Ежедневно в небе Чечни висят вертолеты боевого сопровождения - Ми-24, прозванные в войсках за их причудливые формы и раскраску "крокодилами" и "полосатыми". Они подолгу описывают круги вокруг какого-нибудь транспортного вертолета, либо настойчиво стрекочут над пылящей автомобильной лентой, растянувшейся вдоль Аргунского ущелья...Идет обычная работа по выполнению летчиками поставленных боевых задач. Точность, эффективность и безопасность каждой такой операции обеспечивается не только самими экипажами боевых машин, но и их неприметными земными коллегами - авианаводчиками. Как правило, авианаводчики - это старшие офицеры разных авиационных частей, способные в силу своих знаний и опытности, незаурядной наблюдательности оказать конкретную помощь пилотам, выполняющим задание в воздухе.
В первую войну, да и в начале нынешней кампании было немало неясностей как в методике, так в практике авианаводки; часто приходилось действовать способом "карандашного тыка". Сейчас же есть специальная группа, которая занимается вопросами взаимодействия. В боевой обстановке в линейных частях авианаводчик обычно работает на удалении 5-8 км от линии фронта. Стандартная ситуация - когда командир и авианаводчик находятся рядом.
Когда пара "полосатых" вверху сопровождает колонну, внизу, в одной из машин, находится авианаводчик, он-то и поддерживает связь колонны с воздушным прикрытием. Двигаясь в составе колонны, он не должен внешне ничем выделяться из общей массы, потому что за этими офицерами со стороны боевиков идет настоящая охота. По словам представителя армейской авиации - старшего офицера по целеуказанию и наведению вертолетов майора Владимира, жизнь каждого из них оценивается бандитами в 5 тысяч долларов. Авианаводчики горько шутят: "Все мы, образно говоря, с мишенями на спине ходим". А среди местного населения, которое внимательно провожает глазами каждую войсковую колонну, вполне могут быть и вражеские наблюдатели. Единственное, что отличает их от других бойцов - радиостанция, с помощью которой всегда можно вызвать на подмогу пару "вертушек"; если будет нанесен удар по колонне, подсказать экипажам, с какого места ведется вражеский огонь и быстро вывести вертолеты на боевой курс.
У каждого авианаводчика есть свой позывной, например, "Чайка" или "Сапфир". В определенном населенном пункте позывной авианаводчика, как правило, постоянный (люди меняются, а позывной остается тот же). Когда вертолет идет в свою зону дежурства, то еще на подходе, на удалении 3-5 км он выходит на связь с авианаводчиком. Частота на рабочем канале связи меняется каждый день, чтобы избежать пеленгации. Как говорят авианаводчики, бандформирования имеют сканеры и в техническом отношении оснащены намного лучше. Они смогут попросту или "забить" частоту, или вносить свои собственные корректировки, путая экипажи, и таким образом еще на подлете управлять действиями боевых машин. Ведь не каждый экипаж знает голос того или иного авианаводчика.
И у тех, кто находится в воздухе, и у тех, кто на земле, имеются одни и те же карты, на которых вся обстановка нанесена одинаково: опорные ориентиры, кодировка. Задача авианаводчика - правильно вывести вертолеты на опорный ориентир, затем - на боевой курс, коротко и ясно указать цель, подсказать, как быстрее сориентировать вертолет, чтобы более точно произвести огонь. Когда вертолеты идут парой, то держатся друг от друга, как правило, на удалении одного километра. Ведущий пары произвел выстрел, ведомый уже видит, куда попал снаряд, и не входит в радиообмен, а от совершенного выстрела примерно прикидывает: вверх-вниз, влево-вправо, 100, 200 или 300 м, и уже более прицельно выполняет свою стрельбу, следуя указаниям авианаводчика. Ведущий отработал, отошел, встал в круг, затем ведомый работает. При этом один стреляет, другой его прикрывает, смотрит: если с земли будет пуск управляемой ракеты, он напарника предупредит, и тот, в свою очередь, успеет сработать тепловыми ракетами, которые отведут опасность от боевой машины.
В начале боевых действий неприятно было узнать о том, что авиация иногда "отрабатывала" по своим. Причем винили, естественно, в первую очередь пилотов и авианаводчиков. По мнению самих авиаторов, такие случаи имели место и из-за необученности авианаводчиков. Ими нередко становились неподготовленные люди из мотострелков, которые своими непонятными фразами поневоле вводили летчиков в заблуждение. А насколько сложны эти обязанности, говорит хотя бы такой факт: авианаводчики, с которыми мне довелось общаться, все имеют офицерские звания не ниже майора. Вторая причина роковых ошибок, на которую ссылались многие офицеры - отсутствие постоянной связи между наземными подразделениями и авиацией. Вечером у летчиков одна информация - нанести огонь туда-то, за ночь обстановка меняется, а поскольку средства связи оставляют желать лучшего, авиация наутро отрабатывает по координатам, которые заранее были предусмотрены. Противник же понял, что на следующий день ему не удержаться, и ночью ушел с этой высоты; войска на нее выдвигаются, а вертолет (или штурмовик) уже висит в воздухе - выполняет поставленную боевую задачу. Третья причина - ошибки навигационных приборов на старых летательных аппаратах. По словам одного авианаводчика - штурмовика, у каждого прибора есть свои допуски: плюс-минус столько-то метров, километров, градусов, поэтому постоянная их эксплуатация и отсутствие новых приборов со временем приводят к тому, что ошибки накапливаются с каждым вылетом все больше и больше, особенно у самолетов. У вертолета-то скорость поменьше и обзорность лучше, а значит он может быстрее сориентироваться, куда наложить свою марку (которая при включении прибора наведения высвечивается в прицеле) и нанести удар.
Присутствие земного помощника особенно ощутимо, если летчик самостоятельно входит в зону боевых действий, начинает, по сути, вслепую искать цель, а когда наконец найдет - топливо вырабатывается, и времени остается, чтобы лишь вернуться обратно. Совсем другая картина: авианаводчики быстро сориентировали пилота, нацелили, он нанес один удар, встал в круг, нанес другой... отработал! Эффективность поражения с воздуха повышается при первом же запросе, при первом наведении: удар может наноситься как бомбами, так и управляемыми ракетами.
У летчиков также есть термин "свободная охота", когда в определенных квадратах по всему, что движется, наносится поражение. Но прежде чем нанести удар в "свободной зоне охоты", надо, опять же, запрашивать авианаводчика: "Буду работать в этом районе, наблюдаю скопление людей!" А тот, кто с пилотом держит связь, например, отвечает: "Запрещаю вам работать в этом районе, - местная администрация запросила разрешение на заготовку дров (или выпас скота)". И пилот уходит в другой район - их еще много - "свободных районов"...
Тусхарой-Москва