0
2530
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

28.01.2000 00:00:00

Ратификация СНВ-2 теряет актуальность

Тэги: ратификация, СНВ2, противоракетная оборона


В новой Государственной Думе, шансы на ратификацию многострадального Договора СНВ-2 непрерывно растут. Скорее всего голосование состоится. Аргументы сторонников и противников договора хорошо известны, расстановка сил и позиция исполнительной власти примерно ясны, поэтому депутаты, вероятно, проголосуют "за".

Договор СНВ-2 уже давно перестал быть просто соглашением о сокращении вооружений. За свою уже семилетнюю историю он выполнял самые различные функции, в частности был средством, с помощью которого Россия высказывала свое несогласие с политикой США по самым разным поводам. Сегодня ратификация Договора СНВ-2 призвана показать, что новое руководство России не хочет ухудшения отношений с Соединенными Штатами. Других "дружественных" шагов в запасе у России сегодня практически нет.

Между тем ратификация не будет означать ни скорого вступления договора в силу, ни начала переговоров по СНВ-3, ни тем более отказа США от планов создания противоракетной обороны.

Не гарантировано и то, что ратификация СНВ-2 будет воспринята в Вашингтоне как "дружественный" жест. Там уже давно осознали, что российские стратегические силы будут сокращаться независимо от того, вступит договор в силу или нет, и соответственно проблема СНВ-2 занимает США гораздо меньше, чем, например, вопросы создания ПРО.

Что даст сегодня России ратификация СНВ-2 (если отбросить негарантированный эффект "замирения с Америкой")? Общепринятое мнение таково: договор выгоден нашей стране, так как сокращает прежде всего американский арсенал. Россия же будет вынуждена выполнять (и уже фактически выполняет) условия СНВ-2 просто в силу экономической необходимости. Одновременно вступление документа в силу позволит начать переговоры об СНВ-3, в котором могут быть исправлены присущие СНВ-2 недостатки.

Эти соображения, положенные в основу правительственной позиции в отношении СНВ-2, являются очень сильными аргументами в пользу его ратификации. Точнее говоря, являлись. Два или три года назад подобная позиция была единственно разумной и возможной. Но обстоятельства изменились, и то, что вчера выглядело выходом из тоннеля, сегодня оказывается тупиком.

СНВ-2 и сегодня остается договором, который будет сокращать прежде всего наступательные вооружения США, а не России. Но, чтобы это произошло, нужно, чтобы договор вступил в силу. Как это ни парадоксально, ратификация СНВ-2 в нынешних условиях нисколько не приблизит к этой цели. Положительное голосование в Думе не ускорит переговоров по Договору СНВ-3, в котором Россия по-прежнему заинтересована, а наоборот, практически полностью их застопорит.

Основная причина такого положения - разногласия по вопросу о противоракетной обороне, которые сделают невозможными вступление СНВ-2 в силу и достижение какого-либо прогресса на переговорах по СНВ-3.

Для того чтобы понять, почему это произойдет, обратимся, например, к тексту законопроекта о ратификации СНВ-2, ожидающего одобрения Думой. Согласно ему обмен ратификационными грамотами, а значит, и вступление СНВ-2 в силу возможны только после одобрения Соединенными Штатами пакета соглашений, подписанных в сентябре 1997 г. в Нью-Йорке. В их числе - меморандум о преемственности Договора по ПРО и согласованные заявления, составляющие договоренность о разграничении стратегических и нестратегических систем противоракетной обороны.

Сейчас уже неважно, насколько оправданно было подписание пакета соглашений о разграничении или действительно ли меморандум о преемственности так необходим России. Важно то, что от утверждения этих соглашений Соединенными Штатами зависит вступление в силу Договора СНВ-2 (а значит, и начало формальных переговоров по СНВ-3). Но эти соглашения уже встретили сильную оппозицию в США, и поручиться за то, что они будут одобрены сенатом, не сможет сейчас никто. Скорее, наоборот, пакет соглашений о разграничении почти наверняка будет отвергнут сенатом. Такая же судьба, вероятно, ждет и меморандум о преемственности.

