0
1765
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

17.12.1999 00:00:00

Военно-политический козырь России

Из досье "НВО"
Владимир Николаевич Яковлев родился 17 августа 1954 г. в г. Калинине (ныне Тверь). В 1971 г. поступил в Харьковское высшее военное командно-инженерное училище им. Маршала Советского Союза Крылова, которое он закончил в 1976 г. с отличием. В 1985 г. окончил с золотой медалью командный факультет Военной академии им. Дзержинского. Прошел все ступени военной карьеры в РВСН. Был командиром ракетного полка, ракетной дивизии, начальником штаба ракетной армии, командующим ракетной армией и начальником Главного штаба РВСН. В конце июня 1997 г. указом президента РФ назначен на должность Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения. В 1999 г. с отличием окончил Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Кандидат военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Награжден орденами Красной Звезды, "За военные заслуги" и медалями. Воинское звание - генерал-полковник.

-ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, Ракетные войска на протяжении всей своей 40-летней истории вносили основной вклад в обеспечение ядерного сдерживания. Как трансформируется в современных условиях его теория и практика?

- Для понимания этого следует обратиться к опубликованному проекту Военной доктрины. Положения по реализации ядерного сдерживания в этом документе раскрыты и усилены, определены также условия применения Российской Федерацией ядерного оружия. В частности, заявлено, что Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и/или ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и/или ее союзников.

Для России, по крайней мере, на ближайшие десятилетия не существует альтернативы в политике ядерного сдерживания. Для этого необходимо поддерживать примерный баланс ядерных сил России и США по количественному составу и боевым возможностям на минимально допустимом уровне.

Необходимость ориентации России на расширенное ядерное сдерживание, которое означает включение в сферу интересов РВСН и стратегических ядерных сил в целом не только ядерных и широкомасштабных обычных войн, но и региональных и даже локальных военных конфликтов, вызвана рядом объективных причин.

Одна из наиболее значимых заключается в нарастании тенденции распространения ядерного оружия и ракетных технологий, наращивании ракетных группировок, повышении дальности стрельбы ракетных систем в странах так называемого третьего мира. Невысокая точность стрельбы этих ракет и невозможность быстрого их оснащения в ряде стран ядерными боезарядами делают химическое и биологическое оружие едва ли не самым доступным и эффективным вариантом снаряжения. Это определяет необходимость декларации для РФ угрозы применения ядерного оружия в ответ на использование против нее или ее союзников химических, биологических и других средств массового поражения.

Однако расширенное ядерное сдерживание не означает большей угрозы неядерным государствам, так как Россия не отказывается от "негативных гарантий", которые сформулированы в заявлении представителя МИД РФ в связи с пролонгацией Договора о нераспространении ядерного оружия как гарантия безопасности для государств-участников, таким оружием не располагающих.

Таким образом, ядерное сдерживание продолжает оставаться неотъемлемым (и, пожалуй, важнейшим) фактором современной стратегической стабильности. При всей неоспоримости потенциальной опасности, вытекающей из самой природы ядерного оружия, сдерживание и сегодня остается способом предотвращения войны военными же средствами.

Пусковая установка ракетного комплекса "Тополь" - самого массового оружия РВСН.
Фото Михаила Дюрягина
- Насколько оптимально выбраны приоритеты военного строительства в части соотношения СЯС и сил общего назначения?

- Особенность нынешнего этапа строительства ВС России состоит в том, что впервые потенциально опасные государства и союзы имеют решающее превосходство в силах общего назначения. Понятно, что СЯС не могут полностью заменить силы общего назначения и не должны рассматриваться как панацея от всех угроз военной безопасности, но они способны служить надежной гарантией сдерживания не только от крупномасштабной агрессии, но и от региональных угроз. Поэтому, несмотря на кризисные условия, Ракетные войска поддерживают заданный уровень боевой готовности, полностью контролируемы и управляемы и способны развиваться, адаптируясь к изменяющимся военно-политическим условиям.

