0
721
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

29.10.1999 00:00:00

Профессиональный подход не просматривается


ОДНОЙ из проблем, которую не удалось решить федеральным органам во время событий в Чечне в 1994-1996 гг., была проблема организации надлежащего информационного обеспечения действий объединенной группировки войск.

Учтя ошибки прошлого, на данный момент в целом удалось спланировать информационное обеспечение действий объединенной группировки в ходе операции уже собственно на территории Чечни. Однако, как показывает анализ, по-прежнему остается недопонимание отдельными высокопоставленными чиновниками силовых структур роли и значения в современных условиях информации, информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения безопасности государства, что приводит к принятию ошибочных решений и постановке зачастую двусмысленных задач, реализация которых подрывает престиж и авторитет государства. Это во-первых.

Во-вторых, забвение богатейшего отечественного опыта в сфере информационного противоборства. Уже мало кто знает, что работе с журналистами, формированию общественного мнения с государственных позиций в русской армии начали уделять целенаправленное внимание, начиная с войны 1877-1878 гг. по освобождению Болгарии. Тогда впервые при Верховном главнокомандующем был создан штаб прессы, введена аккредитация корреспондентов, выезжающих к месту боевых действий. Для них регулярно проводили, говоря современным языком, брифинги и пресс-конференции, организовывались поездки на фронт, интервью с солдатами и офицерами, посещение госпиталей и т.д.

В-третьих, вымывание профессионалов из некоторых спецслужб и армейских пресс-центров. Уже сейчас в этих органах можно встретить сотрудников, в том числе высокопоставленных, не знакомых даже с азами журналистской работы. В результате возникают неопределенные запреты на распространение информации, боязнь общения со СМИ, опоздание в проведении выгодных для спецслужб и армии информационных мероприятий.

По мнению моих коллег журналистов, прежде всего необходимо личное участие государственных чиновников всех уровней и рангов, ответственных за безопасность государства, начиная с президента страны. Именно им принадлежит право определять цели информационного обеспечения предстоящей армейской или специальной операции в подготовительный период, с началом операции и по ее окончании, утверждения соответствующих директивных документов. Кроме того, первые лица государства и руководители силовых структур должны разъяснять в своих радио- и телеобращениях к народу наиболее злободневные вопросы, связанные с подготовкой или ходом уже начавшейся операции.

По линии внешнеполитического ведомства целесообразно до начала применения военной силы готовить официальные правительственные заявления для печати, информационные бюллетени и сообщения, обосновывающие необходимость проведения силовой акции, и заблаговременно направлять их в посольства. Если бы российский МИД сделал так заранее, то тогда, например, телевидение Норвегии имело бы альтернативу: показывать умилительные интервью с Басаевым или результаты преступной деятельности чеченских бандитов. А, скажем, польские журналисты, помимо дезинформации, распространяемой через Интернет Мовлади Удуговым, имели бы и совершенно иные, достоверные сведения о трагических событиях на Северном Кавказе.

Что касается деятельности всей совокупности информационных структур, то, если брать зарубежные аналоги, здесь следует различать два основных направления. Первое - деятельность официальных информационных структур, таких как СМИ, пресс-службы силовых ведомств. Второе направление - деятельность специальных информационных структур (типа формирований психологических операций), существующих в армиях США, ФРГ, Швеции, Израиля и других стран, предназначенных для работы с войсками и населением противостоящей стороны.

В русской армии такие специальные информационные подразделения появились во время Первой мировой войны в 1915 г. в составе разведывательных органов. Они хорошо показали себя в годы Гражданской войны, во время борьбы с бандитизмом в межвоенный период, в Великой Отечественной войне, в Афганистане. Перед развалом СССР специальные информационные подразделения имелись в составе Вооруженных сил и КГБ. Насколько известно, в 1992 г. их ликвидировали. Не этим ли объясняется неспособность высших должностных лиц предложить в течение нескольких дней хоть какую-то скоординированную версию причин взрыва, прогремевшего в ночь с 21 на 22 октября в Грозном?

Сейчас много разговоров о работе Росинформцентра (РИЦ). Не вызывает сомнений, что в его деятельность необходимо вносить коррективы. Отмечается падение интереса журналистов к проводимым там встречам, на которых присутствуют фактически одни и те же лица, вместо передачи информации занимающиеся пропагандой. Исключение составляют немногие. Среди них выделяется начальник ЦОС ФСБ Александр Зданович.

Хотелось бы видеть в РИЦ людей с передовой, сотрудников спецслужб. Пусть они будут в масках. Но это герои, и именно о них необходимо сейчас рассказывать обществу.

Много говорится о наемниках, но пока ни разу сотрудники МИД и спецслужб не рассказали о каких-то конкретных фактах. Никто не просит их делиться секретной информацией. Но можно же назвать зарубежные неправительственные организации, которые вербуют, готовят и затем переправляют наемников на Северный Кавказ, а также их спонсоров. Почему бы не представить журналистам задержанных наемников. В противном случае все разговоры о них мало чем отличаются от пропаганды.

Несколько слов о таком органе, как Совет безопасности России. Судя по не скоординированной деятельности силовиков на информационном поле, роли СБ РФ как задающего генератора, в том числе в информационной сфере, особо не видно. Анализ деятельности аналогичных структур ведущих стран мира показывает, что именно они разрабатывают все необходимые рекомендации главе государства по информационному противоборству, направляют и контролируют затем деятельность соответствующих структур.

В заключение хотелось бы дать несколько советов руководителям некоторых пресс-служб силовых ведомств. Во-первых, не надо воевать с журналистами. Они такие же граждане России и любят свою страну. Во-вторых, с работниками СМИ предпочтительнее работать, а не придумывать для них всевозможные запреты, понукая и обвиняя их во всех грехах. И в-третьих, не забывать основополагающие принципы информационной работы: убеждающее воздействие, информационное опережение и удовлетворение информационных потребностей общественности в период, когда война и теракты рождают один тревожный слух за другим. И хорошо бы помнить, что любая фигура умолчания - это работа на авторитет бандитов типа Басаева и Хаттаба.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
900
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1211
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
940
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
776

Другие новости