ПРОШЕЛ ровно месяц с начала проведения на части территории Дагестана контртеррористической операции. Первый ее этап завершился 24 августа выдворением бандформирований из Ботлихского района республики. После небольшой паузы начался второй - ликвидация бандформирований в так называемой Кадарской зоне Буйнакского района. Планы Объединенного штаба и командования федеральных структур, силы и средства которых участвуют в операции, держатся в тайне. Однако, судя по террористическим актам, проведенным 4 сентября в г. Буйнакске, и вторжению крупных по численности отрядов боевиков в Новолакский район, условия пока диктуют бандиты.
ЗЛОВЕЩИЕ СИМПТОМЫ
Появившиеся в первых числах августа утверждения о якобы внезапном нападении боевиков следует рассматривать как неуклюжие попытки отдельных должностных лиц, ответственных за принятие прежде всего политических решений в сфере обеспечения безопасности государства, снять с себя ответственность за неприятие упреждающих мер.
О том, что Шамиль Басаев и Эмир аль-Хаттаб (он же Хабиб Абдул Рахман, ибн аль-Хаттаб, "Черный араб" и "Ахмед Однорукий") готовятся к вооруженному вторжению, в Дагестане знали практически все. В течение года на разных участках административной границы Чечни с соседними субъектами Федерации произошло несколько сот бандитских вылазок. Проведена серия террористических актов в Республике Северная Осетия-Алания, Ставропольском крае, Дагестане. После покушения на генерала Шпигуна федеральный Центр устами высокопоставленных чиновников заявил о переходе к решительным действиям. Однако вновь никаких политических решений по ситуации в регионе принято не было. Некоторыми генералами и офицерами спецслужб предлагалось проведение специальных и контрпартизанских операций по уничтожению бандформирований на Северном Кавказе силами профессионалов. Но добро на это получено не было.
Тем временем обстановка продолжала обостряться. Федеральные структуры не отреагировали даже на провоз телеретрансляторов и спутниковой телестанции в Кадарскую зону, монтаж и функционирование там этой техники в течение длительного времени. Наряду с проповедями, в эфир давали телефильмы, представляющие собой своего рода учебные пособия для боевиков по организации боевых действий против федеральных войск.
ОТ РАЗВЕДКИ БОЕМ - К ВТОРЖЕНИЮ
В мае-июле шла откровенная разведка боем. Поняв, что на кизлярском и хасавюртовском направлениях сосредоточены самые сильные группировки внутренних войск и милиции, удар решено было нанести по горному Дагестану. При выборе этого направления боевики исходили из следующего: там нет войск; в кратчайшие сроки перегруппировать силы в этот труднодоступный горный район не удастся; жители помогали во время боевых действий в Чечне, следовательно, с радостью примут бандитов. Кроме того, удар с тыла в любой момент могут нанести боевики из Кадарской зоны, а в Новолакский район войдет бандформирование Надира Хачилаева.
Дестабилизация обстановки на юге России выгодна многим. Здесь наблюдается переплетение интересов, во-первых, арабских нефтяных шейхов и финансовых олигархов стран Персидского залива, крайне незаинтересованных в начале промышленной эксплуатации углеводородных запасов Каспийского региона, во-вторых, политизированного исламского фундаментализма, стремящегося к распространению своего влияния на весь мир; в-третьих, ряда давних геополитических соперников России, избравших Северный Кавказ зоной своих стратегических интересов.
Основной поток финансовых средств поступает из арабских источников, направляющих для реализации своих масштабных замыслов по отторжению от России целого региона огромные деньги, исчисляемые десятками миллионами долларов. На эти деньги, преимущественно на территории Чечни, создана широкая сеть учебных центров, диверсионно-террористических баз и лагерей, налажена закупка вооружения, самых современных средств связи, осуществляется информационно-идеологическое обеспечение.