Весь комплекс нормативных документов, определяющих программу дальнейшего развития и совершенствования вооружения, отработан, выполнение их требований организовано и зависит только от устойчивого финансирования.

Как показывают оценки, для относительно устойчивого поддержания и развития СЯС на них должно выделяться около 25% оборонного бюджета.

Мы знаем состояние и потребности сил общего назначения, понимаем необходимость их усиления, как и очевидную целесообразность сбалансированного развития всех составляющих ВС РФ, включая СЯС, поскольку без ядерного баланса потребности в наращивании сил общего назначения возросли бы многократно. В этих условиях главное - это взвешенное, сбалансированное развитие всех компонент Вооруженных сил России, обеспечивающее поддержание военной мощи государства на уровне, гарантирующем адекватную реакцию на существующие и потенциальные военные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации.


В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

- Как отражается финансово-экономический кризис на положении РВСН?

- В существующей группировке РВСН более 70% ракет уже выработали свой гарантийный ресурс и требуют замены. В системе боевого управления войсками и ракетным оружием стратегического назначения истекли сроки эксплуатации большинства стационарных пунктов управления и 60-70% средств боевого управления.

Около 40% космических систем функционируют на орбитах в неполном составе, а почти 70% космических аппаратов эксплуатируются за пределами гарантийных сроков. Помимо этого, выработала свой ресурс основная часть технических средств наземной инфраструктуры (до 85% оборудования стартовых комплексов и до 90% оборудования технических комплексов). Не лучшее положение складывается и в войсках РКО, где у более 60% информационных комплексов истекли гарантийные сроки.

РВСН, обладая самыми мощными средствами поражения, всегда были и самым экономичным видом Вооруженных сил. В 80-е годы на развитие и содержание Ракетных войск расходовалось всего 6% военного бюджета СССР. Однако в абсолютном выражении это были значительные средства, позволявшие содержать и постоянно модернизировать группировку МБР, превосходящую аналогичную группировку США.

Многократное снижение ассигнований, выделяемых на оборону, в полной мере коснулось РВСН, как и всех других видов, вопреки расхожему мнению об их исключительном финансовом благополучии.

Значительно сокращена интенсивность работ по созданию и развертыванию новых образцов стратегических вооружений. Так, если за 80-е годы было разработано и принято на вооружение четыре ракетных комплекса, то за 90-е годы - один. В 80-е годы РВСН закупали ежегодно свыше 100 ракет, а сейчас - 10.

Даже минимальная потребность Ракетных войск удовлетворяется по назначенным ассигнованиям на 45-50%. Фактически же выделяется еще меньше. Разрыв между потребностями и ежегодно назначаемыми объемами финансирования сохраняется.

- Но от этого требования к боеготовности РВСН со стороны военно-политического руководства России не становятся ниже. Как их выполнить?

- На фоне естественного старения боевых и обеспечивающих систем и недостаточного объема ассигнований поддержание боевых возможностей группировки РВСН и ее перевооружение на новые образцы ВВТ возможны лишь при условии разработки долговременной военно-технической политики. В ее основу положены три основных принципа: адаптивное сбалансированное развитие группировки, выбор приоритетов в развитии системы вооружения, максимальное использование потенциала развернутых систем и средств.

Первый из них предопределяет придание группировке РВСН свойств, обеспечивающих поддержание боевых возможностей группировки в различных условиях ее развития.

Принцип приоритетности предопределяет концентрацию на решении важнейших задач развития РВСН. Речь идет, во-первых, о завершении разработки и развертывании РК "Тополь-М" стационарного и мобильного базирования. Во-вторых, мы концентрируем усилия на совершенствовании и поддержании на необходимом уровне орбитальной группировки КА, включающей средства обнаружения стартов ракет, разведки, навигации, боевого управления и связи. В-третьих, в РВСН создается высоко живучая группировка командных пунктов высших звеньев управления. В-четвертых, проводится модернизация системы предупреждения о ракетном нападении на основе развертывания космической системы и технологии создания РЛС высокой заводской готовности. Наконец, осуществляется перевооружение космодромов на новые ракетно-космические комплексы.

