0
1606
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

18.09.1999 00:00:00

Боевики действуют по единому плану

Тэги: Кавказ, война, Киргизия, Ивашов


Из первых рук

- ЛЕОНИД ГРИГОРЬЕВИЧ, насколько, на ваш взгляд, связаны известные события в Ошской области Киргизии с террористическими действиями боевиков в Дагестане?

- Цепь драматических событий, которые в настоящий момент почти синхронно происходят в Киргизии, Таджикистане и российском Дагестане, позволяет сделать вывод об их взаимосвязанности. Есть доказательства, что бандитские вылазки против мирного населения и на Северном Кавказе, и в Центральной Азии организованы и проводятся по единому плану и, видимо, финансируются из одних и тех же источников.

Мы оставим пока, как говорится, за скобками и известного саудовского террориста бен Ладена, афганских талибов и даже Хаттаба. Да, они угрожают цивилизации. Но в то же время думается, что все они сейчас исполнители и участники большой игры. Игры, которую проводят далеко не мусульманские экстремисты.

Не ошибусь, если скажу, что события на Северном Кавказе связаны с пересечением стратегических интересов многих государств и политических сил. Эти интересы связаны с каспийской нефтью, важным геостратегическим положением Кавказа, а также устремленностью некоторых государств к доминированию в этом районе. И здесь нельзя не сказать о НАТО и США, которые в попытках привлечь отдельные государства Кавказа на свою сторону побуждают их к антироссийским действиям и риторике.

Но я был бы неискренним, если бы все причины событий в Дагестане связал только с внешними факторами. Безусловно, надо учитывать просчеты внешней и внутренней политики России, экономические неурядицы, слабость (или отсутствие) национальных программ, последствия афганской и чеченской войн и многое другое. Все эти внешние и внутренние факторы накладываются на общую российскую государственную немощь и умело используются нашими врагами. И попытки укоренить идеи ваххабизма, и вербовка наемников - это тоже результаты нашей идеологической, социально-политической и военной слабости.

- Исламисты в Дагестане поддерживаются из стран, которые граничат с Россией?

- Я бы не называл террористов и бандитов, с которыми борются сегодня наши войска, исламистами. Потому что ислам для них, чистый ислам, как они заявляют, ничего общего с настоящим исламом не имеет. В этой религии, как и в православии, основные принципы - не убий, гуманно относись к своему противнику, если он попал в плен. В исламе есть такая сура - не руби дерево, и это созвучно с нашим православием, а что творят головорезы в Дагестане, Чечне, Киргизии - это самый настоящий бандитизм, терроризм, используемый в антироссийских, антикиргизских и других целях. И сегодня российский солдат, ведущий боевые действия, скажем, в Дагестане, защищает не только территориальную целостность страны, граждан Дагестана, интересы РФ, но и защищает устои ислама.

Я далек от мысли, что официальное руководство, скажем, Грузии или Азербайджана преднамеренно поддерживает террористов. Однако факты свидетельствуют, что с территории именно этих стран были попытки осуществить помощь бандитам в Чечне.

- Российские интересы на Кавказе понятны. Но вот Киргизия. Она далека от российских границ. Почему мы ей помогаем?

- Во-первых, Киргизия - наш союзник по Договору о коллективной безопасности, во-вторых, нас связывают двусторонние договоры и соглашения, и в-третьих, оказывая помощь этой стране, мы защищаем и российские интересы. События в Киргизии и Дагестане связаны.

- Наша помощь Киргизии безвозмездна или что-то от этого Россия получит? Каковы принципы оплаты поставок вооружений?

- Частично помощь осуществляется на безвозмездной основе, частично - на льготной, но за плату. РФ тоже уже нуждается в пополнении своих военных материальных средств. После распада СССР именно за пределами России, на территории новых независимых государств СНГ осталась большая часть запасов Советской армии - и боеприпасов, и вооружений, и ремонтного фонда.

- Можно сказать, какую военную помощь мы будем оказывать Киргизии?

- Мы заявку Бишкека получили, подготовили свои предложения руководству и ждем решения президента России. Просили они достаточно много. Сейчас в оперативной группе в зоне конфликта в Ошской области присутствуют наши генералы и офицеры, которые активно участвуют в анализе обстановки, выработке предложений, в разработке операции по уничтожению бандформирований. Это уже помощь. В целом же в определении масштабов поставок материально-технических средств у нас подход такой. Сначала определяется замысел операции, потом на его основе и концентрируются необходимые средства.

