ПОСЛЕДНЕЕ время на публике часто стала появляться некая Маргарита Георгиевна, пожилая женщина, которая выдает себя за дочь Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Она выступает с воспоминаниями, присутствует на различных мероприятиях, посвященных памяти выдающегося полководца, известного не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В конце 1999 г. она даже выдвинула свою кандидатуру в Государственную Думу.
У маршала Жукова есть три дочери: две - Эра и Элла (1928 и 1937 года рождения) - от первою брака с Александрой Диевной Зуйковой и одна - Мария (1957 года рождения) - от второго, с Галиной Александровной Семеновой. Все они зарегистрированы в личном деле маршала Жукова, которое хранится в Главном управлении кадров Министерства обороны, и вписаны туда по его личному рапорту на основании соответствующих документов. Никакой информации о дочери Маргарите нет и в помине. Однако к личному делу подшито заявление Маргариты Георгиевны на имя министра обороны СССР Маршала Советского Союза Гречко, написанное ею в 1974 г., вскоре после смерти маршала Жукова.
Процитируем его: "При жизни отца, Маршала Советского Союза Жукова Георгия Константиновича, в его личном деле не было сделано записи обо мне как о его дочери... Прошу Вас, товарищ министр, дать указание о производстве соответствующей записи в личное дело моего отца, Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Данная просьба продиктована чисто престижными соображениями, которые имеют для меня важное биографическое значение. М. Жукова".
29 августа по поручению министра обороны ей дается ответ: "Ваше письмо, адресованное министру обороны СССР Маршалу Советского Союза тов. Гречко А.А., рассмотрено и по поручению сообщается, что записи в личное деле о семейном положении и о членах семьи военнослужащего производятся на основании соответствующих документов и рапорта самого военнослужащего. Удовлетворить Вашу просьбу о записи в личное дело тов. Жукова Г.К. Вас как его дочери не представляется возможным, поскольку при жизни Маршала Советского Союза тов. Жукова Г.К. им самим это оформлено не было".
Однако ответ министра обороны заявительницу не остановил. Поначалу, получив удостоверение лектора Всесоюзного общества "Знание" и члена военно-исторического общества при Центральном музее Вооруженных Сил СССР (из которого она вскоре была исключена за грубое нарушение устава общества), Маргарита Георгиевна начала многочисленные поездки и выступления по стране, выдавая себя за старшую дочь Жукова. (Для сравнения: Эра Георгиевна родилась 16 декабря 1928 г., а Маргарита Георгиевна - 6 июля 1929 г.). Заметим вскользь, что никто не заострял внимания на том, когда Маргарита Антоновна Янина (по отцу) стала Маргаритой Георгиевной Жуковой.
Появившись на похоронах маршала со своим фотографом и улучив момент, она сфотографировалась рядом с убитыми горем дочерями Жукова. (Эта фотография позже была широко ею использована для доказательства своей принадлежности к семье военачальника). В эти решающие для нее минуты разум ее действовал расчетливо: она четко шла к намеченной и вожделенной цели - во что бы то ни стало добиться признания в качестве дочери Жукова.
Вскоре после смерти Георгия Константиновича Маргарита Георгиевна едет в Минск (место своего рождения) и при загадочных обстоятельствах оформляет дубликат свидетельства о рождении, где Жуков фигурирует уже в качестве ее отца. В книге актов о рождении в минском ЗАГСе запись произведена за 1974 г.!
Никому из многочисленной аудитории, внимающей выступлениям Маргариты Георгиевны, которые сплошь состояли из проштудированных как следует воспоминаний самого Жукова, а также многочисленных вымыслов и басен, не пришло в голову спросить, а есть ли у дочери хотя бы одна совместная фотография с отцом, снятая за долгую 45-летнюю жизнь?! Никого почему-то не смутило и то, что сам Жуков ничего не написал о ней в своей книге "Воспоминания и размышления", вышедшей многомиллионными тиражами у нас в стране и во многих странах мира! Хотя в книге есть фото маршала в окружении его семьи. Ветераны рассказывали мне, что, договариваясь о своем выступлении перед той или иной аудиторией, она заранее обговаривала определенную сумму гонорара. Ни одной из настоящих дочерей маршала и в голову бы не пришло брать деньги с ветеранов.
Интересно обращение заслуженных ветеранов войны - генерал-полковников Горянкова, Ковтунова, Кривошеева, генерал-лейтенантов Бондарева, Мокроуса, Кузнецова, Сибирцева и генерал-майора Назарова, - которые в 1996 г. в своем письме к председателю правительства Российской Федерации Черномырдину по поводу выпущенного в свет Маргаритой Георгиевной фотоальбома "Георгий Жуков" писали: "Ознакомление с этим альбомом неприятно удивляет и, прямо говоря, возмущает... Такое легковерное и, в сущности, халтурное отношение к делу нельзя расценивать иначе как кощунственное неуважение к священной для нашего народа памяти великого полководца...
18 июня 1999 г., в день 25-летия кончины Георгия Константиновича Святейший Патриарх Алексий совершил панихиду в храме Христа Спасителя, во время которой дочери маршала поделились со мной новостью. В этот день они получили по почте письмо от нового "родственника" - внука брата Георгия Жукова Алексея, который ищет встречи и просит помочь материально. Однако доподлинно известно, что брат Жукова умер, когда ему не было и года.
Сергей СМОТРОВ,
начальник Мемориального музея-кабинета
Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, подполковник