При разработке проекта программы создания перспективной группировки РВСН принцип приоритетности воплотился в некоторое перераспределение выделяемых финансовых ресурсов между ударной и информационной компонентами системы вооружения. В частности, более чем в 1,5 раза была увеличена доля ресурсов, выделяемых на НИОКР по развитию информационных и управляющих систем по отношению к ударным средствам Ракетных войск. Благодаря этому должно быть достигнуто существенное повышение боевых возможностей перспективной группировки РВСН при заданном уровне финансирования.

Принцип максимального использования потенциала развернутых систем и средств направлен на повышение боевых возможностей РВСН за счет продления эксплуатационного ресурса и поддержания боеготовности существующих систем. Например, планируется продление до 20-27 лет сроков эксплуатации ракет РК, стоящих на боевом дежурстве. Это обеспечит поддержание количественного состава группировки РКСН до 2005 года и создаст необходимый запас времени и средств для разработки и развертывания новых образцов ВВТ в дальнейшем.

Многолетний опыт решения этой сложной проблемы подтверждает не только реальную возможность надежной и безопасной эксплуатации стратегических РК с фактическими сроками, в 2-2,5 раза превышающими гарантийные сроки, но и высокую технико-экономическую эффективность такого подхода. На его реализацию требуются сравнительно небольшие ассигнования (ежегодно менее 5% от общих затрат на НИОКР).


АДЕКВАТНО ОБСТАНОВКЕ

- Рассказывая о принципе адаптивности, вы упомянули о различных условиях развития группировки. Можно ли рассказать об этом подробнее?

- Предусматривается возможность развития группировки РВСН в ближайшем десятилетии по трем направлениям. Первое будет реализовано в условиях последовательной реализации договоров СНВ-1, СНВ-2 и СНВ-3 при соблюдении Договора по ПРО 1972 года, международных соглашений по системам предупреждения о ракетном нападении (ПРН) и контроля космического пространства (ККП), использованию космического пространства в военных целях.

В рамках второго направления РВСН будут развиваться в условиях, близких к ограничениям Договора СНВ-2 по числу развернутых боезарядов, при соблюдении Договора по ПРО 1972 года, международных соглашений по системам ПРН и ККП и использованию космического пространства в военных целях. Наконец, третье направление придется избрать при срыве договоров по СНВ, ПРО и использованию космического пространства в военных целях.

В качестве основного рассматривается первое направление с обеспечением возможности перехода на любое из двух других направлений в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами. С договорно-правовой точки зрения в зависимости от развития ситуации это может означать как разрушение всей системы договоров СНВ-ПРО, так и сохранение в силе условий действующего Договора СНВ-1 или дальнейшее развитие переговорного процесса - от Договора СНВ-1 к ратификации Договора СНВ-2 и заключению Договора СНВ-3.

В условиях реализации американской стороной планов по созданию национальной ПРО Ракетные войска готовы предложить наиболее продвинутый среди других ядерных компонент комплекс асимметричных мер противодействия, направленных на недопущение обесценивания нашего стратегического ядерного потенциала.

- О каких мерах идет речь?

- В качестве первоочередных могут быть реализованы меры, предусматривающие наращивание боевых блоков (ББ) в группировке РВСН за счет максимально возможного - до 30 лет - продления срока службы существующих РК УР-100Н УТТХ, оснащенных шестью ББ, а также за счет оснащения ракет комплексов "Тополь-М" разделяющимися ГЧ.

Одной из мер может быть использование единой ракеты с РГЧ для морского и наземного комплексов. Это позволит существенно снизить затраты на программу развития отечественных СЯС.

В более отдаленной перспективе могут быть реализованы меры противодействия, предусматривающие качественное совершенствование боевого оснащения МБР на основе разработки маневрирующих ББ, перспективных боевых блоков и средств противодействия ПРО, малозаметных в радио- и оптическом диапазонах длин волн, планирующих крылатых блоков для ракеты "Тополь-М".


