театр ему не интересен, он, как андерсеновская принцесса, всегда предпочтет искусственную розу настоящей.

СЕМЕН Спивак - Театр имени Станиславского

СПИВАК, пришедший в Театр имени Станиславского, не знаком московской публике как театральный "персонаж". Он из Петербурга. Понятно, что дирекция в лице Феликса Демичева находит фигуру Спивака удобной: он ставит вполне кассовые спектакли и при этом явно не будет вмешиваться в репертуарную политику и диктовать условия.

Первым спектаклем в Театре Станиславского был "Мужской род, единственное число" - спектакль на щекотливые темы, покрытый нежной краской девичьей стыдливости, что придавало ему некоторое обаяние. И если с приходом Житинкина Театр на Бронной кроме как "борделем" и не называют, то со Спиваком в театр пришло понятие, сходное слову "варьете". Просто-напросто "разнообразие". Просто чтобы было смешно, но по-разному. Чтобы разной публике было интересно.

Совет да любовь. Вывеску театра, пожалуй, можно поменять и назвать (особенно учитывая обилие ресторанов в здании) "Варьете Демичева".

ВЯЧЕСЛАВ Долгачев - Новый драматический театр

ДОЛГАЧЕВ взял Новый драмтеатр, потерявший своего подлинного создателя Львова-Анохина, как берут квартиру в новом районе, чтобы потом путем всяких обменов и купли-продажи приобрести отличное жилье в центре. Это поступок неизбалованного судьбой человека, рассчитывающего только на свои силы. Основная его задача - перевезти театр поближе к центру и перевести репертуар из русла высокой и холодной классики в русло нежных, теплых мелодрам. Долгачев умеет сделать спектакль уютным. Возможно, ему удастся обжить это странное и пустое пространство под названием Новый драматический театр.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
643
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
564
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
675
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
471

Другие новости