0
1151
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

10.12.1999 00:00:00

Мошенники в мундирах


КАКИЕ бы ни затевались сегодня военные реформы, они не будут иметь ровным счетом никакого эффекта без создания обновленной системы образования. Пока же все ограничивается формальным слиянием вузов Минобороны и их переименованием. К сожалению, руководство силовых ведомств не всегда знает о реальном положении вещей в своих учебных вотчинах и зачастую с опаской ожидает конца учебного года в военных вузах, гадая, кто же придет на смену старшему поколению. Естественно, системе военного образования свойственны практически все проблемы армии и нашего общества. Тем не менее начинать изживать весь негатив в Вооруженных силах необходимо именно с учебных заведений, от работы которых зависит, какими будут офицеры современной армии.

По заданию Главной военной прокуратуры военными прокурорами осуществлены проверки в 57 высших военно-учебных заведениях министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, и более чем в 20 их филиалах. Итоги работы оказались неожиданными даже для военных юристов. Перед ними предстала нелицеприятная картина состояния правопорядка в вузах, зачастую прямо противоположная содержанию бодрых докладов военных руководителей.

В первую очередь проверки показали - причина столь бедственного положения системы военного образования кроется в хроническом недофинансировании и отсутствии достаточных средств для обеспечения учебного процесса.

В Московском регионе учебные учреждения профинансированы только на 70% от их потребностей. В военных вузах ФПС РФ обеспеченность денежной компенсацией взамен продпайка составляет 17-20%, по продовольствию - 68-70%, по квартирно-эксплуатационной службе - 6-7% от потребности. Инфраструктура отдельных институтов приходит в упадок.

Отсутствие надлежащего финансирования до предела обострило проблемы защиты военнослужащих, довело обеспечение их до критической черты, привело к снижению конкурса при поступлении в военно-учебные учреждения и отрицательно сказалось на общем профессиональном уровне выпускников.

По этой причине, например, замещение должностей начальников курсов и курсовых офицеров в филиале Военно-инженерного университета г. Санкт-Петербурга составляет лишь 50%.

В Оренбургский филиал Военного университета войсковой ПВО в 1997-1998 гг. денежные средства на материально-техническое обеспечение вообще не поступали. Имеющаяся учебная военная техника устарела. В Сызранском авиационном военном институте из 117 вертолетов Ми-24 исправны лишь 22, а из 116 вертолетов Ми-8 - 29. Остальная авиационная техника ожидает капитально-восстановительного ремонта.

В Военно-морском институте радиоэлектроники до 10% денежных средств, выделяемых на выплату денежного довольствия и заработной платы, использовалось не по назначению: на оплату служебных командировок, текущий ремонт, выплату компенсаций взамен продпайка.

Незаконный расход бюджетных средств, предназначенных для выплаты денежного довольствия и заработной платы, выявлен также в военно-морских институтах и ряде других военно-учебных заведений.

Недостатки финансирования существенно осложнили подбор преподавательского состава. В ряде случаев на эти должности назначаются лица, не подготовленные к данному виду деятельности. Так, в Рязанском институте ВДВ на должность инструктора кафедры физической подготовки и спорта назначена прапорщик Чужмакова, окончившая педагогическое училище по специальности "дошкольное воспитание", а на должности техника учебного кабинета тактико-специальной подготовки работает прапорщик Братишев, окончивший Казанский техникум торговли по специальности "технолог приготовления пищи". При этом он фактически исполнял обязанности начальника кабинета кафедры вооружения и стрельбы.

Прокурорскими проверками выявлено, что военнослужащим учебных заведений в полном объеме не выплачена материальная помощь, единовременное вознаграждение за 1998 г. Практически не финансируются расходы, связанные с оплатой проезда к месту проведения отпуска и обратно, перевозкой имущества, отдыхом в оздоровительных учреждениях, компенсацией за продпаек и вещевое имущество.

В Военно-инженерном университете обеспеченность вещевым имуществом военнослужащих офицерского состава составляет 25%, а курсантов и военнослужащих по призыву - 70%. В Тверском военном университете ПВО офицеры постоянного и переменного состава обеспечены повседневным обмундированием соответственно на 47 и 39%, прапорщики на 32%. В Военном авиационном техническом университете МО РФ личный состав лишен возможности еженедельно менять нательное и постельное белье, в организации питания не хватает жиров, растительного масла, свежих мясо- и молокопродуктов. Аналогичное положение в других учебных заведениях Приволжского и Сибирского военных округов, вузах РВСН.