ВОЕННАЯ РЕФОРМА

- Вы назвали реформирование РВСН, начатое в 1997 году, вторым рождением войск. Чем были вызваны эти преобразования?

- Действительно, в 1997 году произошла интеграция ударных средств, военно-космических систем и войск ракетно-космической обороны в качественно новый вид.

Выделение в 1982 году космического сегмента из состава РВСН было сделано под флагом борьбы с американскими "звездными войнами". Был развернут широкий круг работ, истрачены значительные средства и время. Многие НИОКР по разведке, связи и другим направлениям длились по 18-20 лет, морально устаревая задолго до завершения. Значительная кооперация требовала все больше средств, которых не хватало.

Ситуация предельно обострилась после распада СССР. Непомерны стали расходы на содержание параллельных структур полигонов, космодромов, кооперации разработчиков, НИИ, военных представительств.

Войска ракетно-космической обороны, являясь информационным контуром СЯС, развивались в отрыве от ударных средств.

Стало очевидно, что интеграция совершенно необходима, и только инертность мышления и недостаток воли препятствовали решению этой проблемы вплоть до 1997 года.

- Каковы результаты интеграции?

- Прежде всего она повысила на 15-20% боевые возможности объединенных Ракетных войск. Проведение всего комплекса мероприятий по объединению позволило сократить штатную численность РВСН более чем на 34 тысячи военнослужащих. В результате экономия затрат на содержание личного состава оценивается в 650-680 миллионов рублей.

Оптимизирован комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по заказу Ракетных войск. Объединение параллельно проводимых НИОКР сэкономило около 300 миллионов рублей, при этом пересмотрены сроки проведения и объемы финансирования более чем 60 работ.

Планируемое сокращение кооперации ракетно-космической промышленности с 1122 предприятий с числом работников 70 тысяч человек до 859 предприятий с числом работников не более 47 тысяч человек позволит в ближайшем будущем сэкономить еще 260-320 миллионов рублей.

В целом проведенная реорганизация позволила снизить затраты бюджета Министерства обороны на РВСН с 19,3% до 13,8%. Сэкономленные средства обеспечили снижение нагрузки на оборонный бюджет уже в 1998 году.

Интеграция ВКС в РВСН открыла новые возможности в получении дополнительных средств от использования для проведения коммерческих пусков МБР, снимаемых с вооружения. Это более эффективный способ утилизации ракет, выводимых из боевого состава по истечении установленных сроков эксплуатации или в связи с выполнением договорных ограничений, нежели их ликвидация. Процесс промышленной экологически состоятельной утилизации токсичных компонентов ракетного топлива сложен и требует значительных материальных затрат. По оценкам специалистов, затраты на утилизацию одной твердотопливной ракеты составляют примерно 1,2-2,2 миллионов рублей, жидкостной - около 300 миллионов.

Между тем экономический эффект от использования МБР для коммерческих запусков КА может составить 100-150 миллионов долларов в год, что даже в случае частичного его использования в интересах МО может значительно облегчить решение целого ряда вопросов поддержания боевой готовности РВСН.

- Закончен ли процесс преобразования РВСН и, в частности, будет ли осуществлен возврат к идее создания Стратегических сил сдерживания (ССС) и их Объединенного главного командования (ОГК)?

- Полученный опыт интеграции разнородных сил и средств, выполняющих общие задачи, показывает, что это полностью оправданное направление повышения эффективности применения средств вооруженной борьбы, экономии людских, материальных и финансовых ресурсов. Более того, возможности интеграции сил и средств, решающих задачу стратегического ядерного сдерживания, еще далеко не исчерпаны.

Касаясь второго вопроса, отмечу, что РВСН представили все материалы по вопросам формирования Объединенного командования для рассмотрения в Министерство обороны и Генеральный штаб. Аналогичные материалы представили и другие виды ВС. Ряд объективных и субъективных причин, появившихся в этом году, отодвинули решение этой проблемы. Но я думаю, что в перспективе она будет рассматриваться в рамках военной реформы. По моему мнению, дальнейшее развитие лежит в интеграции однородных по принципам боевого применения сил и средств.