ПОХОД НА СТОЛИЦУ
После перегруппировки 5 сентября начато вторжение на новом направлении. На этот раз удар нанесен по Новолакскому району. Задача, поставленная Шамилем Басаевым перед боевиками, - захватить города Хасавюрт и Буйнакск, а также выйти на подступы к столице Дагестана - Махачкале. Одновременно заставить командование федеральной группировки распылить силы, вовлечь в боевые действия все резервы и принудить военное командование действовать по принципу пожарной команды, выезжающей по ложным вызовам.
Крупные формирования боевиков сконцентрированы на кизлярском направлении. Им приказано перерезать железнодорожную ветку, связывающую Дагестан с остальной частью страны. Отмечено сосредоточение бандформирований на цумадинском и ботлихском направлениях. Известно, что именно на этих направлениях действует крупный отряд под командованием полевого командира Магомеда Аслутдинова, основные силы которого сконцентрированы в районе населенного пункта Кенхи. По рассказам местных жителей, за провал августовской авантюры в Цумадинском районе он был арестован Басаевым. Последний приказал отдать полевого командира в руки шариатского суда. Однако Аслутдинов дал Басаеву клятвенное заверение, что до конца сентября он во чтобы то ни стало обязательно овладеет Цумадинским районом. Основные удары планируется нанести по райцентру Агвали, а также населенным пунктам Гаквари, Гигатль, Хилиди, Гакко, Сильди и Эчеда.
Планы Аслутдинова подтверждают появление в последние дни небольших групп боевиков на перевалах Ягодак и Заин. Под покровом ночи они пытаются пробраться в приграничные селения с целью запугать ополченцев из числа местных жителей и заставить их отказаться даже от мысли оказать сопротивление бандитам.
По данным федеральной разведки, общая численность боевиков, ведущих боевые действия на дагестано-чеченской границе, достигла более 5 тыс. чел. Ядро группировки составляют так называемая мусульманская кавказская армия, основу которой составляют наемники из Закавказья и "миротворческие силы меджлиса народов Ичкерии и Дагестана", подчиненные Басаеву. На территории Новолакского района воюет группа наемников из Саудовской Аравии, Алжира и Ливии численностью примерно в 300 чел. Следует ожидать, что будет сделана попытка перебросить в Чечню через Азербайджан группу боевиков из Таджикистана.
Концентрация бандформирований в приграничных районах Чечни заставила командование федеральной группировки усилить блокаду дагестано-чеченской границы на всем более чем полутысячекилометровом участке административной границы. Однако сделать это чрезвычайно сложно, особенно в горных районах.
Немаловажное значение федеральное командование придает контролю за перевалами Ягодак, Заин и Харами. По возможным маршрутам выдвижения бандформирований спланированы нанесение артиллерийско-минометных ударов, применение авиационных средств дистанционного минирования. Кроме того, в промежутках между опорными пунктами активно применяются разведывательно-поисковые действия.
НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Нынешние события в Дагестане - это прежде всего следствие ослабления защитного комплекса России, отсутствия четких ориентиров во внешней и внутренней политике. Анализируя военные аспекты операции, можно заметить, что при ее организации и ведении учтены многие ошибки, допущенные во время боевых действий в Чечне. Однако по-прежнему допускается пренебрежение к специальным операциям и методам контрпартизанской войны.
Бандформирования представляют собой небольшие высокомобильные боевые отряды численностью от 150 до 300 чел. Основная тактика их действий: налет - отход - перегруппировка - новый налет. Они избегают лобовых столкновений, ведут активную разведку, привлекая для этого, чтобы не вызывать подозрений, женщин и подростков.
Серьезную тревогу вызывает и обеспечение федеральных сил вооружением и новой техникой. О широко разрекламированных вертолетах типа Ка-50 "Черная акула" или Ми-28 российским авиаторам приходится только мечтать. Они согласны на запчасти к стареньким Ми-24 и трудягам Ми-8 и гарантированные поставки хотя бы установленных лимитов топлива, чтобы не терять навыки пилотирования машины. Вновь действует старая отечественная формула: недостаток в техническом отношении придется компенсировать героизмом военнослужащих федеральных сил.