0
1874
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

04.02.2000 00:00:00

Роль армейской авиации возрастает


Ми-24 атакует.
Фото из каталога "Оружие России", т. II
В КОНТРТЕР-
РОРИСТИЧЕСКОЙ операции в Чечне армейская авиация демонстрирует высокую эффективность. Приданные войскам вертолетные подразделения вместе с артиллерией и самолетами ВВС решали и решают, как правило, от 70 до 90% всех огневых задач. При этом доля участия в них вертолетов составляет порой почти половину. По сравнению с прошлой чеченской кампанией 1994-1996 гг. армейская авиация играет более значимую роль, ее применение стало более целенаправленным, группировка боевых и транспортных вертолетов увеличена, изменились тактика и формы взаимодействия тактической авиации с сухопутными войсками.

Как правило, вертолетчики действуют в составе авиационной тактической группы (АТГ), которая придается наземным подразделениям. АТГ (2-4 ударных Ми-24 и 1-2 военно-транспортных Ми-8) обычно выполняет задачи в интересах полка, рядом с командиром которого постоянно находится авианаводчик (чаще всего офицер боевого управления авиации Сухопутных войск). Между тем специалисты отмечают необходимость иметь авианаводчиков в звене "батальон-рота", поскольку АТГ решает точечные задачи на направлениях наступления этих подразделений. Например, в армиях стран НАТО авианаводчик имеется в каждой роте.

В научных разработках ведущих ученых Российской армии предлагается иметь авианаводчика в каждом вертолетном звене (4 вертолета). Эта должность, по мнению экспертов, должна быть штатной, а подготовкой авианаводчиков должны заниматься созданные для решения этой проблемы учебные структуры Министерства обороны РФ.

Командиры вертолетов отмечают общую слабую подготовку авианаводчиков. Это в какой-то мере компенсируется участием в АТГ транспортных вертолетов. Экипажи Ми-8, наблюдая за воздушным боем со стороны, подают более точные целеуказания "работающим" по переднему краю экипажам Ми-24. Транспортники необходимы в АТГ также для того, чтобы минимизировать потери в случае непредвиденных обстоятельств (аварии, вынужденные посадки, падение боевых вертолетов и т.п.).

Между тем пары Ми-24 занимались и занимаются так называемой свободной охотой, при которой участие транспортников не предусмотрено. По некоторым данным, из всех боевых вылетов одна треть приходится на свободную охоту - разведать и уничтожить огневую позицию, колонну бронемашин, склад горюче-смазочных материалов или боеприпасов, мини-завод по переработке нефтепродуктов и т.п. Вертолетчики подчеркивают, что цели уничтожаются лишь в том случае, когда есть 100-процентная уверенность, что там только боевики и нет мирных жителей. В последнее время количество вылетов на свободную охоту экипажами Ми-24 уменьшилось. Это связано с тем, что основные цели боевиков (от 80 до 90%) уже разведаны и уничтожены.

В качестве подразделений поддержки пары и звенья Ми-24 участвуют в сопровождении и высадке с Ми-8 тактических воздушных десантов и обеспечивают безопасность доставки на транспортных вертолетах материальных средств и боеприпасов в горы. Эти задачи для вертолетчиков являются в настоящее время основными, поскольку бои на равнинной местности почти закончены, а в горах высажены многочисленные контингенты личного состава (до 5 тыс. военнослужащих), которые заняли круговую оборону на господствующих высотах и действуют автономно. Это требует доставки значительного объема продовольствия, боеприпасов и других материальных ресурсов. Ми-24 также участвуют в создании завалов и зон разрушений на участках дороги Итум-Кале-Шатили.

В полете большинство авиаторов ориентируется по старинке, по приметам и рельефу местности. Лишь на пяти военно-транспортных вертолетах Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, которые ранее действовали в составе авиационной группировки ООН в Анголе, есть аппаратура топопривязки GPS, которая значительно повышает оперативность и эффективность выполнения боевых задач, в том числе и в ночных условиях.

Определенную проблему создает и то обстоятельство, что на многих вертолетах осталась незасекреченная связь, которая позволяет боевикам вести прослушивание авиационных радиочастот и проводить целенаправленные действия против АТГ (ложные наводка, целеуказания, направления в засады и в зоны интенсивной ПВО и т.п.).

Как говорят сами вертолетчики, эффективность ремонтных авиационных подразделений весьма высока, а боевые и транспортные вертолеты Ми-24 и

Ми-8 достаточно живучи. Порой на некоторых из них бывает до 20-30 залатанных пробоин, но машины после ремонта успешно действуют в боевом строю.

Специалисты отмечают, что некоторые общевойсковые командиры имеют слабое представление о том, как правильно применять боевую авиационную технику в бою. Порой вертолетчики после выполнения огневых задач неоправданно долго находятся в зоне боевых действий, а это ведет к повышению вероятности выхода вертолетов из строя. Расчеты показывают, что удельный вес вертолетных экипажей на единицу общевойсковых подразделений отстает от требуемых норм. В результате повышается интенсивность полетов. В среднем каждый вертолетчик за три месяца боев "отлетал" годовую норму.

По-прежнему довольно острой остается проблема замены вертолетного парка на более новый, требуются ресурсы на хорошую ремонтную базу и запчасти. Отдельный вопрос - организация взаимодействия в бою и подготовка соответствующих специалистов. Тревогу вызывает то, что с каждым годом средний возраст офицера-вертолетчика увеличивается. Молодые летчики - выпускники военных училищ не имеют необходимых летных навыков, а их подготовка в частях оставляет желать лучшего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
953
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
865
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1596
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
738

Другие новости