0
4050
Газета Я так вижу Интернет-версия

04.03.2022 10:03:00

Возможно ли урегулирование в Йемене

Политико-дипломатический танец с саблями на Аравийском полуострове

Николай Сурков

Об авторе: Николай Юрьевич Сурков – эксперт клуба «Валдай», старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.


В последние месяцы Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) неоднократно становились мишенью для прилетавших из Йемена беспилотников и баллистических ракет. Сразу возникли опасения, что региональный деловой и туристический хаб рискует в любой момент превратиться в прифронтовое государство. Масла в огонь подлила резкая реакция Лиги арабских государств (ЛАГ), призвавшей США вернуть йеменских хуситов и их движение «Ансар Аллах» в список террористических организаций, что сразу поставило бы под вопрос переговорный процесс в Йемене и перспективы оказания гуманитарной помощи голодающему населению.

Преднамеренные удары по любым невоенным целям, безусловно, не могут быть оправданы никакими соображениями. Однако у кризиса вокруг Йемена есть своя специфика. Это не тотальная война на уничтожение, а сложный политико-дипломатический танец с саблями, в котором насилие используется дозированно и с конкретной целью. В этом смысле бомбардировки понадобились не для того, чтобы причинить реальный ущерб, а чтобы напомнить ОАЭ об их уязвимости.

Эмираты вывели свой контингент из Йемена еще в 2019 году, но продолжили спонсировать местные группировки, противостоящие хуситам. Между тем в Йемене уже около года идет сражение за провинцию Мариб, которое может определить исход всей войны. Появление на фронте нескольких лояльных Эмиратам бригад тут же обернулось для ОАЭ акциями устрашения.

Ситуация осложняется тем, что на территории ОАЭ есть американские базы, которые теоретически могут стать мишенью для обстрелов хуситов. Неизбежно встает вопрос о возможном втягивании США в прямое противостояние с «Ансар Аллахом».

Действительно, США являются одним из гарантов безопасности ОАЭ. С 1994 года между странами действует соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере. Американские военные используют три базы на территории ОАЭ, там находится 3–5 тыс. военнослужащих США. По заявлениям представителей Пентагона, комплексы Patriot уже задействовались для перехвата баллистических ракет, выпущенных хуситами.

Впрочем, если проанализировать политические обстоятельства, то хуситам крайне невыгодно настраивать США против себя. Наоборот, для «Ансар Аллаха» и союзного Ирана администрация Джозефа Байдена является потенциальным партнером. Демократы осудили действия Саудовской Аравии (КСА) и ОАЭ, в частности авиаудары по мирным целям, не раз приводившие к гибели гражданского населения. Байден заморозил поставки высокоточных боеприпасов в КСА, а в сентябре 2021 года его помощник по национальной безопасности Джейк Салливан убеждал руководство КСА прекратить блокаду контролируемого хуситами порта Ходейда и договориться о возобновлении работы аэропорта в Сане.

Нельзя сказать, что йеменский кризис не пытались урегулировать. Над этим работают команды опытных дипломатов, представляющих ООН. Однако подвижек нет и все чаще раздаются призывы к более широкому международному посредничеству с привлечением региональных и мировых держав. Набирает популярность идея организации Берлинского процесса по аналогии с Ливией, чтобы внешние спонсоры различных внутрийеменских сил тоже договаривались между собой.

Урегулирование в Йемене станет реальностью, когда стороны конфликта сочтут, что военными средствами больше ничего не добиться. Саудовская Аравия уже порядком устала от войны, которая не приносит ничего, кроме расходов и регулярных ударов баллистическими ракетами. Теперь и ОАЭ убедились, что хуситы легко могут перенести боевые действия на их территорию. Осталось, чтобы сами хуситы дозрели до переговоров. Следовательно, придется дожидаться исхода битвы за стратегически важную провинцию Мариб: хуситы либо победят и смогут диктовать условия мира, либо выдохнутся и будут вынуждены прекратить наступление.

Первым этапом преодоления кризиса должно стать прекращение огня вкупе с шагами, направленными на установление взаимного доверия. Например, хуситы требуют от коалиции прекратить блокаду Ходейды и Саны, а они, в свою очередь, могли бы поставить на паузу удары по Саудовской Аравии. Только после этого можно рассчитывать на полноценные мирные переговоры, которые не будут ни быстрыми, ни простыми, поскольку окончательное урегулирование требует решить много сложных вопросов.

Во-первых, придется определиться, кто вообще должен участвовать в переговорах. Ведь за время конфликта число участников выросло – теперь это не только правительство президента Абд Раббо Мансура Хади и хуситы, но еще и Южый переходный совет, выступающий за независимость юга страны. Во-вторых, неизбежно встанет вопрос о будущем политическом устройстве страны: то ли раздел на северный и южный Йемен, то ли сохранение единого государства, но после изнурительных переговоров о разделе власти.

Скорее всего между прекращением огня и субстантивными переговорами пройдет год-полтора. За это время придется решить вопрос с легитимностью правительства Хади, которое не контролирует даже временную столицу Аден.

Актуален и вопрос о международно-правовой основе для урегулирования. Сейчас все строится на резолюции 2216 СБ ООН, но она была принята еще в 2015 году, а с тех пор многое изменилось. Тут свой вклад в урегулирование способна внести РФ. Как постоянный член СБ, она могла бы принять участие в разработке новой резолюции по Йемену взамен устаревшей, чтобы сделать переговоры более инклюзивными, учесть новые реалии.

Что будет, если переговоры не начнутся? Удары по ОАЭ продемонстрировали, что альтернативой урегулированию в Йемене является постепенное превращение всего Аравийского полуострова в зону боевых действий.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1275
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3389
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1922
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2221

Другие новости