0
2026
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

04.02.2000 00:00:00

Роль армейской авиации возрастает


Ми-24 атакует.
Фото из каталога "Оружие России", т. II
В КОНТРТЕР-
РОРИСТИЧЕСКОЙ операции в Чечне армейская авиация демонстрирует высокую эффективность. Приданные войскам вертолетные подразделения вместе с артиллерией и самолетами ВВС решали и решают, как правило, от 70 до 90% всех огневых задач. При этом доля участия в них вертолетов составляет порой почти половину. По сравнению с прошлой чеченской кампанией 1994-1996 гг. армейская авиация играет более значимую роль, ее применение стало более целенаправленным, группировка боевых и транспортных вертолетов увеличена, изменились тактика и формы взаимодействия тактической авиации с сухопутными войсками.

Как правило, вертолетчики действуют в составе авиационной тактической группы (АТГ), которая придается наземным подразделениям. АТГ (2-4 ударных Ми-24 и 1-2 военно-транспортных Ми-8) обычно выполняет задачи в интересах полка, рядом с командиром которого постоянно находится авианаводчик (чаще всего офицер боевого управления авиации Сухопутных войск). Между тем специалисты отмечают необходимость иметь авианаводчиков в звене "батальон-рота", поскольку АТГ решает точечные задачи на направлениях наступления этих подразделений. Например, в армиях стран НАТО авианаводчик имеется в каждой роте.

В научных разработках ведущих ученых Российской армии предлагается иметь авианаводчика в каждом вертолетном звене (4 вертолета). Эта должность, по мнению экспертов, должна быть штатной, а подготовкой авианаводчиков должны заниматься созданные для решения этой проблемы учебные структуры Министерства обороны РФ.

Командиры вертолетов отмечают общую слабую подготовку авианаводчиков. Это в какой-то мере компенсируется участием в АТГ транспортных вертолетов. Экипажи Ми-8, наблюдая за воздушным боем со стороны, подают более точные целеуказания "работающим" по переднему краю экипажам Ми-24. Транспортники необходимы в АТГ также для того, чтобы минимизировать потери в случае непредвиденных обстоятельств (аварии, вынужденные посадки, падение боевых вертолетов и т.п.).

Между тем пары Ми-24 занимались и занимаются так называемой свободной охотой, при которой участие транспортников не предусмотрено. По некоторым данным, из всех боевых вылетов одна треть приходится на свободную охоту - разведать и уничтожить огневую позицию, колонну бронемашин, склад горюче-смазочных материалов или боеприпасов, мини-завод по переработке нефтепродуктов и т.п. Вертолетчики подчеркивают, что цели уничтожаются лишь в том случае, когда есть 100-процентная уверенность, что там только боевики и нет мирных жителей. В последнее время количество вылетов на свободную охоту экипажами Ми-24 уменьшилось. Это связано с тем, что основные цели боевиков (от 80 до 90%) уже разведаны и уничтожены.

В качестве подразделений поддержки пары и звенья Ми-24 участвуют в сопровождении и высадке с Ми-8 тактических воздушных десантов и обеспечивают безопасность доставки на транспортных вертолетах материальных средств и боеприпасов в горы. Эти задачи для вертолетчиков являются в настоящее время основными, поскольку бои на равнинной местности почти закончены, а в горах высажены многочисленные контингенты личного состава (до 5 тыс. военнослужащих), которые заняли круговую оборону на господствующих высотах и действуют автономно. Это требует доставки значительного объема продовольствия, боеприпасов и других материальных ресурсов. Ми-24 также участвуют в создании завалов и зон разрушений на участках дороги Итум-Кале-Шатили.

В полете большинство авиаторов ориентируется по старинке, по приметам и рельефу местности. Лишь на пяти военно-транспортных вертолетах Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, которые ранее действовали в составе авиационной группировки ООН в Анголе, есть аппаратура топопривязки GPS, которая значительно повышает оперативность и эффективность выполнения боевых задач, в том числе и в ночных условиях.

Определенную проблему создает и то обстоятельство, что на многих вертолетах осталась незасекреченная связь, которая позволяет боевикам вести прослушивание авиационных радиочастот и проводить целенаправленные действия против АТГ (ложные наводка, целеуказания, направления в засады и в зоны интенсивной ПВО и т.п.).

Как говорят сами вертолетчики, эффективность ремонтных авиационных подразделений весьма высока, а боевые и транспортные вертолеты Ми-24 и

Ми-8 достаточно живучи. Порой на некоторых из них бывает до 20-30 залатанных пробоин, но машины после ремонта успешно действуют в боевом строю.

Специалисты отмечают, что некоторые общевойсковые командиры имеют слабое представление о том, как правильно применять боевую авиационную технику в бою. Порой вертолетчики после выполнения огневых задач неоправданно долго находятся в зоне боевых действий, а это ведет к повышению вероятности выхода вертолетов из строя. Расчеты показывают, что удельный вес вертолетных экипажей на единицу общевойсковых подразделений отстает от требуемых норм. В результате повышается интенсивность полетов. В среднем каждый вертолетчик за три месяца боев "отлетал" годовую норму.

По-прежнему довольно острой остается проблема замены вертолетного парка на более новый, требуются ресурсы на хорошую ремонтную базу и запчасти. Отдельный вопрос - организация взаимодействия в бою и подготовка соответствующих специалистов. Тревогу вызывает то, что с каждым годом средний возраст офицера-вертолетчика увеличивается. Молодые летчики - выпускники военных училищ не имеют необходимых летных навыков, а их подготовка в частях оставляет желать лучшего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

0
1032
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
1379
Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Дарья Гармоненко

Лидер эсэров возобновил поездки по потенциально успешным предвыборным регионам

0
1353
Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Михаил Сергеев

Льготные кредиты с апреля будут доступны для покупки жилья на вторичном рынке

0
1497

Другие новости