0
2210
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

11.02.2000 00:00:00

Уходить из Таджикистана нельзя

Валерий Попов

Об авторе: Валерий Анатольевич Попов - начальник оперативного отдела штаба Пограничной группы ФПС РФ в Республике Таджикистан, полковник.


Пограничное подразделение на БТРах патрулирует неспокойный участок.
Фото ИТАР-ТАСС
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ деятельность Пограничной группы (ПГ) ФПС России в Республике Таджикистан в течение прошлого года проходила в сложной, напряженной обстановке. Одним из главных факторов, влияющих на развитие ситуации, являлось продолжение военно-политического противостояния в соседнем Афганистане между формированиями движения "Талибан" (ДТ) и подразделениями антиталибской коалиции (АТК). В 1999 г. талибы планировали взять под свой контроль провинции Кундуз и Тахар и тем самым перекрыть каналы поступления военной и иной помощи силами АТК. После этого они, во взаимодействии с читральской группировкой ДТ, дислоцированной в Северо-западной пограничной провинции Пакистана, намеревались нанести решительный удар по истощенным подразделениям АТК и распространить свое влияние на всю провинцию Бадахшан, оплот антиталибовских сил на северо-востоке страны.

В результате августовского наступления талибам вновь, как и в 1998 г., удалось на непродолжительное время выйти к отдельным участкам таджикско-афганской границы против участка Пянджского пограничного отряда. Спасаясь от расправы исламских фундаменталистов, в афганское приграничье устремились массы беженцев численностью до 300 тыс. человек, которые при дальнейшем обострении ситуации собирались перейти государственную границу Таджикистана. Несмотря на все трудности, силы северного альянса сдержали натиск превосходящего противника; перехватив инициативу, восстановили свои позиции и нанесли дерзкий ответный контрудар. Бои постепенно переместились в центральные и восточные провинции Афганистана. С наступлением холодов горные перевалы оказались перекрытыми, вследствие чего активность боевых действий снизилась.

Все мероприятия, предпринятые в прошлом году мировым сообществом по организации мирных переговоров между руководством правительственного альянса и движения "Талибан" и прекращению боевых действий, успеха не принесли. Противоборствующие группировки по-прежнему намерены решительно использовать силовые методы в отстаивании своих позиций. Так, даже в холодное время, не прекращаются боевые действия на центральном направлении в провинции Кунар и в северных провинциях Джаузджан, Саманган, Балх. Кроме того, боестолкновения происходят на западе страны в провинциях Фарах и Гор, в зонах традиционного проживания хазарейских племен нагорья Хазараджат.

В настоящее время отмечаются боестолкновения между группировками на кундузском направлении, против участка ПГ ФПС России.

С наступлением теплого времени года следует ожидать возобновления боевых действий. Талибы будут по-прежнему пытаться захватить приграничные с Таджикистаном уезды с целью воспрепятствования поставок помощи коалиционным силам. Другой их стратегической акцией является всемерное противодействие формированиям АТК, пытающимся укрыться на территории Таджикистана. В то же время можно с полной уверенностью сказать, что перенос боевых действий через государственную границу в ближайшие годы маловероятен ввиду ограниченных возможностей боевого потенциала талибов, что не исключает усиления провокаций и боестолкновений на государственной границе.

В такой ситуации самым разумным вариантом было бы расширение военной и экономической помощи силам АТК со стороны государств Средней Азии и России. Тем более что формирования АТК, несмотря на предельно ограниченные ресурсы, уже неоднократно на практике подтверждали свой высокий боевой потенциал. Создание и материальная поддержка на севере Афганистана санитарного кордона из лояльно настроенных и этнически близких народов обошлось бы странам СНГ гораздо меньшей ценой, чем непосредственный контакт с непримиримыми исламскими фундаменталистами. Хорошим примером здесь может служить Пакистан, практикующий такую политику в отношении своего неспокойного соседа уже не одно десятилетие.

Серьезную угрозу безопасности границы также несут экстремистские исламские центры, сосредоточенные в афганских провинциях Балх и Кундуз. Ими руководит лидер Исламского движения Узбекистана Тахир Юлдашев. Действия узбекских исламистов направлены на проведение диверсионно-террористической деятельности с целью подрыва государственных устоев республик Средней Азии.