- В этом будет принимать участие 201-я мотострелковая дивизия?

- Давайте не будем так ставить вопрос. Когда состоится решение президента об оказании Киргизии военной помощи, то мы найдем способы и средства сделать это оперативно. Но замечу, речь не идет об оказании помощи воинскими подразделениями, частями. Россия здесь играет и будет играть координирующую, вспомогательную роль. Проблема безопасности государства - это проблема в первую очередь самого государства.

- Президент Киргизии говорил, что он надеется получить в качестве помощи от РФ боевую авиацию и т.п.

- Киргизия после распада СССР была одной из самых стабильных республик СНГ. Поэтому там была небольшая армия порядка 12 тысяч человек. И, видимо, там недостаточно внимания уделялось мерам военного характера для повышения безопасности страны. Сегодня, скорее всего, Бишкек будет менять подход к решению этих вопросов.

В Киргизии были военные аэродромы. Под Бишкеком располагался центр по подготовке иностранных военных летчиков. Были и самолеты, они и сегодня остались в незначительном количестве. Поэтому еще одна из задач - не только поставка вооружений и боевой техники, но и ее ремонт, и подготовка кадров. Оказание помощи в подготовке киргизских войск, проведение совместных КШУ в этом регионе и других мероприятий - обмен опытом и прочее - вот что мы на будущее уже включили в свои планы.

- Но смотрите, как получилось: Бишкек обратился к нам за помощью, а министр обороны Игорь Сергеев почему-то едет в Ташкент и там обсуждает вопросы оказания помощи Киргизии.

- Постановка вопроса неверна. Министр обороны РФ побывал в Бишкеке 24-25 августа в составе делегации президента России на встрече лидеров "Шанхайской пятерки". И там подробнейшим образом с киргизским военным руководством обсуждалась ситуация в Ошской области, делались совместные выводы и вырабатывались предложения.

Затем 1 сентября по приглашению президента Узбекистана Ислама Каримова министр обороны РФ по решению президента РФ посетил Ташкент. Состоялся обстоятельный разговор с руководством Узбекистана, обсуждалась ситуация в Киргизии, и в целом в Центральной Азии.

- Ислам Каримов озабочен ситуацией, складывающейся в Ферганской долине?

- Я думаю, что озабочен здесь не только узбекский президент, но и президенты Киргизии, Таджикистана и Казахстана.

- Каримов просил помощи?

- Да, просьба была высказана, она незначительна и скорее всего будет удовлетворена в ближайшее время.

- Ташкент вышел из Договора о коллективной безопасности. Тем не менее каков сегодня характер наших взаимоотношений с Узбекистаном? Какие видятся перспективы в военных отношениях с этой страной?

- Ташкент понимает необходимость координации усилий государств СНГ в обеспечении безопасности в Центральной Азии, и конечно, видит это с участием России. Именно в таком русле шло обсуждение вопросов министром обороны РФ с президентом Узбекистана.

- У нас остаются какие-то проблемы в решении военно-политических вопросов с Узбекистаном?

- Нет, я бы не говорил о проблемах. У нас есть договоры о военном и военно-техническом сотрудничестве с этой республикой. Их надо наполнять конкретным содержанием. Пока была обстановка спокойная и мирная, обе стороны не проявляли активности. Сейчас ситуация обостряется, и визит министра обороны РФ в Ташкент, откровенный диалог, в первую очередь со стороны президента Узбекистана Ислама Каримова, открытое обсуждение проблем, характер достигнутых договоренностей свидетельствуют, что эти договоры востребованы. Кроме того, обсуждался вопрос и о дальнейшем совершенствовании и наращивании межгосударственной правовой основы.

Ташкент исходит из принципов тесного двустороннего военного сотрудничества. То, что происходит сегодня в Центральной Азии, то есть совместные контакты государств региона с Россией, решение общих задач безопасности - это как раз пример регионального сотрудничества, в котором участвуют Узбекистан и другие страны. Но это не противоречит Договору о коллективной безопасности. Узбекистан в него не входит, мы не делаем из этого трагедии. Перспективы нашего военного и военно-технического сотрудничества достаточно широки и реальны.

