- Господин министр, в Финляндии произошла смена главы государства. Оборонное ведомство также возглавил новый руководитель. Как это повлияло на оборонную политику страны?
- Ровным счетом никак. Оборонная политика Финляндии, независимо от смены президента и правительства страны, остается неизменной. Она направлена на обеспечение независимости нашего государства, защиту основных завоеваний и ценностей финского общества, гарантированного проведения выбранного страной политического курса в изменяющихся условиях международных отношений.
Основополагающими принципами обороной политики страны были, есть и будут неприсоединение Финляндии к каким-либо военным блокам и союзам, постоянное поддержание высокой обороноспособности государства, а также членство страны в Европейском союзе.
- То есть Финляндия по-прежнему будет проводить политику неприсоединения?
- Совершенно верно. Кроме этого, во взаимодействии с ближайшими соседями и в рамках программы "Партнерство во имя мира" совместно со странами - участниками Северо-Атлантического союза мы намерены и впредь активно участвовать в урегулировании имеющихся международных кризисов и исключении появления новых горячих точек в мире. Все это отражено в специальном правительственном докладе, представленном парламенту страны в 1997 году. В некоторых странах такие документы называют еще Белыми книгами. Идеи, заложенные в финской Белой книге, планируется реализовать до 2008 года. Отдельные ее положения ежегодно уточняются и дополняются в зависимости от развития обстановки в регионе Северной Европы и мире в целом, а также изменений, происходящих в Оборонительных силах Финляндии.
- Как тогда со сказанным вами соотносятся слова Элизабет Рен о вступлении Финляндии в НАТО в случае избрания ее президентом страны? Ее заявление о возможном членстве в Северо-Атлантическом альянсе вызвало дискуссию не только в Финляндии, но и в мире, в частности, у нас в России.
- Смею заверить российскую общественность, что подобных заявлений госпожа Рен не делала. Я говорю уверенно потому, что лично очень хорошо ее знаю. Причина появления таких разговоров кроется скорее всего в речи, которую Элизабет Рен произнесла в Швеции в 1997 году. В то время она была спецпредставителем ООН в Боснии. Видела своими глазами, что единственной международной организацией, способной остановить войну на Балканах, был Северо-Атлантический союз.
Тогда ее речь была понята таким образом, что госпожа Рен выступает за вступление Финляндии в НАТО. Во время предвыборной президентской кампании некоторые журналисты пытались использовать это как оружие против нее. Но Элизабет Рен не дала им для этого ни малейшего повода. В рамках предвыборной кампании она всегда высказывала свое отношение к НАТО в соответствии с официальной политикой, которой придерживаются у нас в стране. Финляндия не стремится стать членом альянса.
Выступлением в 1997 году в Швеции она хотела начать дискуссию относительно роли в современном мире Северо-Атлантического союза. Показать, что НАТО является союзом демократических государств, таких же, как и Финляндия. В наших интересах сотрудничество с ними, так как это увеличивает нашу способность влиять на урегулирование кризисных ситуаций в Европе, в частности в Косово и на Балканах в целом.
- Сколько финских военных несут сейчас службу в Косово и как вы оцениваете перспективы развития ситуации там?
- В составе миротворческого контингента несут службу примерно 800 наших солдат и офицеров. Из них 760 входят в финский батальон. Остальные несут службу в штабе многонациональной бригады "Центр". Она дислоцируется в Приштине. Помимо этого, в Македонии развернута наша тыловая база.
Что касается положения в Косово, то пока силам КФОР, несмотря на определенные достижения, не удалось окончательно стабилизировать обстановку. Межнациональная вражда наносит сильные раны. Нужно время, чтобы они затянулись, чтобы забылись обиды. Силы КФОР пока в Косово нужны. В связи с этим наш контингент в ближайшее время останется неизменным.
- Как давно финские военные участвуют в международных миротворческих операциях?
- С 1956 года. Тогда финские военнослужащие впервые приняли участие в миротворческой операции ООН на Ближнем Востоке. С тех пор в различных регионах мира в составе международных контингентов службу прошли более 36 тысяч наших солдат и офицеров. Например, главнокомандующий Оборонительными силами Финляндии генерал Густав Хэгглунд командовал финскими миротворческими контингентами на Голанских высотах в 1985-1986 годах и в Южном Ливане в 1986-1988 годах.
Ежегодно до полутора тысяч военнослужащих направляются для службы в миротворческие контингенты. Сейчас мы участвуем в 8 миротворческих операциях.
- Что учитывается при организации обороны Финляндии? Обеспечивает ли оборонный потенциал страны выполнение политических задач?
- Как и во всех странах, анализируется совокупность всех факторов, способных оказывать влияние на обороноспособность государства: политических, экономических, социальных, информационных, демографическая ситуация в стране и т.д.
Естественно, в первую очередь учитываются реальные и потенциальные военные угрозы безопасности страны, проводимая нашими ближайшими соседями политика по отношению к Финляндии, геополитические и геостратегические изменения в регионе Балтийского моря и в мире в целом, развитие отношений Россия - НАТО.