ИТОГИ

- Каких результатов достигли ракетчики в юбилейном, 1999, году?

- Прежде всего отмечу, что достигнутое стало возможным в результате научно обоснованного определения приоритетов по критерию "эффективность-стоимость-реализуемость" и концентрация хронически недостающих средств на главных направлениях.

10 декабря поставлен на боевое дежурство второй ракетный полк с РК "Тополь-М" в Татищевском соединении. Создан задел на этом направлении и на последующие годы. Не снижен уровень технической готовности ракет к боевому применению.

В войсках ракетно-космической обороны не допущено выдачи ложной информации о ракетном нападении. В течение года радиотехническими средствами обнаружено более десятка пусков баллистических ракет, выявлено более 80 иностранных космических аппаратов.

Был сдвинут с мертвой точки долгострой. В этом году поставлен на боевое дежурство командный пункт контроля космического пространства, на опытно-боевое дежурство - радиотехнический узел в Зеленчукской (Карачаево-Черкесия). В опытную эксплуатацию введена оптико-электронная станция в Нуреке (Таджикистан). Досрочно, на четыре месяца раньше, проведены работы по демонтажу РЛС в Скрунде (Латвия), что позволило сэкономить до 2 миллионов долларов. Создан решительный задел по РЛС "Волга" системы ПРН в Барановичах (Белоруссия).

Частями запуска и управления космическими аппаратами только в этом году проведено 25 пусков ракет-носителей. Выведено на орбиту 35 космических аппаратов двойного и военного назначения.

Проведена интеграция измерительных комплексов космодромов и наземного автоматизированного комплекса управления, завершено создание единого информационно-измерительного комплекса "Северная трасса".

Создан центр обработки и анализа измерений в плане реализации концепции создания на долевой основе с Росавиакосмосом Единого ГосНАКУ космических аппаратов. В перспективе он позволит ежегодно экономить около 50 миллионов рублей.

В рамках реформирования, кроме того, завершаются мероприятия создания межвидового полигона в Капустином Яре с выводом из Казахстана 11-го испытательного полигона (Эмба).

- Решена ли в РВСН "проблема-2000"?

- Системы непосредственного управления группировкой МБР "проблема-2000" не касается, потому что эта система работает по принципу секундомера, то есть отсчитывает время с момента постановки.

Другое дело - обеспечивающие системы, например космические. Для них "проблема-2000" является исключительно актуальной. Работы, которые в связи с этим мы считали нужным выполнить, полностью профинансированы, автономные и комплексные испытания всех систем успешно проведены.

- Как решаются в РВСН социальные вопросы?

- Серьезные проблемы обусловлены некомплектом личного состава, который создает организационные трудности в поддержании боеготовности войск, а также в социальном плане. Имеют место случаи, когда из-за низкой укомплектованности личный состав вынужденно привлекается к несению боевого дежурства, проведению специальных работ на технике с интенсивностью, заметно превышающей нормативные ограничения.

Наиболее значимая из социальных проблем - жилищная. В интегрированных Ракетных войсках стратегического назначения более 16 тысяч семей военнослужащих не обеспечены жильем, в том числе 1,5 тысячи из числа семей, проживающих в странах ближнего зарубежья. Всего за пределами России проживают 23,7 тысячи семей военнослужащих. Их тоже надо считать нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Для стабилизации уровня бесквартирных Ракетным войскам ежегодно необходимо 3,5 тысячи квартир. Однако в текущем году за счет всех источников финансирования РВСН планируют получить только 2,9 тысячи квартир. Дополнительные сложности связаны с тем, что из общего жилищного фонда Ракетных войск в закрытых гарнизонах расположено 72% квартир, в 12% из которых проживают семьи, утратившие связь с Министерством обороны РФ.


