0
3522
Газета Телевидение Интернет-версия

17.05.2013 00:01:00

Портрет массового сознания

Тэги: фильм, Деточки


фильм, Деточки Дмитрий Астрахан считает, что нельзя умалчивать больные темы. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

В апреле вышел новый фильм Дмитрия Астрахана «Деточки». Режиссер, специализирующийся на психологических драмах, снял картину социальную, спорную и берущую за живое всех, ее посмотревших. Которых, увы, пока немного – «Деточкам» назначен ограниченный прокат. О том, что это значит, а также о фильме в целом режиссер Дмитрий АСТРАХАН рассказал журналистке Вере ЛИЛЛЬ.

– Дмитрий, давайте поговорим о жанре «Деточек», который обозначен в титрах как сказка. Точно это не киноплакат и не киноманифест? Еще идея хорошо представима в виде комикса или анимации...
– Чего рассуждать о других возможных жанрах, когда фильм уже снят в этом и работает в нем, никого не оставляя равнодушным! Плакатность подачи и исполнения не может так работать, чтобы люди сопереживали и плакали при просмотре. Все, посмотревшие «Деточек», немедленно принимаются их обдумывать и обсуждать. Жанр сказки для разговора о современности сценарист выбрал, чтобы выйти на максимальное обобщение, и оно в фильме есть. Кому не нравится термин «сказка», может вспомнить такое понятие, как антиутопия.
– Антиутопия как фильм-предупреждение – пожалуй. Это правда, на «Деточек» идет огромная энергия отзыва, однако есть и общее опасение: не может фильм быть воспринят как руководство к действию? Кто-то в Интернете назвал его «Началом «Бригады»...
– Маленький нюанс – в «Бригаде», снятой, замечу, профессионально и талантливо, нравственные акценты во многом смещены: нам показали обаятельных героев, но не показали их деятельность. Маму, которая сходит с ума потому, что ее сын стал наркоманом в результате того трафика, которым руководили эти ребята. Результат их махинаций, на чем они деньги-то зарабатывали – это же нам не показали, нам показали героев там, где они благородны, и как они друг за друга стоят! В «Бригаде» обошли эти углы, а если бы не обошли – положительных героев там не было бы. Опять же что первично – что вторично: ведь не сперва появилась «Бригада», потом бандитские формирования, а наоборот. Сериал «Бригада» верно отразил свое время – время бандитского произвола.
– На показе в РИА Новости вы сказали, что искусство не линейно – мол, что-то никто не копирует хороших ментов и славных врачей из телесериалов. И точно, копируют обычно плохое. Мучил ли вас в процессе работы вопрос «Не навреди»?
– Естественно, мучил. Но, думаю, умалчивать и не говорить на больные темы пострашнее будет. Если что-то спровоцирует негативное развитие событий, то не фильм, уверяю вас. Понимаете, у «Деточек» очень мало зрителей – его мало кто видел, у картины ограниченный прокат. В Интернете обсуждают в основном тему: «Кошмар, дети режут взрослых»; не видевши ленты, и я бы так сказал. А «Афиша», например, написала, что фильм «Деточки» обречен стать народным хитом.
– Ну еще-то «Афиша» написала, что надежда в образе детдомовца с ножичком, а также правом судить – дело страшноватое... «Сеанс» назвал «Деточек» «портретом массового сознания с его надеждами и фобиями» – не зря вас всегда хвалили за «чуйку» времени и болевых точек общества.
– Для начала у фильма есть блестящий сценарист Олег Давыдов, творчество которого еще найдет свое осмысление.
– К нему – отдельный вопрос. Как в одном и том же произведении могут быть и психологически точно выписанные образы, и абсолютно фанерные персонажи? Живой ребенок в фильме – сын следователя, остальные дети – функции, может так быть?
– Это неправда – мальчик с компьютером вполне живой, и остальные дети тоже живые и интересные, только они настолько живые, насколько требует жанр произведения. Они все – функции, и все при этом не функции! Они – константа, сложившиеся образы, но так сделано специально, жанр такой, не зря это названо сказкой, психологической драмой это никак нельзя назвать! Если бы герои в самом деле были картонными, нам стало бы скучно через минуту, и мы уж точно не стали бы переживать и сочувствовать им, а мы переживаем и сочувствуем. Не говоря уже о том, что Данилов сумел вложить в одну историю все наболевшие в обществе темы.
– Не все – засилье мигрантов пропущено.
– Этой темы нет осознанно. Сценарист поставил себе задачу создать, условно говоря, галерею злодеев нашего времени: злодей-чиновник, злодей-врач, злодей-торговец и т.д., и ему это удалось; однако нет такого злодеяния – «мигрант», верно?
Одна из самых сильных сцен фильма, когда люди на вокзале образуют живое кольцо и позволяют подросткам расправиться с негодяем. 	Кадр из фильма «Деточки»
Одна из самых сильных сцен фильма, когда люди
на вокзале образуют живое кольцо и позволяют