Сухопутные войска организованы в трех военных командованиях - "Север", "Восток" и "Запад", которые действуют постоянно. Их командующие подчинены Главнокомандующему Оборонительных сил и отвечают в свою очередь за подготовку подведомственных им территорий к обороне, а также согласование действий с другими государственными структурами, организациями на случай отражения военной агрессии.
Имеются также соединения повышенной готовности (СПГ). Они хорошо обучены и оснащены всем необходимым. Численность этих соединений невелика. Для сравнения - можно сказать, что весь численный состав Оборонительных сил составляет порядка 45 тыс. человек. Из них 28 тыс. призывников. Остальные - это военнослужащие кадрового состава и гражданские специалисты. В ближайшие годы планируется несколько повысить боевую мощь СПГ и способность их к маневру за счет перевооружения на новые образцы вооружения и техники.
Мобразвертывание войск начинается при явной военной угрозе безопасности страны. Численность Оборонительных сил при этом увеличивается в 10 раз. Такое увеличение армии мирного времени военнообученными резервистами достигается за счет существования в Финляндии всеобщей воинской обязанности.
До 2008 года численность Оборонительных сил, я подчеркиваю, военного времени планируется сократить до 430 тыс. человек. Однако это никоим образом не скажется на оборонном потенциале страны. Наоборот, он повысится за счет качественно нового оружия, высокой обученности военнослужащих, внедрения в стратегию, оперативное искусство и тактику новых форм и способов действий.
- Министр обороны в Финляндии гражданское лицо. Как он осуществляет руководство вооруженными силами? Как распределены функции между Министерством обороны, Главнокомандующим и Главным штабом Оборонительных сил?
- Прежде всего хотел бы заметить, что традиция назначать руководителями оборонного ведомства гражданских лиц у нас в стране сложилась сразу после второй мировой войны. Министерство обороны Финляндии является самым высшим административным органом в системе обеспечения военной безопасности государства. В его функции входит разработка широкого спектра вопросов для президента, правительства и парламента, затрагивающих сферу обороноспособности страны, а также подготовка необходимых для Оборонительных сил проектов законов, решений, других нормативных правовых документов. Кроме того, Министерство обороны отвечает за обеспечение Оборонительных сил всеми необходимыми ресурсами.
Непосредственно управляет Оборонительными силами, отвечает за их подготовку Главнокомандующий. Чисто в военных делах он подчиняется напрямую президенту страны как Верховному главнокомандующему. С марта этого года у нас введено правило, согласно которому при докладах Главнокомандующего президенту, министр обороны обязан также прибывать вместе с ним к главе государства. Раньше этого не было.
Главнокомандующему ОС подчиняются командующие войсками трех командований Сухопутных войск, а также командующие ВМС и ВВС. В управлении Оборонительными силами ему помогает Главный штаб ОС. В свою очередь Главный штаб по административным вопросам подчиняется Министерству обороны.
- Каков механизм формирования военного бюджета? Не испытывают ли финские военные финансовые затруднения?
- Замечают ли финские военные, что денег не хватает? Надо сказать, что да. Пожалуй, как и все военные люди.
Мы стараемся планировать развитие Оборонительных сил, их боевую подготовку на перспективу с учетом всей совокупности влияющих на национальную безопасность страны факторов, а также реальных экономических возможностей государства. Все это, естественно, учитывается при формировании бюджета Оборонительных сил.
С целью экономии выделяемых финансовых ресурсов мы стремимся повысить качество обучения, более тщательно взвешивать все "за" и "против" при закупках нового вооружения┘
- Но если не хватает денег, как можно повысить качество обучения?
- Пересмотрены сроки срочной службы в сторону ее сокращения. В зависимости от овладеваемой воинской специальностью срок сейчас составляет 180, 270 и 362 дня. Самый длинный срок службы установлен для тех призывников, кто получает подготовку младшего командира и офицера резерва, а также технического специалиста рядового состава.
Снят ряд административных задач. Ликвидированы какие-то не нужные в мирное время управленческие структуры. Но при этом неизменным осталось количество боевых стрельб, полевых выходов, учений, маневров.
- Руководство страны довольно генералами и офицерами Оборонительных сил?
- За руководство страны я не имею права отвечать, но лично я очень доволен. У нас накоплен большой опыт участия в миротворческих операциях. Финские генералы и офицеры неплохо зарекомендовали себя, участвуя в них. Причем нередко в экстремальных ситуациях.
- Как развивается сотрудничество с российскими военными?
- Проблем нет. Протокол о сотрудничестве между министерствами обороны Финляндии и России, подписанный в 1998 году, выполняется в полном объеме. Полагаю, что финско-российское военное сотрудничество имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения безопасности региона стран Северной Европы. Мой коллега, маршал Игорь Сергеев, уже дважды принимал участие в заседаниях министров обороны северных стран. Расширение контактов с Российской Федерацией на всех уровнях воспринято там очень позитивно. Думаю, что и дальше сотрудничество финских и российских военных будет идти только по возрастающей.
Хельсинки-Москва