0
1676
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

03.12.1999 00:00:00

Партизанская война в Чечне будет длительной


-СЕРГЕЙ ВАДИМОВИЧ, бои на Северном Кавказе идут уже почти четыре месяца. Как вы оцениваете действия российской армии и силовых структур?

- Во-первых, я бы все-таки несколько различно оценивал события в Дагестане и Чечне. На территорию Дагестана было совершено вторжение, присутствовал элемент неожиданности. Военным пришлось ориентироваться по ходу действий. Соответственно имела место определенная степень дезорганизованности. С другой стороны, в Дагестане в большей степени, чем в Чечне, российской армии помогало благоприятное отношение местного населения.

В Чечне же инициатива с самого начала была захвачена федеральными силами. И пока, на мой взгляд, успех сопутствует армии. Генералы, офицеры и солдаты действуют обдуманно, осторожно, не совершают трагических ошибок, характерных для прежней кампании.

Во многом именно поэтому и федеральное руководство продолжает демонстрировать решимость довести начатое дело до конца.

- Но все же пока не совсем понятно, каким видят федеральные власти завершение чеченской кампании?

- Определенная неясность пока, к сожалению, есть. Очевидно и весьма отрадно, что российские власти наконец четко определились в вопросе, что делать и как себя вести с главарями террористов, в первую очередь с Басаевым и Хаттабом. К счастью, возможности диалога с этими людьми, к чему, кстати, еще недавно некоторые призывали...

- Некоторые - это кто?

- Например, кое-кто из слишком рьяных представителей правых... Так вот - возможности диалога не рассматриваются ни при каких условиях. Наконец-то возобладало мнение, что террористов можно только судить или уничтожать.

Обнадеживают и успехи военных. Судя по темпам, взятым армией, уже в этом году большинство населенных пунктов до Большого Кавказского хребта могут оказаться под контролем федеральных властей.

- Как же могут события развиваться дальше?

- В горах на юге республики, конечно, полномасштабные боевые действия без серьезных потерь вести будет гораздо тяжелее, чем сейчас. Тактику неизбежно придется пересматривать.

- И какая же, на ваш взгляд, силовика в недалеком прошлом, может применяться тактика?

- Мне представляется, что наиболее эффективной тактикой в условиях труднодоступной местности могло бы стать длительное изнурение противника, принуждение его к миру на выгодных для себя условиях.

С мыслью, что противостояние в горах, партизанская война будут длительными, нужно примириться. Важно вывести войну из разряда полномасштабной и всячески избегать прямого соприкосновения с противником.

Неподконтрольные федеральным властям районы Чечни должны быть максимально отрезаны от всех видов коммуникаций. По выявленным базам боевиков, их скоплениям должны продолжать работать артиллерия и авиация. В республике необходимо дислоцировать на постоянной основе специальный мобильный корпус сухопутных сил. Задача федерального и военного руководства - сделать это подразделение по-настоящему элитным. Оснастить соответствующим образом, обучить солдат и офицеров горнострелковому искусству. Задача самого корпуса - спецоперации или рейды в те районы, откуда исходит наибольшая опасность для мирной Чечни и для территорий других северокавказских республик - Ингушетии и Дагестана.

Кстати, опыт таких частей может стать просто бесценным для строительства в будущем обновленной российской армии.

- Формально северные районы Чечни уже полностью контролируются федеральными силами. Но не секрет, что контроль этот весьма относителен: продолжаются перестрелки, бандиты терроризируют местное население...

- Это ключевая проблема, а точнее, целый клубок проблем, если рассматривать их с различных сторон.

Первый аспект - все тот же военный. Чтобы армия хорошо воевала, ей нужен надежный тыл. Поэтому проблема налаживания мирной жизни на освобожденных территориях важна с точки зрения продолжения военной операции - в любом ее виде.

Второй аспект - психологический. Недоверие к России во всей Чечне все еще очень высоко. И федеральной власти необходимо доказывать людям, что им действительно хотят помочь. Если этого сделать не удастся, число боевиков будет умножаться в геометрической прогрессии.

Третий аспект - международный и гуманитарный. Россия должна пресечь попытки давления на нее со стороны западных стран. Давление это сугубо политическое, и это понятно. Но тем не менее позиция России должна быть аргументированной. И налаживание нормальной, безопасной жизни в подконтрольных федеральных властям районах будет самым твердым аргументом.

- Определенные шаги в этом направлении федеральные власти предпринимают. Но уж слишком это напоминает действия, характерные для прошлой кампании.

- Так и есть. Речь вновь идет о попытках создания промосковской политической элиты Чечни, которая придет в республику на броне российских танков. Порочность идеи очевидна. В 1994-1996 годах ведь во многом именно это предопределило наши неудачи. Военные, пусть и с большими потерями, но побеждали. А гражданские власти проигрывали вчистую. Хотим мы того или нет, "благоприятное" отношение населения Чечни к приходу российской армии пока скорее вынужденное, чем искреннее. Не доверяют всем и всему, что связано с Россией. Поэтому привозить чеченских лидеров из Москвы - дело бесперспективное. Другое дело - искать по-настоящему авторитетных лидеров, которые готовы признавать российскую власть в самой Чечне.

В этой связи, на мой взгляд, хорошим сигналом является встреча премьера с муфтием Чечни Кадыровым. Этого человека в республике уважают, знают, что это не марионетка, а он, в свою очередь, выступает против того же, что и федеральный Центр - против терроризма и религиозного экстремизма. Точки соприкосновения налицо.