НАРКОЭКСПАНСИЯ

Благодаря реализации межтаджикских договоренностей о мире и национальном согласии в стране, напряженность вооруженного противостояния существенно снизилась. Стало спокойнее и на границе. Но решающим фактором обстановки на таджико-афганской границе по-прежнему остается высокая активность преступных группировок, предпринимающих регулярные попытки контрабандной переправы наркотических веществ из Афганистана в Таджикистан, далее - в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Сегодня на первый план выдвинулась борьба с транснациональными наркомафиозными группировками, занятыми в сфере транзита наркотических средств и оружия через границу Таджикистана. Анализ складывающейся ситуации показывает, что в настоящее время Таджикистан стал объектом экспансии международного наркобизнеса и рассматривается как основной перевалочный пункт транспортировки наркотиков в другие страны. При этом вырученные денежные средства от реализации наркотиков используются для приобретения боевой техники, оружия и боеприпасов с целью продолжения вооруженного противостояния в Афганистане.

По имеющимся у нас данным, основные базы по выращиванию растений, содержащих наркотические вещества, и их переработке сосредоточены в южных и центральных провинциях Афганистана, таких, как Кандагар, Нангархар, Баглан и Кунар. Значительное количество наркотического сырья также выращивается и перерабатывается в приграничных с Республикой Таджикистан провинциях Кундуз, Тахар, Саманган. По оценкам экспертов, выращенный в Исламском государстве Афганистан в 1999 г. урожай опийного мака позволяет произвести до 350 тонн героина. Предназначенные для переправки в Таджикистан наркотические вещества концентрируются на основных базах в Кундузе, Талукане, Файзабаде, откуда распределяются по приграничным районам для контрабандного вывоза небольшими партиями через границу Таджикистана и далее в страны СНГ.

Серьезную поддержку наркокартелям оказывает простое население. В столь сложной социально-экономической ситуации многие жители приграничных районов поставлены перед альтернативой: либо умирать с голоду, либо идти в услужение к наркодельцам. Поэтому у преступных группировок нет проблем, связанных с пополнением "кадрами".

В контрабанде наркотиков и оружия через государственную границу "лидируют" все же граждане Афганистана. Это обусловлено присутствием на территории Таджикистана значительной диаспоры афганских граждан, а также наличием тесных родственных связей с населением приграничных районов сопредельных государств.

Заниматься выращиванием наркотиков многим афганцам приходится по необходимости. Зелье меняется на продовольствие и товары широкого потребления, поставка которых в Афганистан находится под контролем организованной преступности. По нашим оценкам, установление на сопредельной территории стабильности, восстановление там нормальных товарно-денежных отношений, практически отсутствующих на сегодняшний день, осуществление контроля государственными структурами внешней торговли позволило бы снизить производство наркотиков в Афганистане на 25-30%. Поэтому прекращение гражданской войны в этой стране может решить многие проблемы, стоящие перед центральноазиатскими странами СНГ.

Пока же мы вынуждены бороться только со следствиями. Делать это тем более сложно, поскольку тактика действий контрабандистов постоянно меняется. Ими изыскиваются все более надежные способы и методы нелегального перехода через границу. Так, известны случаи, когда наркокурьеры для оповещения о приближении пограничников к месту переправы контрабанды использовали специально обученных собак. Также к наркоконтрабандной деятельности широко привлекаются подростки, на которых, как известно, не распространяется юридическая ответственность.

По оценкам специалистов, до 60% всех наркотиков, поступающих в Россию, произведены именно в Афганистане. Поэтому непринятие государством срочных и решительных мер, направленных на укрепление южных границ как самой России, так и центральноазиатских государств с целью перехвата основных наркопотоков, может привести страну и все российское общество к тяжелым, необратимым последствиям.


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

В системе охраны границы Таджикистана серьезно сказывается острая нехватка технических средств, крайне ограничены лимиты горючего. Все это на фоне недостаточного финансирования и ухудшения физического и интеллектуального уровней призывного контингента не позволяет Пограничной группе в полной мере использовать имеющиеся потенциальные возможности. Однако, несмотря на трудности и лишения, российские пограничники, делают все возможное для того, чтобы максимально ограничить проникновение через границу смертоносного зелья.