В то же время в Пермском военном институте ракетных войск выявлена недостача продовольствия на сумму более 400 тыс. руб. Военные следователи немедленно приступили к работе по этим фактам.

Имеет место несоответствие нормативных актов Минобороны существующему законодательству, что бьет по и без того худому карману офицера. При поступлении в военные учебные заведения слушатели в соответствии с приказом министра обороны РФ # 440-1994 г. теряют 10% надбавки к окладу по воинской должности, а приказом # 61-1998 г. они лишены также надбавки за сложность, напряженность и специальный режим воинской службы, хотя их учебная неделя составляет 46-54 часа. В итоге слушатели теряют около 50% должностного оклада, что усугубляет материальное положение их семей, приводит к совершению некоторыми из них и курсантами преступлений и других правонарушений.

6 февраля 1999 г. слушатель Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ подполковник Петров для того, чтобы приобрести на вырученные деньги продукты для семьи предпринял попытку продажи в Москве 4 неучтенных гранат РГД-5 и был задержан органами милиции.

Не брезгуют некоторые командиры поправить свое материальное положение и за счет подчиненных. В Оренбургском филиале Военного университета войсковой ПВО по решению заместителя командира дивизиона по воспитательной работе подполковника Хамидуллина, объясненному нехваткой средств, с курсантов собрано свыше 5,6 тыс. руб. для оплаты пересылки секретных документов. Из них 2,2 тыс. руб. начальник секретной части прапорщик Долгова использовала на личные нужды.

На состоянии законности и правопорядка сказывается и извечная проблема отсутствия жилья у военных. По мнению прокуроров, способствует такому положению (это было вскрыто в ходе проверок) неправомерное удержание большого количества служебного фонда лицами, окончившими учебные заведения или потерявшими связь с Минобороны России.

В Военно-инженерном университете МО РФ незаконно проживают 130 семей, в Военном университете радиационной, химической и биологической защиты МО РФ - 129 семей, в Общевойсковой академии ВС РФ - 147 семей. Меры по освобождению этого жилья должностными лицами военно-учебных заведений малоэффективны, решение проблемы через судебные органы осуществляется крайне редко. Да это и понятно. Ведь окончившим вузы также не предоставляются квартиры по месту службы, и они ни за что не съедут со своего "угла".

При проверке только одного общежития Общевойсковой академии ВС РФ выявлено, что в помещениях, предназначенных для размещения слушателей, противоправно проживают около 80 граждан, вообще не имеющих отношения к Министерству обороны. В 1998 г. с разрешения командования академии заселены семьи президента фирмы "Фортуна" Вердиева, предпринимателя из Грузии Чаавы, работника фирмы "Рост Нерком" Комаровского, руководителя фирмы "Галактика" Абельдяева.

26 квартир жилого фонда академии с согласия бывшего и нынешнего руководства незаконно занимают работники из числа гражданского персонала, несмотря на наличие у них квартир в Москве и области.

В Омском танковом инженерном институте и Новосибирском высшем военном командном училище внутренних войск МВД РФ выявлены факты незаконного получения жилой площади командным составом за счет других военнослужащих. Одновременно в Воронежском военном институте радиоэлектроники допускаются факты незаконного исключения из списков очередников лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий.

Во всех военно-учебных заведениях распространена практика передачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении и отнесенного к федеральной собственности. При этом допускаются нарушения действующего гражданского законодательства, как правило, в части согласования договоров аренды с федеральными органами власти и перечисления им вырученных средств, что в значительной мере объясняется стремлением командования решить за счет этого финансовые проблемы вверенных им военно-учебных учреждений.

Многие договоры аренды не согласованы с собственником - Мингосимуществом России и его территориальными органами, имеется значительная задолженность по арендной плате. Поступающие средства не перечисляются в федеральный бюджет, а используются на ремонт зданий и сооружений, улучшение бытовых условий личного состава, выплату денежного довольствия и заработной платы.

Во многих проверенных военно-учебных заведениях по договорам с Главным управлением международного военного сотрудничества Минобороны России обучаются за плату граждане иностранных государств. Однако, как показали проверки, деньги за это обучение в ввузы не поступают. Куда они уходят, не смогли ответить ни в ГУМВСе, ни в главном управлении кадров и военного образования МО РФ.