ПЕРСПЕКТИВА

- Какими вы видите РВСН в XXI веке?

- Основу боевого состава группировки ударных средств РВСН должны составить стационарные и мобильные РК "Тополь-М" с ракетами пятого поколения. Развертывание этих комплексов позволит поддерживать боевые возможности группировки РВСН на заданном уровне в различных условиях ее развития, а также перейти в перспективе от эксплуатации шести типов ракет к одному и тем самым снизить затраты на развитие и эксплуатацию ракетного вооружения более чем на треть.

В составе космической системы вооружения РВСН к 2005 году должно быть 60-80 космических аппаратов различного целевого назначения. Такой состав орбитальной группировки позволит решать все основные возлагаемые на космические средства задачи: предупреждение о ракетном нападении, стратегическая космическая разведка, обеспечение непрерывного боевого управления стратегическими ядерными силами и объединениями ВС, навигационное и топогеодезическое обеспечение видов ВС.

После 2005 года планируется создание космических средств нового поколения на основе перспективных информационных технологий, включая средства двойного назначения.

Развитие средств выведения космических аппаратов ориентировано на обеспечение гарантированного доступа России в космос на основе развертывания производства ракет-носителей (РН) на российских предприятиях и проведения пусков с территории России, а также на сокращение номенклатуры РН к 2008-2010 годам до минимально достаточного уровня за счет введения рациональной унификации между РН различного класса. Реализация рассмотренной стратегии позволит к 2005 году сократить номенклатуру серийных ракет-носителей, используемых в интересах Минобороны и Российским авиационно-космическим агентством, с семи до трех типов ("Союз-2", "Протон-М", "Ангара").

Предусматривается развитие наземной инфраструктуры космодрома Плесецк и перевод на него запусков космических аппаратов с Байконура. Развитие космодрома Свободный связывается с использованием ракет-носителей, создаваемых на базе снимаемых с вооружения межконтинентальных баллистических ракет, таких, как "Старт-1", "Рокот" и "Стрела".

Развитие наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами в рациональном варианте развития космической группировки планируется нацелить на сокращение и оптимизацию его структуры, унификацию технических средств, снижение эксплуатационных расходов.

По мере снятия с вооружения устаревших космических комплексов будет сокращаться номенклатура и число технических средств, а также производиться поэтапное сокращение числа наземных пунктов управления до 5-7.

Реализация изложенных мероприятий позволит к 2007-2010 годам сократить в 4-6 раз номенклатуру и общее количество средств наземного автоматизированного комплекса управления, в 3-3,5 раза ежегодные затраты на его эксплуатацию.

В целом развитие космических систем в соответствии с рациональным вариантом обеспечит на рубеже 2008-2010 годов практическое восстановление эффективности группировки космических средств в полном объеме.

В интересах совершенствования системы предупреждения о ракетном нападении предполагается сосредоточить основные усилия на создании единой космической системы, интегрирующей в себе задачи обнаружения стартов ракет с континентов, морей и океанов, а также ретрансляции команд централизованного боевого управления СЯС. Должна быть проведена поэтапная модернизация находящихся на боевом дежурстве РЛС наземного эшелона на основе современной технологии радиолокаторов высокой заводской готовности.

Для прикрытия западного ракетоопасного направления и частичной компенсации последствий выхода из состава системы РЛС на узле Скрунда продолжаются работы по созданию РЛС в Барановичах (Республика Беларусь) со сроком постановки ее на боевое дежурство в 2000 году.

В основу технической политики развития системы контроля космического пространства положен принцип создания только тех средств, которые позволят решать задачи, не выполняемые в настоящее время средствами систем ПРН, ПРО и других ведомств, в том числе регулярный контроль космических объектов (КО) на геостационарных, высокоэллиптических и круговых орбитах на высотах более 20 тысяч километров, малоразмерных низкоорбитальных КО, радиоизлучений КА и достоверной оценки их целевого назначения.

- А каковы перспективы системы противоракетной обороны Москвы?

