Начало июня в России ознаменовано резким всплеском депутатской активности и принятием Госдумой РФ решений, которые, к сожалению, могут ликвидировать некоторые права и льготы военнослужащим и значительно снизить и без того скудное их материальное положение. 2 июня нижняя палата Федерального собрания проголосовала за закон "О минимальном размере оплаты труда" (МРОТ), который фактически отменяет установленное законом "О статусе военнослужащих" положение, что оклад денежного содержания военнослужащего зависит от минимального размера оплаты труда и индексируется пропорционально его росту. Инициированная 7 июня председателем Комитета по обороне ГД РФ Андреем Николаевым попытка пересмотра этого решения и введения поправки к закону о МРОТ оказалась безуспешной. Лишь 70 парламентариев поддержали предложение генерала. В тот же день в Госдуме РФ принята глава 24 нового Налогового кодекса, согласно которой подоходным налогом вскоре будут облагаться и заработки военных. С 1 января 2001 г. со всех физических лиц, в том числе и с военнослужащих, будет взыматься единая налоговая ставка в 13%.
Но наступление на скудные семейные бюджеты людей в погонах продолжается. Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что правительство рассматривает вопрос об отмене льгот для военнослужащих на проезд в общественном транспорте, на оплату коммунальных услуг и т.п. По планам правительственных чиновников, это должно компенсироваться за счет дополнительных выплат.
О том, как реально все это будет выглядеть, говорить не приходится. Скажем, задолженность военнослужащим по выплатам за продпаек составляет около 5 млрд. руб. и не выплачивается с 1997 г. Правительство не раз обещало рассчитаться с долгами военных, но воз, как говорится, и ныне там. Не только военнослужащие, но и политики, депутаты считают, что инициативы Кабмина по отмене льгот несвоевременны.
Если вспомнить недавнее прошлое, то правительство не раз пыталось предложить законы, ущемляющие права военнослужащих. Но эти попытки блокировались прежней Госдумой, а точнее - ее левым большинством. Между тем сейчас ситуация совершенно другая: впервые за всю постсоветскую историю две ветви власти в России действуют согласованно.
Вырисовывается политическая ситуация, когда военнослужащие, в том числе и российское минобороны, в силу объективных причин негативно настроены по отношению к действиям руководства страны. Скажем, в связи с попытками отмены некоторых положений закона "О статусе военнослужащих" министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев направил обращение к председателю правительства России.
На стороне военнослужащих оказались оппозиционно настроенные левые депутаты, которые сегодня в Госдуме не составляют большинства. Проправительственные же партии и движения, за которых на выборах проголосовало почти две трети военнослужащих, поддерживают Кабмин. В связи с чем эксперты говорят о резком падении в войсках их рейтинга. При этом отмечается рост социально-политической активности армейских масс, членов семей военнослужащих, военных пенсионеров и профсоюзов. В нижеприведенной таблице представлена динамика того, как в последние годы офицеры реагировали и, возможно, будут реагировать на ущемление своих социальных прав.
Из нее видно, если будут отменены льготы военнослужащим, возможно усиление открытых протестных действий с их стороны. Обращает внимание, что значительно увеличится число желающих досрочно уволиться из войск. Прогнозируется, что во многих гарнизонах будет реанимирована работа офицерских собраний, в Москве и прилегающих регионах активизируют деятельность организации, называемые себя военными профсоюзами.
Таким образом, если атака на тощие кошельки людей в погонах не прекратится, в конце 2000-2001 гг. можно прогнозировать усиление социальной нестабильности в войсках.
=== ТАБЛИЦА ===
Формы протестных действий, которые намерены предпринять офицеры в защиту своих прав
(в % к опрошенным)
Формы действий 1993 1996 1997 1999 2000
1. Обращения с жалобами 41 36 32 18 34
2. Досрочное увольнение 17 38 41 23 41
3. Участие в движениях по
защите прав военнослужащих 16 26 46 12 19
4. Выступления в СМИ 16 24 37 21 15
5. Пассивное выполнение
служебных обязанностей 6 19 22 8 21
6. Применение силы при невыполнении
выдвигаемых требований 4 26 31 2 27