-Виктор Борисович, как сегодня идет формирование Итум-Калинского отряда?
- Отряд формируется на основе резерва директора ФПС. В первую очередь это один из реформируемых в Дальневосточном региональном управлении пограничных отрядов, наши резервные подразделения, а также резервные заставы Северо-Западного регионального управления, Западного регионального управления и оперативной группы "Армения". В настоящий момент в операциях по Аргунскому ущелью от государственной границы напротив поста Шатили до Бастыхи мы уже развернули в общей сложности 8 боевых лагерей. Туда направлены штатные офицеры для приема, передачи дел и должностей офицеров из других региональных управлений, так что в скором времени у нас начнет функционировать первая пограничная комендатура Итум-Калинского погранотряда, которая будет называться "Мешики". Это наш основной базовый лагерь. Точнее - район сосредоточения.
- Что можно сказать о качественном уровне поступающего личного состава?
- К сожалению, иногда нам приходится иметь дело с солдатами, которые из-за личной недисциплинированности уже успели сменить по 4-5 частей. На совещании в Северо-Кавказском региональном управлении нами уже поднимался этот вопрос. Что касается контрактников, большинство из них, по их собственным словам, приехали сюда подработать. Еще бы! Им обещали исправно выплачивать "боевые", порядка 800-900 рублей за сутки. Реальность оказалась намного сложнее - денег таких пока не получали. Да и бытовые условия не ахти какие: рыть окопы, землянки приходится своими руками. Появились недовольные, иные и вовсе стали проявлять слабость духа. Ссылаясь на болезнь, пишут рапорта на увольнение, а по возвращении домой заявляют: писали, мол, под давлением или "нас там не поняли". С такими расстаемся без сожаления. Конечно, не все контрактники ведут себя подобным образом. Многие из них отлично разбираются в технике, уже отремонтировали захваченные у боевиков автомашины, а теперь используют их в интересах службы. Хотел бы особо отметить разведчиков. Практически все они служили в горячих точках, так что пороху понюхали. Они опытны, серьезны и грамотны - словом, профессионалы. Именно разведчики выходят на перевалы, границы, проникают в ущелья на максимально допустимую глубину, умело используют данные радиоперехвата, личные наблюдения, то есть грамотно осуществляют войсковую разведку. Не случайно многие из них уже получили награды от руководства ФПС за мужество и отвагу. Впрочем, на начальной стадии операции в Аргунском ущелье практически все офицеры и прапорщики, контрактники, солдаты и сержанты проявили себя с самой лучшей стороны, действовали самоотверженно, с полной отдачей сил.
- Виктор Борисович, что же удалось осуществить за время проведения операции?
- За прошедший период сделано многое. Авиаторы по воздуху перебросили в горячую точку сотни военнослужащих с вооружением и боеприпасами. В ускоренном темпе продолжается фортификационное оборудование мест расположения застав и совершенствование оборонительных позиций. Пока что доставка личного состава десантно-штурмовых групп, боеприпасов и имущества осуществляется вертолетами. Но недалек тот день, когда будет завершена прокладка, а точнее сказать - пробивка в скалах 30-километровой трассы. Дорога эта представляет собой колонный путь с большими перепадами высот. И, конечно, весной, в период оползней, трасса может прекратить функционирование. Тогда основной артерией станет дорога из Грозного. Для нас, пограничников, важно, чтобы федеральные войска взяли эту дорогу под охрану, сопровождали все колонны, обеспечивали прикрытие. Тогда и наше обеспечение будет осуществляется в полном объеме. А пока мы завозим вертолетами на погранзаставы не только боеприпасы и продукты, но даже дрова. Что касается обустройства быта военнослужащих, то все необходимое для несения службы есть. Самое главное - организовано трехразовое усиленное питание. Налажена своя выпечка хлеба. Уже есть и первые полевые бани.
- Война войной, а планируется ли организация отдыха личного состава?
- Порядок предоставления увольнений и отпусков рассматривался на проведенном недавно совещании командования управления, начальников отделов и служб. Сейчас об этом говорить рано. Операция еще не завершена. Мы продолжаем десантирование, занятие новых районов в восточном направлении. Но недалек тот день, когда мы полностью прикроем Аргунское ущелье и развернем пограничный отряд непосредственно в Итум-Кале.
Есть у нас офицеры, в основном прибывшие из других региональных управлений, которые еще не были в отпуске за минувший год. Проблема, естественно, стоит остро. Людям надо дать возможность отдохнуть. В Северо-Кавказском управлении, как и в Назранском погранотряде, планируется снять для офицеров какое-нибудь общежитие, чтобы они могли привезти туда семьи и в плановом порядке выезжать на отдых. Других вариантов, по крайней мере в ближайшее время, пока не вижу.
- Виктор Борисович, а как относится к пограничникам местное население?
- Местного населения как такового в этой части Аргунского ущелья практически нет. Не секрет, что часть жителей ушла с боевиками на грузинскую сторону, а в таких районах, как Шатой и Итум-Кале, находились многочисленные базы боевиков. В каждом захваченном нами селении мы находим склады боеприпасов, медикаментов и консервов. Но все-таки не все ушли с боевиками. Есть те, кто лютой ненавистью ненавидит бандитов. С такими людьми мы начали проводить определенную работу. Так, например, на днях в Ведучи на встречу с нами собралось все селение во главе с муллой. Люди обещали, что в каждом из 62 домов в любое время дня и ночи пограничникам будет оказана активная поддержка. Но не сомневаюсь в том, что, когда контртеррористическая операция закончится и местное население начнет возвращаться домой, мы будем устанавливать с ним, как и везде, тесные отношения. Ведь без них охрану границы будет вести очень сложно.
- Когда завершатся боевые действия в Аргунском ущелье, Итум-Калинской пограничный отряд будет занят лишь вопросами охраны государственной границы с Грузией?
- Прогнозировать, что в течение нынешнего года все закончится, очень сложно. В зимнее время воевать в горах легче. Снежный покров позволяет артиллерии и авиации фиксировать все передвижения боевиков и уничтожать их. Но вот весной, я уверен, рубеж Аргунского ущелья станет постоянным объектом нападения. Не зря здесь планируется разместить Итум-Калинский мотострелковый полк, который в тесном взаимодействии с нами будет прикрывать российско-грузинский участок государственной границы. По-моему, в течение всего года государственную границу придется и охранять, и оборонять. Так происходит сейчас. Не проходит и дня, чтобы чеченские бандиты не пытались вырваться из окружения и пересечь границу. Недавно группа боевиков собиралась преодолеть ущелье на автомобиле. Гул машины и выдал их приближение. Мы встретили боевиков минометным огнем, часть их была уничтожена, остальные отступили в горы. На днях в 10 километрах от российско-грузинской границы, у древних развалин старинного селения Оми-Чу, пограничники несколько часов вели бой с группой боевиков из 50 человек. Бандиты отчаянно стремились прорваться из Аргунского ущелья за границу, но им не удалось это сделать. Так что, повторюсь, охрана и оборона государственной границы на территории Чечни будет нелегкой. Но, я думаю, при ее защите будет использована артиллерия федеральных войск, а все пограничные заставы усилят. Впрочем, поживем - увидим. Но главное - российский народ должен быть уверен, что боевой настрой пограничников Итум-Калинского пограничного отряда был и остается на высоте. Можете не сомневаться, мы полны решимости обеспечить надежную охрану чеченского участка государственной границы.
Аргунское ущелье