В течение всего 1999 г. на участке таджико-афганской границы, охраняемом российскими пограничниками, сохранялась высокая активность преступных группировок. При этом выявлена серьезная закономерность деятельности наркоструктур, которая характеризуется постоянным совершенствованием ими организационно-технического обеспечения при нарушении границы. Наркопереправы становятся все более дерзкими и все чаще сопровождаются огневым прикрытием как с афганской, так и таджикской территории. На сегодняшний день нами выявлено более 100 наркогруппировок, объединяющих до 2500 человек. Только по нашим данным, против участка Пограничной группы в настоящее время сконцентрировано до 22 тонн наркотиков, предназначенных для переправки в Республику Таджикистан. Особую активность наркокартели предпринимают на Кулябском и Курган-Тюбинском направлениях Хатлонской области, где, судя по всему, сосредоточено до 70% наркотиков. Существенные силы наркодельцов также сосредоточены на направлении Горно-Бадахшанской области.

В 1999 г. российские пограничники сумели в ходе боестолкновений задержать и обезвредить две крупнейшие партии героина: 109,6 кг на участке Московского пограничного отряда (31 июля) и 138,5 кг на участке Пянджского пограничного отряда (4 октября). Это первые в истории ПГ ФПС России в Таджикистане случаи столь весомого успеха. Всего же было обнаружено и изъято 508,9 кг наркотических средств, из которых героин составил 70%, или 384, 2 кг. Для изготовления 1 кг героина требуется 10-15 кг опия-сырца. В пересчете на наркотики растительного происхождения в 1999 г. российские пограничники задержали почти 4 тонны наркозелья. Этот показатель значительно превышает результаты любого года. Кроме того, российские пограничники задержали 202 нарушителя границы. Пограничные наряды 35 раз подвергались обстрелам и 29 раз вступали в боестолкновения.

За мужество и героизм, проявленные при охране государственной границы, свыше 1200 военнослужащих ПГ ФПС РФ в Таджикистане награждено государственными и ведомственными наградами. Особенностью служебно-боевой деятельности соединений и частей в 1999 г. стал полный переход от обороны государственной границы к ее охране. Это говорит о стабилизации и взятии под контроль военно-политической ситуации в регионе и происходящих там политических процессов.

Сегодня все понимают, что вытеснить из республики установившуюся в стране государственную власть и поддерживающих ее стабильность российских пограничников, 201-ю дивизию, одним только силовым давлением уже не получится. Поэтому, стремясь запугать российских пограничников и сломить их волю, бандиты прибегают к террору. В результате тщательно спланированных террористических акций от их рук в последние месяцы погибли два наших офицера - подполковник Зуев и майор Корнеев.

Главной причиной дестабилизации факторов остается высокая криминогенная обстановка как в приграничных, так и в центральных районах Таджикистана. Криминализацию провоцируют постоянное снижение уровня жизни основной массы населения, неуклонный рост безработицы.

Граждане Таджикистана в ПГ составляют сегодня 13% численности всего офицерского состава, 24% прапорщиков и абсолютное большинство сержантов и солдат по призыву. Именно острая нехватка офицеров и прапорщиков из таджиков сильно затрудняет работу командиров с военнослужащими по призыву. К тому же нельзя не учитывать родственные связи и местные традиции, которые также сильно сказываются на служебно-боевой деятельности, существенно облегчая преступным группировкам поиск пособников и соучастников своих противозаконных действий. Бандиты предпринимают активные попытки вовлечения военнослужащих таджикской национальности в преступную деятельность, используя для достижения своих целей различные способы, в том числе и запугивание.

В связи со всем этим говорить о частичном или полном выводе российских пограничников и 201-й дивизии с территории Республики Таджикистан в ближайшие годы преждевременно. Тем более что в силу организационно-штатных проблем силовые структуры этого государства еще окончательно не сформированы, а боевая и служебно-тактическая подготовка таджикских пограничников недостаточна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1732
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1791
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1453
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1221

Другие новости