- И все-таки даже в этих методах нет новизны. Равно как нет и ощущения того, что любого из чеченских лидеров, решившихся договариваться с Москвой, не постигнет судьба Автурханова, Хаджиева, Завгаева. И вряд ли одним только "налаживанием нормальной жизни" удастся умаслить чеченцев. Слишком уж непростая история их взаимоотношений с Россией.

- Значения обустройства жизни на освобожденных территориях преуменьшать тоже не надо.

Знаете, люди там пожили последние годы в таких условиях, что нам и не снилось. И я вас уверяю, если федеральные власти приложат соответствующие усилия, сравнение того, что есть, и того, что еще совсем недавно было, будет не в пользу сепаратистов. Однако одного этого действительно недостаточно. Нужен комплекс мер.

- Каких же?

- Вы упомянули об историческом опыте сложных взаимоотношений чеченцев и российских властей. Я тоже скажу кое-что об истории. На мой взгляд, именно к ней нужно обратиться, чтобы увидеть возможные способы решения проблемы Чечни.

Давайте вспомним о том, что уже в прошлом веке территории вплоть до Терека были заселены в основном казаками. До реабилитации чеченского народа в 1957-м году нынешние северные районы Чечни входили в состав Ставрополья. До прихода к власти Дудаева в 1991-м году там все еще преобладало русскоязычное население. Более того, столица Чечни Грозный считался "русским городом". За последние годы сепаратисты и бандиты вырезали и выгнали из Чечни сотни тысяч людей, причем не только потомков казаков и русских, но и сочувствовавших им чеченцев. Население республики уменьшилось более чем в два раза.

Я считаю, что возвращение в Чечню казачества, возвращение на свои - подчеркиваю, свои - земли русскоязычного населения может и должно стать мощнейшим стабилизирующим фактором. Федеральные власти должны всячески поощрять такую тенденцию и обеспечивать безопасность новым "старым" поселенцам. Если в Чечню вернутся казаки, возродятся казачьи станицы, - мы получим там общественную прослойку, жестко ориентированную на Россию и готовую поддерживать все действия силовых структур по установлению порядка на этих землях.

Вместе с казаками на родные земли вернутся и "пророссийские" чеченцы. Вместе с военным и гражданским руководством поселенцы смогут создать новую эффективную управленческую инфраструктуру, которая будет опираться на широкие слои населения.

- Помимо людей, давно уехавших из Чечни, есть и люди, которые покинули свои дома уже во время боевых действий этой осенью. Можно называть их беженцами, можно вынужденными переселенцами, но все они, вероятно, тоже хотят вернуться в свои дома.

- Безусловно. Эту проблему также нужно решать, - причем в несколько этапов.

Уже сейчас нужно начинать принимать меры по возвращению беженцев в освобожденные районы Чечни. Здесь надо отметить, что речь должна идти обо всех беженцах, в том числе и тех, кто покинул свои дома в горной части республики, в районах, которые федералы еще не контролируют. Крайне важно дать людям возможность вернуться на "свою землю". Местные и федеральные власти должны создать для этих людей приемлемые временные условия проживания.

Таким образом, у нас сформируются большие группы вынужденных переселенцев из "бандитских" районов в мирную часть республики. Они неизбежно будут стремиться вернуться в свои дома, как только горы будут окончательно очищены от бандитов, и поддерживать соответствующие усилия федеральных властей

Возвращение в Чечню казачества, "мирных" чеченцев, нынешних беженцев - все это должно создать в Чечне необходимый фон благоприятного для России настроения общественности.

- Проблема экономического обустройства Чечни возникла после войны 1994-1996 годов. Руководство республикой было отдано на откуп сепаратистам, а они видели залог экономического процветания в том, чтобы получать как можно больше денег из Москвы, причем безвозмездно. Очевидно, что вопрос экономического развития в республике встанет и сейчас, нельзя же будет до бесконечности раздавать там бесплатно муку, хлеб, зерно и бензин. Какие вы видите возможности для развития реального сектора экономики?

- Сепаратисты, конечно, очень постарались, чтобы от реального сектора не осталось ничего, а народ полностью разучился работать. Увы, сейчас там большое число людей, особенно молодых ребят, которые ничего не умеют, кроме как грабить, убивать и похищать людей.

Тем не менее решить эти проблемы, на мой взгляд, можно. Что касается рабочей силы, то и эту проблему, по крайней мере частично, решает все та же репатриация. А постепенное вхождение жизни в нормальное русло заставит отложить автомат и взяться за работу и многих бывших боевиков,

Теперь относительно того, где эту рабочую силу применить. Во-первых, значительное внимание должно быть уделено развитию сельского хозяйства: земледелия на равнине и скотоводства в горах. Во-вторых, реальный комплекс республики все же худо-бедно существует и вполне подлежит восстановлению. В конечном счете, альтернативы чеченскому нефтепроводу, несмотря на подписание многочисленных соглашений по транспортировке каспийской нефти, до сих пор нет.

Как и в любом другом случае, для развития экономики Чечни нужны инвестиции. Понятно, что сейчас федеральный Центр вряд ли может в полной мере обеспечить инвестиционную накачку республики. Но в случае с Чечней есть способ, не раз опробованный в мировой практике, а именно использование в качестве основного инвестора национальной диаспоры, бизнесменов-чеченцев, разбросанных по всей России. Властям нужно серьезно продумать этот вопрос и создать максимально благоприятные условия для инвестиций.

Таким образом, кстати, можно решить и еще одну задачу - начать создавать новую чеченскую элиту, уважаемую и в самой Чечне, и во всей России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
735
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
975
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
793
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
645

Другие новости