0
2919
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

04.02.2000 00:00:00

Небоевые потери не уступают боевым


Рисунок Вадима Мисюка
ТО, ЧТО в течение 5-месячной войны не удалось сделать чеченским террористам, сделали, как это ни кощунственно звучит, своими же руками российские солдаты срочной службы. В ночь с 29 на 30 января на военном аэродроме в Ахтубинске (Астраханская область) за час сгорело 3 бомбардировщика Су-24М, именно те, что готовились к вылету на выполнение боевого задания в Чечню. Потери бомбардировщиков на аэродроме сравнялись с количеством сбитых самолетов в ходе боев. Водитель теплового автомобиля рядовой Сергей Сафронов, очищавший взлетно-посадочную полосу, по небрежности задел топливный бак самолета; поток керосина хлынул наружу. Под струей горячего воздуха возгорание произошло моментально. Никто не пострадал, но ущерб нанесен серьезный: по некоторым оценкам, он составил от 40 до 60 млн. долл. Расследование обстоятельств случившегося ведут две комиссии: одна из Генерального штаба, другая из Главного штаба ВВС. Возбуждено уголовное дело, устанавливаются истинные причины серьезного происшествия.

Почти одновременно в Северном море произошла трагедия, унесшая жизни двух офицеров. Умудренные, казалось бы, жизненным и служебным опытом старший помощник командира атомной подводной лодки капитан 2 ранга Андрей Гуминиченко и командир минно-торпедной боевой части капитан 3 ранга Владимир Гарцев в аварийном порядке вышли на верхнюю палубу, чтобы устранить неисправность швартового оборудования, и были моментально смыты крутой морской волной. Офицеры погибли от переохлаждения, поиски Андрея Гуминиченко не дали результатов.

Еще одна трагедия произошла в те же дни на другом конце России, в Калининградской области. Рядовой Олег Проценко, вооруженный автоматом Калашникова, самовольно покинул пограничную заставу на границе с Польшей и отправился на разбой. Проценко расстрелял пять пассажиров, находившихся в автомобиле "Опель", а затем застрелился сам. Возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

31 января первый заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Валерий Манилов заявил, что боевые потери в Чечне за выходные дни были минимальными, что, видимо, надо понимать традиционно - двое-трое убитых. Однако небоевые потери за линией чеченского фронта в те же дни оказались почти такими же. К сожалению, число невосполнимых потерь в условиях обычной воинской службы и боевой обстановки сравнялось.

Об этом не любят говорить в Министерстве обороны и любом другом силовом ведомстве. Побеги солдат с оружием стали настолько рядовым явлением, что и СМИ на каждый отдельный случай реагируют уже вяло. В их поле зрения, как правило, попадают лишь те происшествия, которые вызвали значительную гибель людей.

Главной военной прокуратурой за последние годы накоплена неутешительная статистика гибели военнослужащих в результате трагических случаев. В 1997 г. по этой причине ушло из жизни свыше 1100 человек, примерно столько же в 1998 г. В минувшем году наметилась незначительная тенденция к снижению небоевых потерь, но без них не проходит и дня: ежедневно Российская армия теряет 2-3 военнослужащих. Анализ причин и условий несчастных случаев показывает следующее. Пострадавшие в силу личной неосторожности, недисциплинированности и самонадеянности допускают нарушения правил техники безопасности при выполнении определенных работ и упражнений. А этим нарушениям зачастую способствуют отсутствие материальной базы и надлежащего контроля со стороны соответствующих должностных лиц.

Министр обороны маршал Игорь Сергеев назвал отсутствие должной воинской дисциплины и недостаточность воспитательной работы основными причинами, приводящими к несчастным случаям. В одном из своих последних выступлений он отметил, что в Чечне значительная часть военнослужащих гибнет не в результате непосредственного огневого соприкосновения, а вследствие неосторожного обращения с оружием, нарушения мер безопасности, несчастных случаев и т.п.

Еще несколько цифр, связанных с небоевыми потерями в Российской армии. Случаи суицида в армии сегодня стали обычным явлением. 300 (!) таких смертей в год - и число их продолжает расти. Причины, толкающие военнослужащих к самоубийству, различны: у офицеров и прапорщиков - это несправедливость в решении служебных вопросов, социально-бытовая неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, пьянство, семейные конфликты. Призывной контингент вынужден терпеть глумления и издевательства, жить в тяжелой морально-психологической обстановке, в условиях повышенных физических нагрузок, связанных с неукомплектованностью личным составом воинских частей.

К числу первоочередных причин, связанных с гибелью военнослужащих, относится резкая смена командного состава. Молодые офицеры, стремительно продвигающиеся по служебной лестнице вследствие массового ухода среднего звена со службы в Вооруженных силах, не имеют достаточного опыта работы. Существенно снизился уровень профессиональной подготовки офицеров полкового звена, особенно командиров подразделений, имеющих непосредственные контакты с большими группами военнослужащих. Многие из них не имеют твердых знаний о материальной части вооружения и техники, не владеют правилами их безопасной эксплуатации.

Ухудшаются, по данным военной прокуратуры, и показатели физического и интеллектуального развития призывников. Многие из них просто малограмотны, значительная часть - из неблагополучных семей. Алкоголизм и наркомания стали повседневными явлениями. Из военнослужащих, погибших в мирное время, смерть каждого десятого наступила из-за болезни. Это еще одна статистическая строка небоевых потерь в Российской армии.

В советские времена в Вооруженных силах, численность которых составляла около 4 млн. человек, в мирное время ежедневно погибало около 10 военнослужащих. Сегодня Вооруженные силы и другие войска сокращены почти в два раза, а небоевые потери остались на прежнем уровне.

Военные ведомства хотели бы свести суть проблемы к личной недисциплинированности погибших в мирное время. Но как же быть с результатами военной реформы, которая, согласно официальным заявлениям, ведется уже третий год? Ведь одна из целей ее осуществления и заключается как раз в том, чтобы сделать военную службу безопасной, особенно в мирных условиях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Рыночная ипотека до сих пор под негласным запретом

Рыночная ипотека до сих пор под негласным запретом

Анастасия Башкатова

Решение квартирного вопроса для многих семей откладывается

0
488
Угольный сектор ждет консолидация

Угольный сектор ждет консолидация

Ольга Соловьева

На грани банкротства может оказаться 40% предприятий отрасли

0
590
В Италии начали реформу тюремной системы

В Италии начали реформу тюремной системы

Александр Тараканов

Приговор больше не будет зависеть от наличия или отсутствия свободных мест за решеткой

0
418
Камбоджа и Таиланд пошли на мировую

Камбоджа и Таиланд пошли на мировую

Надежда Мельникова

Усилиями США и Малайзии стороны договорились о прекращении огня

0
444

Другие новости