0
2022
Газета Телевидение Интернет-версия

24.05.2002 00:00:00

Таджикское телевидение: между прошлым и будущим

Тэги: таджикистан, телевидение


История телевидения Таджикистана, как и история этой страны, непроста. До распада Союза таджикское телевидение ничем не отличалось от любого республиканского аналога. С обретением независимости в стране произошел всплеск телевизионной активности. На севере республики в Ходженте появились первые частные телекомпании. Сегодня в Таджикистане выходят в эфир 20 телекомпаний, большинство из которых - частные. 11 из них действуют в Согдийской области.

В период своего становления таджикское телевидение представляло собой комплекс кабельных студий, специализировавшихся на развлекательной продукции. В основном это были пиратские фильмы и музыкальные клипы. После гражданской войны зритель был непривередлив, и его легко было удержать у экрана любым западным боевиком, подчас весьма сомнительного качества. Так, маленькие частные станции в провинции стали завоевывать популярность и постепенно осознали степень своего влияния. Начался период производства собственной продукции: новостей, детских программ, разнообразных ток-шоу. Постепенно стихийно зарождающееся и развивающееся негосударственное региональное ТВ стало общественно значимым явлением. Станции все больше привлекали внимание, результаты которого оказались неоднозначны: одни, становясь популярными и оставаясь юридически независимыми структурами, находили "крышу" в лице местной администрации, другие выбирали путь реальной самостоятельности, что подчас приводило к конфликтным ситуациям.

Все передачи республиканского, областного и регионального ТВ начинаются с выпуска новостей. Программы выходят как на таджикском, так и на русском языках. По словам директора Информационного центра Согдийской области Нарзулло Дадабаева, особой популярностью пользуется аналитическая программа "Минбари хукумат" ("Трибуна власти") о итогах недели в области и республике и "Щит справедливости" - о работе органов внутренних дел. Областное ТВ, частично финансируемое из госбюджета, большое внимание уделяет воспитательным и научно-образовательным программам: развлекательно-музыкальная "Радуга" для тинейджеров, "Красота жизни" - для женщин (аналог "Женских историй"), программы о театре, национальной и мировой музыке. А программа "Идоят" ("Просвещение") посвящена трактовке и познанию Корана. По словам Дадабаева, областное телевидение вещает на частотах республиканского канала и уже на протяжении нескольких лет ведется речь о том, чтобы выделить ему отдельный канал и увеличить объем вещания. Но пока на это нет средств, ибо доходы от рекламы нельзя назвать чрезмерными, а бюджетных денег, как всегда, мало.

Еще хуже обстоят дела с негосударственными телекомпаниями. Они с большим трудом решают финансовые проблемы. Рекламодатель у них - нечастый гость, поэтому приходится искать спонсоров. В лучшем случае ими оказываются местные производители, в худшем - местные власти. В обоих случаях подобное финансирование ставит вещателей в ситуацию зависимости.

И все же рекламный бизнес в Таджикистане развивается, эфир приобретает определенную цену. Пока она исчисляется десятками долларов за минуту, однако имеет тенденцию к росту.

Последние два года на юге страны также увеличилось количество независимых телестанций. Особой популярностью пользуются передачи, предоставляемые региональным компаниям некоммерческой организацией "Интерньюс Таджикистана", имеющей целью развитие независимого ТВ. Все телепрограммы, в особенности информационные, пользуются большой популярностью среди населения страны. Они привлекают зрителей прежде всего своей правдивостью, остротой постановки проблем, которые близки жителям данного региона. Этим они в корне отличаются от слишком официозной информационной программы "Ахбор" государственного ТВ. Любопытно, что в ходе предвыборных кампаний политики отдают предпочтение именно независимым ТВ, аудитория которых составляет более 3 миллионов человек, то есть до 60% населения страны.

Собственная продукция телекомпаний составляет от 30 минут до 2 часов в день, время нахождения в эфире - от 5 до 12 часов. Основную часть эфира компании заполняют продукцией других компаний - благодаря договорам с независимыми российскими вещателями. При этом российские программы на государственный язык не переводятся. Перевод не обеспечивается не из нежелания следовать закону о языке, а исходя из технического и материального состояния телекомпании (перевод 3-8 часов эфира может привести компанию к финансовому краху).

Тем не менее в Душанбе ситуация с негосударственным ТВ и радио остается сложной. Две радиостанции, получившие грант от ЮНЕСКО, до сих пор не могут получить лицензию по вине Комитета по телевидению и радиовещанию, что является грубым нарушением местного законодательства, в частности закона о ТРВ.

Работники негосударственных станций в большинстве своем не имеют специального образования, не являются специалистами в области телевидения. Этот вопрос актуален не только для региональных негосударственных станций, но и для государственного телевидения. Это связано прежде всего с отсутствием специализированных учебных заведений. По этой причине эфир негосударственных станций часто выглядит непрофессионально, ведущие, журналисты, операторы, подчас и технический персонал приобретают профессионализм методом проб и ошибок.

Годы экономического кризиса привели к замедлению развития частного телевидения. Оно, впрочем, и сегодня пока находится на этапе становления. Но в отличие, например, от 1995 г. уже можно говорить об определенных перспективах развития. Постепенно восстанавливается экономика, активизируется рынок. Компании встают перед проблемой конкуренции, следовательно, начинают заботиться о грамотном подходе к бизнесу и подготовке соответствующих кадров, уделяя этому гораздо больше внимания. Все это приводит их к мысли о развитии концепции вещания, равномерного распределения времени между собственной и приобретенной продукцией. Кроме того, делаются попытки объединения. Выживут те, кто сможет более всего удовлетворить потребности аудитории и привлечь рекламодателей.

Душанбе-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1751
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4295
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2357
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2673

Другие новости