0
2189
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

28.01.2000 00:00:00

Слагаемые контртеррористической операции

Иван Воробьев

Об авторе: Иван Николаевич Воробьев - доктор военных наук, профессор.
Валерий Александрович Киселев - доктор военных наук.

Тэги: Чечня, контртеррористическая, операция, Дагестан


КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ операция, проведенная в Дагестане и Чечне, является общевойсковой по форме и специальной по содержанию. Ее сущность можно определить так - это специальные спланированные по цели, месту и времени действия соединений, частей и подразделений разноведомственных силовых структур РФ по предотвращению террористических и диверсионных акций экстремистов и разгрому их формирований, баз и центров подготовки диверсантов, пунктов управления и узлов связи с одновременной изоляцией зоны боевых действий от притока боевиков, оружия и материальных средств из-за рубежа.

Эта операция по своему пространственному размаху оказалась соизмеримой с общевойсковой (корпусной и даже армейской) операцией. Так, зона активных боевых действий в Дагестане ("Кадарская зона") охватила до 4 тыс. кв. км, а в Чечне всю территорию республики - до 100 км по фронту и 150 км в глубину. Соизмерим с общевойсковой операцией был и численный состав Объединенной группировки войск (ОГВ).

Специальные действия (СД) в контртеррористической операции можно условно разделить на следующие виды: противодиверсионные, противоразведывательные, противопартизанские, информационно-психологические, поисково-спасательные, по обеспечению внутренней безопасности граждан России и иностранных государств, защиты их собственности и прав.

Противодиверсионные СД направлены на то, чтобы не допустить проникновения диверсионных отрядов и групп незаконных вооруженных формирований (НВФ) в тыл действующей армии и в глубь территории России, обезвредить их, предотвратить нарушение управления войсками, работу органов тыла, снабжение войск, функционирование коммуникаций. Главную роль в решении этих задач играют внутренние войска МВД и органы ФСБ.

Противоразведывательные СД имеют целью лишить НВФ получения сведений о положении и состоянии федеральных войск, планах и замыслах командования, местах расположения пунктов управления, узлов связи, тыловых частей и учреждений. Важную роль здесь играет служба РЭБ, радиоперехваты, маскировочные мероприятия по введению в заблуждение противника. Противопартизанские СД направлены на то, чтобы лишить НВФ возможности действовать в тылу Объединенной группировки войск: совершать налеты на блокпосты, патрули, пункты управления, воинские колонны, тыловые объекты, коммуникации; устраивать засады; на путях передвижения подразделений устанавливать минные заграждения на дорогах, в населенных пунктах; захватывать заложников; устраивать поджоги, подрывы сооружений.

Информационно-психологические СД имеют особое значение в обеспечении успеха контртеррористической операции. В отличие от первой чеченской военной кампании они организованы федеральными органами достаточно умело. Этому способствует централизация руководства информационно-психологической борьбы, знание сильных и слабых сторон НВФ, противодействие их лживой пропаганде, разоблачение в глазах населения и военнослужащих их губительной политики, показ подлинной сущности и бесперспективности террористической борьбы, ее пагубных последствий для народа.

Поисково-спасательные СД имеют целью розыск и возвращение в расположение своих войск или другое безопасное место военнослужащих России, а также других граждан РФ, попавших в плен, захваченных в качестве заложников в районе вооруженного конфликта, пропавших без вести или оказавшихся в тылу НВФ по различным причинам.

В Чечне при проведении операции имели место специальные действия по обеспечению внутренней безопасности граждан России и иностранных государств, защите их собственности и прав. Это проявляется в восстановлении в освобожденных от боевиков районах конституционного строя, налаживании нарушенного в ходе боевых действий быта населения, нормальной жизнедеятельности, работы транспорта, школ, поликлиник, больниц, административных учреждений.

Обеспечивающие СД направлены на оказание гуманитарной помощи населению в освобожденных от боевиков районах, ликвидацию стихийных бедствий, осуществление карантинных мероприятий, разминирование местности, зачистку населенных пунктов от бандитов.

Немало трудностей было в организации и планировании контртеррористической операции, которые осуществлялись согласно директивам Генерального штаба ВС РФ, директивам (приказам) органов управления, других силовых ведомств.

Хотя в целом созданная система управления операцией обеспечила выполнение задач, однако выявилось и немало недостатков, особенно в координации действий органов управления различных силовых структур. Сказывалось несоответствие нормативно-правовой базы обеспечения совместного применения ВС, других войск и органов; отсутствие единых систем управления и обеспечения войск; отсутствие согласованного централизованного и децентрализованного планирования применения войск (сил) и органов к совместным действиям. В ходе контртеррористической операции это проявилось в недостаточной слаженности работы органов управления, созданных из представителей разноведомственных оперативных групп (ВС, МВД, ФПС, ФСБ, ФАПСИ и др.). Обмен разведывательной информацией между органами управления силовых структур происходил нерегулярно. Существенные недостатки имели место в инженерном, тыловом и техническом обеспечении частей разноведомственных структур.

Вооруженные силы РФ, выполняющие задачи в разрешении внутреннего вооруженного конфликта, продолжают оставаться заложником несовершенства законодательно-правового обеспечения, поскольку ни в одном из документов военного пакета нет даже упоминания о возможном проведении войсками крупномасштабной контртеррористической операции, подобной той, что пришлось осуществлять силовым структурам в Дагестане и Чечне, не определены ее содержание и сущность. Исходя из этого возникает безотлагательная необходимость внести соответствующие дополнения в положения военной доктрины, Закона "Об обороне", Закона "О чрезвычайном положении", Закона "О военном положении", а также в Концепцию национальной безопасности РФ и другие законодательные акты. Становится очевидным, что в России нужна общегосударственная система мер противодействия терроризму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1075
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2962
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1662
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2025

Другие новости