ОДИННАДЦАТОГО февраля боевые самолеты военно-воздушных сил США и Великобритании нанесли очередной удар по северным территориям Ирака. Как всегда, у каждой из сторон своя интерпретация причин бомбежек. По данным иракской стороны, американские самолеты подвергли ничем не мотивированной бомбардировке "гражданские и служебные" объекты; в результате пострадали мирные жители. Согласно заявлению американских военных, удар стал ответом на обстрел самолетов из зенитных средств иракской армии в районе города Мосул.
С 1991 г. авиация США и Великобритании осуществляет патрулирование установленных так называемых бесполетных зон для защиты курдских территорий на севере и мусульман-шиитов на юге от возможного нападения иракской армии. Официальным Багдадом эти зоны не признаны.
С момента окончания в 1991 г. войны в зоне Персидского залива объединенная англо-американская авиационная группировка практически еженедельно наносит ракетно-бомбовые удары по объектам на иракской территории. Их цель - устранение Саддама Хусейна, мешающего, по мнению Вашингтона и Лондона, перераспределению сфер влияния на Ближнем Востоке и установлению контроля над запасами нефти этого богатейшего региона мира. Бомбардировки усилились после того, как в декабре 1998 г. Багдад отказался соблюдать санкции, введенные против Ирака Западом. Согласно официальным данным, только в 1999 г. совершено более 16 тыс. самолето-вылетов, в ходе которых применено свыше 1 тыс. ракет и управляемых авиабомб по 180 наземным объектам.
Удары наносятся по пунктам управления и узлам связи Вооруженных сил Ирака, средствам ПВО, хранилищам горюче-смазочных материалов, промышленным объектам, нефте- и газопроводам, жилым кварталам городов Мосул, Киркук, Эрбиль, Энасирия, Басра. Среди мирного населения имеются многочисленные жертвы.
Одновременно с мерами военного характера США стремятся к смене руководства Ирака с помощью оппозиции. Для этого Вашингтон намерен объединить все враждебные Саддаму Хусейну силы вокруг Иракского национального конгресса, финансируемого за счет американских налогоплательщиков. В конце прошлого года в Нью-Йорке государственный департамент США организовал встречу представителей иракских оппозиционных группировок. На ней были выработаны принципы объединения и избраны руководящие органы: Центральный совет с парламентскими функциями и Политический совет, полномочный принимать решения от имени всех партий. Есть данные о том, что фракции достигли договоренности по принципиальным вопросам тактики вооруженной борьбы против официального Багдада с территории Курдского автономного района Ирака.
Вместе с тем значительная часть шиитских и ряд суннитских антисаддамовских группировок (Верховный совет исламской революции в Ираке, Иракская исламская партия, Иракский демократический союз, Иракская социалистическая партия, Иракская коммунистическая партия) отказались от участия в вашингтонском форуме. Их принципиальная позиция заключается в неприятии каких-либо переговоров под эгидой США и отказе от американской помощи в борьбе с существующим режимом. Руководители группировок убеждены, что за так называемую помощь США потребуют затем расплачиваться природными ресурсами и предоставлением иракской территории для американских военных баз.
Противоречия между лидерами основных оппозиционных партий не позволяют Вашингтону рассчитывать в ближайшее время на создание единого антиправительственного фронта. Тем не менее администрация Клинтона намерена продолжать оказывать иракской оппозиции политическую и финансовую поддержку, участвовать в формировании так называемого иракского правительства в изгнании, развертывать дополнительные радио- и телецентры для психологического давления на Ирак. 100 млн. долл., выделенные оппозиции в рамках принятого в США "Закона об освобождении Ирака", направлены на создание альтернативных официальной администрации властных структур.
Белый дом проводит не только политические акции. При поддержке американских спецслужб в Кувейте, Саудовской Аравии и некоторых других странах Персидского залива обучаются боевики иракских антиправительственных группировок. Они предназначены для сбора разведывательной информации о частях иракской армии, проведения диверсий на промышленных объектах, объектах связи, транспортных коммуникациях. В их задачи входят также разрушение линий электропередачи, нападения на военные и полицейские патрули, совершение терактов в отношении представителей власти, ведение антиправительственной пропаганды, вербовка новых боевиков.
Активную помощь Центральному разведывательному управлению США в подрывной работе против Ирака оказывают спецслужбы Саудовской Аравии. Из всех ближайших соседей самую агрессивную и непримиримую позицию по отношению к Саддаму Хусейну занимает официальный Эль-Рияд, претендующий вместе с Израилем на роль регионального лидера.
На международной арене администрация США блокирует принятие Советом Безопасности ООН любых решений, способных кардинальным образом изменить положение вокруг Ирака. Белый дом настаивает на безоговорочном выполнении Багдадом всех резолюций СБ ООН, в том числе возобновлении деятельности в стране Спецкомиссии по разоружению Ирака в прежнем формате. Между тем в минувшую пятницу вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан во время встречи с российским послом заявил, что Багдад не собирается вновь пускать на свою территорию наблюдателей ООН. По словам вице-президента Ирака, Багдад больше не хочет принимать у себя так называемые наблюдательные комиссии, "под прикрытием которых работают шпионы".
В результате международных экономических санкций, введенных Советом Безопасности ООН против Ирака в 1991 г., в государстве наблюдается резкий спад промышленного производства и кризис финансовой системы. Ощущается острая нехватка продуктов питания, лекарственных средств и предметов первой необходимости. Из-за невозможности получения медицинской помощи смертность населения увеличилась почти в 20 раз. В 1999 г., согласно только официальной статистике, каждый месяц от болезней, вызванных блокадой, в Ираке умирали 9-10 тыс. человек, из них 6-6,5 тыс. детей в возрасте до пяти лет. Для сравнения - до операции "Буря в пустыне" детская смертность составляла в среднем 372 человека в месяц.
Рост смертности объясняется в том числе действиями Комитета ООН по санкциям, где решающую роль играют американцы и англичане. Комитет целенаправленно проводит курс на запрещение поставок в Ирак современной медицинской аппаратуры, витаминов и лекарственных препаратов.
Выполнение резолюции СБ ООН, разрешающей частичный экспорт нефти в обмен на закупки продовольствия и медикаментов, а также принятие Багдадом решения о создании свободной экономической зоны на юге Ирака не дают положительных результатов. Большая часть промышленных предприятий по-прежнему не работает, дефицит финансовых средств не дает правительству в полной мере воздействовать на негативные процессы в экономической и социальной сферах.
Таким образом, несмотря на декларируемое стремление следовать воле международного сообщества в отношении Ирака, практическая деятельность американского руководства направлена на создание условий для устранения Саддама Хусейна и приведения к власти проамериканского правительства. В ближайшей перспективе не исключено очередное усиление американо-иракской конфронтации, результатом которой может стать очередная силовая акция США и их союзниками против Ирака.