- В части стратегической ПРО Московского промышленного района предполагается сохранение имеющегося научно-технического, технологического и производственного заделов, поддержание заданного уровня боевой готовности системы.

Долгосрочный характер планов ряда "третьих" стран по развитию баллистических ракет различной дальности и стремление к обладанию оружием массового поражения для их оснащения создают потенциальную опасность этих средств для экономических и военных объектов России и предопределяют актуальность проблемы развития отечественной нестратегической ПРО (НПРО).

- Программа развития РВСН выглядит вполне стройной, однако в истории наших ВС, и Ракетных войск в частности, были моменты, когда ведомственные планы не учитывали всех политических, экономических и социальных факторов и поэтому не воплощались в жизнь.

- Я считаю, что в связи с острой нехваткой ассигнований на развитие вооружения, с одной стороны, сохранение требований по обеспечению стратегической стабильности в мире и инерционностью в развитии системы вооружений, с другой стороны, назрел вопрос проведения по наиболее важным вопросам строительства Вооруженных сил государственных экспертиз. Форма их проведения может быть различной. Накопленный опыт показывает, что экспертизы целесообразно проводить по отдельным решениям в форме комиссий с самыми широкими правами. В качестве примера успешного проведения государственной экспертизы нужно считать работу комиссий под руководством академиков РАН Николая Лаверова и Евгения Велихова, которые сформировали независимое мнение по реализации и выработке государственной политики в области развития стратегических систем вооружения.

По результатам оценок обобщенных вкладов космических средств вооружения в повышение боевой эффективности видов ВС РФ, с учетом материалов главных управлений Министерства обороны, видов ВС и предприятий ракетно-космической отрасли в РВСН был сформирован рациональный вариант поддержания и развития космических средств вооружения на период до 2010 года. При этом был сделан вывод о необходимости перераспределения ресурсов между ударными компонентами видов Вооруженных сил и космическими системами, что позволит сосредоточить ограниченные ассигнования на поддержании и развитии приоритетных космических систем, обеспечивающих наибольший вклад в повышение эффективности применения группировок войск (сил). Такой подход был одобрен на заседании Военно-технического совета МО РФ, состоявшемся 10 марта 1999 года. Программа развития космических средств на период до 2010 года стала основой Указа президента РФ "О неотложных мерах по государственной поддержке космической деятельности в интересах обороны и безопасности РФ" от 20 февраля 1999 года.

В августе 1998 года был проведен Военно-технический совет Министерства обороны по проблемам состояния и развития РКО. Один из основных выводов, сделанный Военно-техническим советом, заключался в том, что вклад в повышение эффективности боевого применения стратегических ядерных сил, вносимый средствами РКО на каждый затраченный рубль, в несколько раз превышает аналогичный вклад от боевых средств СЯС. Поэтому, несмотря на крайне ограниченные лимиты, сделан вывод о необходимости бездефицитного финансирования систем РКО.

Благодаря такой форме работы удается избежать ведомственности и однобокости в принятии решений, которые во многом определяют стратегический курс развития российских систем вооружения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ползучая децентрализация власти

Ползучая децентрализация власти

Сейчас федеральный Центр видит в губернаторах творческих союзников, а не безынициативных исполнителей

0
403
Крепкий аргумент. Сказ о том, почему в ласках мэра Южно-Курильска нет ничего эротического

Крепкий аргумент. Сказ о том, почему в ласках мэра Южно-Курильска нет ничего эротического

Фалет

0
451
COVID-19 как зеркало современного мира

COVID-19 как зеркало современного мира

Дмитрий Квон

Три очень разные по политическому устройству страны демонстрируют фантастическую устойчивость к коронавирусной заразе

0
529
ОАЭ заплатили Асаду за срыв сделки Путина и Эрдогана

ОАЭ заплатили Асаду за срыв сделки Путина и Эрдогана

Игорь Субботин

Принц Абу-Даби рассчитывает на удар Дамаска по турецким силам

0
1768

Другие новости

Загрузка...
24smi.org