В итоге Договор СНВ-2 как таковой будет одобрен законодателями обеих стран, но в силу так и не вступит.

Будущее переговоров по СНВ-3 также не дает оснований для оптимизма. Само по себе их начало ничего не гарантирует. Анализ предложений сторон, которые скорее всего лягут в основу переговорных позиций, показывает, что возможностей для компромисса удручающе мало. Кроме того, стороны уже будут связаны условиями СНВ-2, что для России будет означать сокращение стратегических сил до уровня 1000-1500 боезарядов вне зависимости от исхода переговоров по СНВ-3. У США в этой ситуации не будет никакой объективной заинтересованности в заключении договора, снижающего уровни их наступательных вооружений ниже предусмотренных СНВ-2 3500 единиц.

В этой ситуации Соединенные Штаты не преминут жестко увязать прогресс на переговорах СНВ-3 с уступками в вопросе об изменении Договора по ПРО. Россия, таким образом, встанет перед выбором: согласиться на изменение Договора 1972 г. либо пойти на слом переговорного процесса и потерять всякую надежду на сохранение паритета с США в области стратегических наступательных вооружений.

Не приходится сомневаться в том, что Россия выберет второй вариант. Конечно, мы будем возлагать ответственность за срыв переговоров на Соединенные Штаты и утешать себя тем, что отсутствие паритета как такового не имеет значения до тех пор, пока мы можем нанести Соединенным Штатам "неприемлемый ущерб". Однако не стоит забывать о том, что Советскому Союзу в свое время пришлось дорого заплатить за достижение паритета, и, однажды лишившись паритета, мы рискуем потерять его навсегда.

Как бы то ни было, сегодня неясно, каким образом, ратифицировав СНВ-2, Россия сможет добиться заключения Договора СНВ-3, не делая серьезных уступок по существу этого договора или в области противоракетной обороны. То есть не совсем понятно, с какой целью Государственная Дума будет голосовать за СНВ-2. Конечно, ратификация позволит несколько улучшить отношения с США, но лишь ненадолго - до тех пор, пока не проявится в полной мере глубина противоречий в позициях России и Соединенных Штатов по вопросам СНВ-3 и, самое главное, по Договору 1972 г. Долгосрочным же интересам России будет нанесен если не непоправимый, то весьма значительный ущерб.

Альтернатива ратификации СНВ-2 существует. Это договоренность с администрацией США об отзыве договора из Госдумы и сената, незамедлительное заключение рамочного соглашения о параметрах нового договора о сокращении наступательных вооружений. Рамочное соглашение должно основываться на положениях СНВ-1, а не на СНВ-2, предусматривать сокращение стратегических арсеналов до уровня в 1000-1500 боезарядов, ликвидацию "возвратного потенциала", договоренность о ликвидации сокращаемых боезарядов. Переговоры о заключении нового договора должны начаться незамедлительно и заменить собой ведущиеся сегодня "консультации" по СНВ-3, которые стали заложником безнадежного процесса СНВ-2 и не имеют никакого шанса на успех. При этом не нужно бояться того, что предложение о прекращении СНВ-2 вызовет негативную реакцию в США. Пространство для компромиссов сегодня еще есть, и если это предложение будет частью продуманного плана, то США вполне смогут его принять.

Вне всякого сомнения, реализация подобной, как и любой другой разумной альтернативы ратификации СНВ-2 потребует решительных действий. Но стороны уже давно исчерпали лимит нерешительности и конформизма в области ядерного разоружения. Россия в отличие от США не может позволить себе совершения ошибок, подобных ратификации СНВ-2, неизбежно ведущих к развалу всего разоруженческого процесса. Именно поэтому Москва должна взять на себя инициативу в поисках выхода из тупика, в котором сегодня оказался процесс сокращения ядерных вооружений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1578
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
3099
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2591
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2299

Другие новости