- А какова судьба российских военных баз в Грузии?

- Сегодня складывается критическая ситуация, связанная с пребыванием наших военных баз в этой стране. Вот на днях наша колонна из 200 автомобилей вернулась с российско-грузинской границы в пункты постоянной дислокации, так и не побывав в Группе российских войск в Закавказье. Туда везли материальные средства, ГСМ, одежду, продовольствие в связи с подготовкой к зиме. Но грузинские таможенники колонну не пропустили. Теперь группа лишена элементарной материальной помощи, и это обстоятельство негативно скажется на обеспечении российских военнослужащих и членов их семей.

Российские военные базы на территории республики находятся в соответствии с межгосударственным договором от 9 октября 1993 года. Его ввели временно в действие своими указами глава Грузии и президент России. Следовательно недавние события свидетельствуют, что фактически Грузия отказалась от его выполнения.

Сейчас таможенная служба дана на откуп английской фирме. По сути, эта компания диктует свои условия и Грузии, и России.

Ряд грузинских политиков упрекают Россию в отношении якобы имеющегося долга за вывезенные после распада СССР вооружения и боевую технику.

По отношению к нам - непомерно раздутые пошлины, повсеместно нарушаются права наших военнослужащих. Я уже говорил, что определенные государства, желая вступить в НАТО, становятся на путь антироссийской риторики и действуют против интересов РФ. К сожалению, на этот путь стали и некоторые политики Грузии.

- Мы уже передали Грузии некоторые объекты ГРВЗ?

- Переданы 12 наших не жизненно важных военных объектов. Однако сокращения группировки пока не происходит. В то же время давление на нас резко возрастает. Во многом чувствуется подтекст: "Уходите!" И делается это нелегитимными методами - намеками, заявлениями неофициальных лиц и тому подобное. Официально грузинская сторона не предложила, как положено, соответствующей нотой начать процесс о выводе российских баз. Такого обращения ни в МИД РФ, ни в МО РФ не поступало.

- Если такое обращение поступит, мы будем готовы вывезти свои базы с территории Грузии?

- Да, мы вынуждены будем начать этот процесс. Но замечу, что это будет сделано только по инициативе грузинской стороны. Но более или менее все будет происходить цивилизовано. Не так, как сейчас.

- Вывод баз с территории Грузии нанесет ущерб нашим геополитическим интересам в Закавказье?

- Мы найдем способы, как это компенсировать. Но у меня нет сомнения, что больший ущерб будет нанесен взаимоотношениям между Москвой и Тбилиси, а также безопасности самой Грузии.

- Как вы охарактеризуете ситуацию в Абхазии?

- С одной стороны, Тбилиси затягивает обращение к главам СНГ с просьбой продлить пребывание коллективных миротворческих сил в зоне конфликта. С другой стороны, в Грузии понимают, что только действия миротворцев сохраняют хрупкий мир в регионе. За время российского пребывания в зоне конфликта погибло более 60 военнослужащих российской армии, но миротворцы выполняют свои задачи, и скажу, что выполняют их четко, мужественно. Сейчас действия миротворцев носят не вполне легитимный характер, поскольку на это нет соответствующего решения глав СНГ. Кому-то, видимо, выгодно такое положение наших солдат в Абхазии. С территории Грузии российские пограничники ушли. Безусловно, это усилило нагрузку на российские войска в Абхазии. Поэтому сегодня говорить о надежной охране границы здесь не приходится.

- Вблизи Абхазии грузинские войска провели широкомасштабные учения на суше и на море. Это угрожает безопасности в зоне грузино-абхазского конфликта?

- Думаю, стабильности это не добавляет. Тем более проводились они в весьма чувствительном регионе, где договоренностями это не предусмотрено. Наших наблюдателей в зоне учений не было.

- Возможно ли возобновление со стороны Грузии против Абхазии широкомасштабных боевых действий?

- Я не исключаю в будущем такого сценария.

- И заключительный вопрос. На последнем саммите министров обороны СНГ ваша кандидатура была предложена на пост начальника Штаба по координации военного сотрудничества стран-участниц СНГ. Вы согласны занять эту должность?

- Я пойду, если будет приказ. Но решения пока нет. Вопрос в стадии проработки. Я солдат и буду добросовестно выполнять любые возложенные на меня обязанности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
220
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1236
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1739
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1261

Другие новости