0
1101
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

03.03.2000 00:00:00

Я просто хотел их забыть...


Цель терактов всегда одна: вызвать страх и недоверие к властям, посеять панику в обществе, превратить людей в неуправляемую толпу и спровоцировать беспорядки. Именно на это делали ставку организаторы и исполнители взрывов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. С помощью терактов лидеры чеченских боевиков пытаются поставить Россию на колени.

В связи с возросшей угрозой терактов органами безопасности задействован целый комплекс оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Составной частью этих действий является выявление участников незаконных вооруженных формирований...

Повестке о призыве в армию Эдуард Попов обрадовался, как игрок, вытащивший в лотерее счастливый билет. И причина для радости была веской. Учась в Мичуринске, Попов с особой жестокостью расправился со своим преподавателем. Оперативно-следственная группа, прибывшая на место убийства, насчитала на теле несчастного около тридцати ножевых ранений.

Но Эдуарду повезло. Время шло, а никаких улик, указывающих на убийцу преподавателя, следствие не находило. Как в таких случаях говорят следователи - типичный "висяк". Постепенно и общественный резонанс, вызванный столь тяжким преступлением, сошел на нет. Тут и повестка подоспела. В общем, для Попова все складывалось как нельзя лучше.

Во время прохождения службы ему был предоставлен краткосрочный отпуск. Возвращаясь обратно в часть, Попов находился в изрядном подпитии. В тамбуре электрички у солдата произошла ссора с тремя парнями.

Помятый в драке, без документов, с кровоточащей раной головы, Попов добрался до Москвы и присел отдохнуть на автостоянке у Казанского вокзала. Здесь к нему подошли двое. Согласно показаниям Попова, неизвестные были в милицейской форме. Подошедшие спросили у солдата документы, предложили обработать рану и довезти до части. Ничего не подозревавший Попов согласился и сел в машину, где находился еще один неизвестный. Мнимые, как оказалось впоследствии, милиционеры предложили солдату таблетку якобы от головной боли. Очнулся Попов уже в поезде. Вагон, в котором он ехал со своими похитителями, был переполнен кавказцами. На вопросы, куда мы едем и зачем я вам нужен, Попову ответили: мы в поезде "Москва-Грозный", а поскольку с чеченцами русские не ездят, то тебя здесь никто искать не будет. Не делай резких телодвижений, веди себя спокойно - и все будет хорошо. Солдат решил не искушать судьбу и подчинился обстоятельствам. На станции Гудермес пленника передали встречающим его чеченцам: неким Халиду и Магомеду. Именно они и начали работу по вербовке потенциального агента.

Вербовка Попова по времени совпала с подготовкой боевых действий на Северном Кавказе и терактами в России. Выводы напрашиваются сами собой. Имея славянскую внешность, Попов, не привлекая к себе внимания, мог свободно перемещаться по территории Российской Федерации. И груз, перевозимый им, ни у кого не вызвал бы особых подозрений. А что за груз - догадаться несложно. Для проведения терактов боевикам нужен был надежный курьер. Выбор пал на Попова. На нем висело убийство, и это обстоятельство делало солдата послушной игрушкой в руках бандитов.

Первые дни Эдуард находился у Халида и Магомеда и никуда не выходил - проходил своего рода акклиматизацию. На все вопросы похищенного, зачем все-таки он им понадобился, чеченцы отвечали односложно: мол, не беспокойся, все будет нормально, только сходишь в Дагестан - и все.

Вскоре Халид и Магомед стали вывозить Попова в Грозный и другие населенные пункты Чечни. Время от времени к Эдуарду на заднее сиденье подсаживались люди и заводили беседу. Это был главный этап вербовки - психологическая обработка. Все разговоры в основном сводились к одному: чеченцы ведут "священную" войну против неверных, плохие русские убивают ни в чем не повинных мирных жителей республики.

По свидетельству Попова, его неоднократно привозили в Грозный на квартиру некоего Саламбека, где душещипательные беседы подкреплялись просмотром видеофильмов, отснятых самим хозяином...

Во все времена агентура работала и работает по нескольким принципам: одни за деньги, другие - за идею, кто-то по любви или по дружбе, кто-то из страха, когда есть компромат. Боевики выбрали последнее. Кровавые сюжеты видеофильмов, кадры жестоких расправ с российскими солдатами, сцены изощренных пыток военнопленных, горы трупов по замыслу вербовщиков должны были полностью отбить у Попова желание явиться с повинной в правоохранительные органы.

Решив через некоторое время, что Попов морально сломлен и готов к выполнению задания, Халид и Магомед передали его жителю Грозного Султану. Он-то и поставил солдату задачу. Коротко она заключалась в следующем. Попов должен вернуться в часть, дослужить, а 12 декабря быть в Воронеже. Здесь, в условленном месте, к нему подойдут и передадут сумку. С этой сумкой Эдуард Попов на электричках по маршруту Воронеж-Мичуринск-Рязань-Москва добирается до Казанского вокзала и на известной автостоянке передает груз тому человеку, который подойдет. Затем, в указанный день курьеру следовало прибыть в Воронеж, получить 4 тыс. руб., новый груз и вновь на перекладных отправиться в столицу.

Через 4 дня после получения задания Попова и еще одного российского солдата привезли на административную границу с Дагестаном и отпустили. После перехода границы Попов тут же явился в органы внутренних дел и добровольно дал показания о совершенном им убийстве, тем самым пытаясь скрыть факт своей вербовки.

Однако задержанным заинтересовались органы безопасности. Факт пленения Попова, его долгое пребывание в Чечне и поспешная явка с повинной настораживали. Поэтому в рамках операции "Вихрь-антитеррор" органы ФСБ провели оперативно-следственные мероприятия в отношении Попова. В результате кропотливой работы выяснилось то, о чем так хотел забыть несостоявшийся курьер.

Свой поступок, явку с повинной, Попов объясняет желанием все забыть:

- В конце своего пребывания в Чечне мне уже было все равно, убьют меня или нет. Хотелось одного: никогда больше не видеть эти лица. Не желая сотрудничать с чеченцами и стараясь уйти от контактов с ними, я намеренно сознался в убийстве. Лучше уж уйти на зону, а этот кошмар забыть.

Что в действительности привело Попова в органы внутренних дел? Действительное нежелание сотрудничать с чеченскими террористами и быть участником терактов? А может быть, все это задуманная на много ходов вперед операция спецслужб бандитов? Неизвестно. Пока идет следствие, на такие вопросы нет однозначного ответа. Но как бы то ни было, сегодня в Мичуринском следственном изоляторе Попов признается, что в отношении его была проведена вербовка.

Рано или поздно антитеррористическая операция на Северном Кавказе закончится. Но рана, которая называется Чечней, еще долго будет кровоточить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1011
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2851
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1605
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1974

Другие новости