Интересная ситуация сложилась при многочисленных слияниях вузов. Вполне может оказаться, что курсанты получают образование, не соответствующее государственным стандартам. В частности, в соответствии с постановлением правительства РФ от 29.08.98 г. # 4 "О военно-образовательных учреждениях профессионального образования МО РФ" и приказом министра обороны РФ от 16.09.98 г. # 417 "Об организации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ" на базе Военной академии ПВО им. Маршала Советского Союза Жукова образован Военный университет ПВО. Государственный статус образовательного университета устанавливается при его государственной регистрации, что лишает университет права на реализацию общеобразовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования и выдачу документов государственного образца о получении соответствующего образования.

По упомянутым постановлению и приказу, первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может производиться после первого выпуска при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины его выпускников. Таким образом, возможность военно-образовательных заведений выдавать своим выпускникам документы государственного образца появится лишь в 2002 г., в связи с чем до указанного времени будут нарушаться права в области образования сотен военнослужащих.

Конечно, самой злободневной проблемой остается время сдачи вступительных экзаменов. Эту пору, в самом деле, можно назвать золотой для жуликов в погонах. Московский городской военный прокуратурой возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении начальника группы профессионально-психологического отбора Московского военного института подполковника Андриенко, который в июле 1999 г., являясь членом приемной комиссии, вымогал у отца одного из абитуриентов за оказание помощи сыну при поступлении в институт 3 тыс. долл.

Дошло до того, что в Военно-техническом училище железнодорожных войск, филиале Военного университета ПВО и Военном университете связи Санкт-Петербурга выявлены неединичные факты приема на учебу лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

Золотой жилой для "предприимчивых" командиров остается привлечение курсантов ко всякого рода хозяйственной деятельности. Нередко это происходит непосредственно по указаниям руководителей военно-учебных заведений.

По указанию командования Московского военного института 8-12 военнослужащих

в феврале-июле 1998 г., сентябре 1998 г. - марте 1999 г. работали в Николо-Угрешском монастыре, выполняя там различные хозяйственные работы, готовя пищу для монахов, осуществляя уход за животными и домашней птицей.

В марте 1999 г. по распоряжению руководства этого же института 40 курсантов привлекались к погрузочно-разгрузочным работам в интересах ООО "Дельта-Связь", а в мае 1999 г. трое военнослужащих по призыву осуществляли ремонтные работы в православном храме, расположенном в поселке Михайловская слобода.

В 1998 г. 15 военнослужащих филиала Военного университета ПВО работали на вещевых складах ЛенВО. В марте 1999 г. курсанты этого филиала привлекались для обеспечения правопорядка во время проведения мероприятий по автогонкам на стадионе г. Санкт-Петербурга.

Уж сколько военные прокуроры бьются за прекращение "овощных десантов", воз и ныне там. При направлении курсантов и других военнослужащих военно-учебных заведений на уборку урожая нередко не заключались соответствующие договоры, а заключенные противоречили нормам Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". В них не регламентировались вопросы оплаты труда военнослужащих в зависимости от нормы выработки, повышенной оплаты в выходные и праздничные дни, а также сверхурочной работы. Не определялся четкий порядок расчета оплаты сельхозпредприятий с военно-учебными учреждениями, порядок непосредственной выплаты офицерам и курсантам денег за выполненные работы, не предусматривались вопросы возмещения материального ущерба в случае травматизма военнослужащих на производстве и оплаты страховых сумм, какой-либо ответственности "заказчиков" за невыполнение условий договоров, отсутствовал учет всех затрат учебных заведений.

Иногда самодурство некоторых начальников приобретает просто невообразимые формы. В конце февраля 1999 г. командир взвода Казанского филиала Челябинского транспортного института лейтенант Сагдеев, будучи в состоянии алкогольного опьянения, избил в казарме трех курсантов, сопровождая свои действия срыванием православных крестов и требованием носить мусульманские религиозные знаки.

По мнению военных прокуроров, во многом наличие многочисленных нарушений в деятельности руководства и должностных лиц военно-учебных заведений обусловлено отсутствием единого руководства ими, когда контроль за их деятельностью и обеспечением возлагается как на органы, отвечающие за довольствие, окружного звена, так и на главные и центральные управления Минобороны России. Вследствие этого утрачивается чувство ответственности со стороны конкретных должностных лиц вышестоящих органов военного управления. Их зачастую мало беспокоит, какие кадры придут в войска и какое будущее ожидает Российскую армию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
793
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1046
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
839
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
683

Другие новости