подросткам расправиться с негодяем.
Кадр из фильма «Деточки»
– Почему фильм Тарантино «Убить Билла», тоже не вполне реальный, но снятый в единой стилистике, вопросов не вызывает?
– Фильм Тарантино вызывает много других вопросов, мне лично ближе его «Джанго освобожденный», впрочем, это уже вкусовые моменты. В «Убить Билла» все – сказка и условность, это зрелище, аттракцион и полное развлечение, где особо не сочувствуешь никому. Это очень простое кино, примитивное до предела – вот уж где плакат и пародия. Ну а «Деточки» – далеко не аттракцион. Смотрите, Рэмбо, герой «Ворошиловского стрелка», героиня «Убить Билла» – это месть за себя или за свое. У нас в фильме выписаны идеальные дети, у которых нет личной заинтересованности. Ужасно, что дети совершают зло, но они загнаны в угол! Идет необъявленная война. (Если бы героями были взрослые, ничего бы столь горячо и не обсуждалось.) Конечно, есть допуск – дети не мучаются, не видят кошмаров по ночам. А потому, что на войне работают законы войны. На войне бойцы ходили в штыковые атаки – и оставались людьми, и психика у них не смещалась ровно по этой причине. Когда мой дядя узнал об Освенциме и о прочих фашистских зверствах – долго же не рассказывали, скрывали, – не смог «языка» взять, поскольку попросту прирезал его. Мучился ли он при этом совестью?
– Тем не менее кто-то из критиков написал про «Деточек»: «Фильм не предназначен к разбору с точки зрения киноискусства»...
– В чем задача искусства, как не вызывать эмоции?.. Речь о правде в искусстве, что ли, – так когда искусство было правдой? Чапаев в бурке на коне мчится в атаку – бурка есть явная неправда, бурка мешает рубить, но это красиво зрительно, никто и думать не будет об этой неправде. Наплевать на логику, потому что музыка играет какая надо, а герой вполне себе героический. С точки зрения правды жизни любой фильм может быть уничтожен. Бытовая правда и художественная правда – вещи совершенно разные. Вершина работы кинематографиста – когда кино заставляет зрителя занять определенную позицию.
– А что значит – ограниченный прокат?
– Фильм шел в Москве в двух кинотеатрах и снят был с показа в очень неприятной форме. Продюсер Анна Пендраковская – из тех редких деятелей, которые поддерживают российское кино, человек очень компетентный, – это она предложила провести обсуждение после премьеры «Деточек» в «Художественном», именующем себя центром российских кинопремьер. Дмитрий Быков вел это обсуждение, фильм поддержали Татьяна Устинова, Вячеслав Фетисов, Александр Буйнов, Евгений Бунимович... Пендраковская поставила его в малый зал – все разумно, фильм сложный, постепенно он стал набирать зрителей, что видно по статистике. Дней через 10 выясняется – некая чиновница из московского правительства в хамской форме с ней говорила, после чего Пендраковская вынуждена была написать заявление об уходе. К этому времени, что важно, фильм получил кучу положительных рецензий – с «Ведомостей» начиная. Безусловно уважаемые критики Кирилл Разлогов и Андрей Плахов рекомендуют его на кинофестивали. Станислав Говорухин сказал в приватной беседе, что смотреть «Деточек» ему было интересно, Андрей Макаревич прислал эсэмэску (вам тут не дурят голову, вот смотрите): «Блестящая работа! Мои поздравления»... Специальный показ в журнале «Сноб», в РИА Новости, в Питере – это ли не бурный общественный резонанс?..
 Что меня больше всего расстраивает и поражает – все время идет разговор о том, как нам необходимо современное отечественное кино. И в этой ситуации человека увольняют, а он профессионально делал то, ради чего был туда посажен, – поддерживать наиболее яркие российские картины! Вызывает как минимум недоумение, а по сути – негодование.
– Давайте закончим наш разговор вопросом из Пруста. «К чему вы испытываете наибольшее отвращение? – спрашивает он себя и отвечает: – К людям, которые не чувствуют, что есть добро». Как ответите на этот вопрос вы?
– Пруст ответил красиво. Сложный вопрос, не берусь ответить одной фразой. Предательство... Неблагодарность... К несправедливости жизненного устройства я испытываю наибольшее отвращение – вот Пендраковскую выдавили с должности за то, что она хорошо делала свою работу, и это отвратительно. Отвратительно и противно, когда пытающиеся созидать оказываются не нужны, причем в разных областях, – система так выстроена, что созидающий не нужен. Мир наш несовершенен, жизнь наша несовершенна; хочется верить, что все будет хорошо, но умом понимаешь – это потребует очень и очень многих усилий.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1198
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3186
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1798
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2135

Другие новости