0
1185
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

В руках диплом, а в голове..?

Семен Ермаков

Об авторе: Семен Михайлович Ермаков - генерал-майор в отставке, профессор, главный научный сотрудник Военного финансово-экономического университета Министерства обороны РФ.

Тэги: академия, образование, реформирование


Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 года определено, что квалификация "дипломированный специалист" присваивается после 5 лет обучения в вузе, и эта специальность является основной в системе подготовки в стране высококвалифицированных кадров. Все виды дальнейшего обучения выступают в форме послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура).

Аналогично строится и деятельность высших военно-учебных заведений: 5 лет отводится будущим офицерам на овладение высшим военно-специальным образованием и 2 года - высшим военным. Пятилетняя программа реализуется в военных институтах, филиалах военных академий и университетов и вполне отвечает требованиям указанного закона.

Однако в нем не определены рамки, задачи и цели высшего военного образования с двухлетним сроком обучения. Военные академии, ранее занимавшиеся в основном только подготовкой офицерских кадров с высшим военным образованием, ныне реорганизованы, и в их состав вошли на правах филиалов высшие военные училища в соответствии со специальностью вуза. Теперь военные академии и университеты готовят офицерский состав как с высшим военно-специальным (в своих филиалах), так и с высшим военным образованием. Но деятельность военных академий и университетов по формированию второй ступени обучения с точки зрения закона как бы повисла в воздухе.

Раздаются предложения вернуться к подготовке офицерских кадров в военных училищах со средним военным образованием по трехгодичной программе и последующим обучением офицеров с высшим военным образованием (высшим профессиональным - по трактовке закона) в военных академиях и университетах. На наш взгляд, это было бы шагом назад, нужно сохранить существующую систему подготовки офицерских кадров в военных академиях, университетах и их филиалах.

Но организация обучения на второй стадии должна быть существенно изменена. Прежде всего необходимо отказаться от изжившей себе традиционной методики и шире переходить на проблемные методы обучения. вузы Министерства обороны сегодня не обеспечивают требуемую интенсивность образовательного процесса. Они недостаточно ориентированы на развитие творческого мышления и самостоятельности слушателей и курсантов, не создают простора для применения их личной инициативы. Эти недостатки присущи всей системе военного образования, но особенно нежелательны они при подготовке офицерского состава с высшим военным образованием. В вышедшем недавно Руководстве по организации работы высшего военно-учебного заведения (приказ МО РФ 2000 г. # 10) требования по организации учебно-методического процесса одинаковы как для начинающих военную службу курсантов филиала, так и для слушателей военной академии, университета, пришедших в вуз с должностей командира батальона, им равных и выше.

Подготовка специалистов высшей квалификации для умелого управления крупными воинскими коллективами, всестороннего обеспечения деятельности войск в мирное и военное время требует внедрения новых технологий обучения, комплексной работы по повышению гуманитарной и социально-экономической культуры, формирования командно-организаторских качеств, развития творческого аналитического мышления, самостоятельности в оценке обстановки и принятии решений, твердых военно-профессиональных навыков.

Нужно изменить само существо учебного процесса, делая упор не на зубрежку, механическое запоминание известной информации, а на стремление по-своему оценивать и разбираться в информационных потоках, отражающих многогранную военную деятельность, и на основе этой оценки корректировать давно сложившиеся стереотипы, отставшие от жизни представления и прежний опыт. Важно учитывать, что если на первичных уровнях (взвод, рота, батальон) управленческая деятельность сохраняет относительную стабильность во времени, то на более высоких уровнях (полк, соединение, объединение) имеет устойчивую тенденцию к изменениям.

В содержании обучения предстоит выделить фундаментальную составляющую высшего военного образования как основу для построения познавательного процесса в военной академии, университете.

Лекции - основа фундаментальной базы обучения. Во второй половине XIX и начала XX века в военных академиях России лекция представляла собой 3-часовое занятие: 1-й час - подготовка слушателя к лекции (самостоятельное изучение литературы по теме); 2-й час - собственно лекция с ответами преподавателя на наиболее сложные вопросы; 3-й час - самостоятельная доработка материалов лекции по учебным пособиям. Таким образом, уже тогда на первый план ставилась самостоятельная работа обучаемых. В современных условиях по темам, относительно несложным и хорошо обеспеченным учебными пособиями, по-видимому, нет необходимости читать лекции, слушатели этот материал могут осваивать самостоятельно. При чтении проблемных лекций изложение сути вопроса может занимать 40-50 минут из 90 минут спаренных часов, а остальное время стоит отводить на дискуссию по наиболее актуальным моментам.

При проведении семинаров, практикумов, занятий, групповых упражнений, тактических (тактико-специальных) занятий основное внимание также должно быть направлено на развитие творческого, аналитического начала в мышлении офицеров, способности критически взвешивать поступающие информационные потоки. В каждом слушателе надо видеть и уважать самостоятельную, думающую и ответственную личность. Ее развитию не должна быть помехой опека преподавателей, их неусыпный и часто излишний контроль за занятиями

Руководство преподавателя самостоятельной работой слушателей целесообразно постепенно сокращать - либо по мере прохождения учебных семестров, либо по плану самого слушателя. В Руководстве по организации работы высшего военно-учебного заведения указано, что на самостоятельную работу под руководством преподавателя в часы, определенные расписанием занятий, может быть выделено не более 5% от бюджета учебного времени, отводимого на изучение дисциплины. Специфика же работы по подготовке офицеров с высшим военным образованием требует выделения в расписании занятий специальных дней самостоятельной работы и библиотечных дней для самообучения, подготовки докладов, рефератов, написания курсовых работ, решения практических задач и т.п.

В структуре учебных планов военных академий, университетов должен отразиться выбор активных методов в качестве доминанты обучения. Так, лекции с освещением основных проблем военной теории могут занимать до 15% всего учебного времени. При таком же уровне военного образования в военно-морском университете США в Монтерее, где учебный процесс строится на интенсивных технологиях с активным стимулированием самостоятельности, лекции читаются лишь 2 раза в неделю. На семинарские занятия на второй стадии обучения можно выделить до 20%, на самостоятельную работу с индивидуальным собеседованием - до 30%, на практические (групповые занятия) - до 25%, на учебно-практические конференции - до 10% учебного времени.

Выделение по расписанию дней самостоятельной работы или библиотечных дней по плану слушателя не должно приводить к уменьшению учебной нагрузки преподавателей и сокращению их численности. За основу расчета численности профессорско-преподавательского состава надо брать установленный коэффициент соотношения слушателей на одного преподавателя, а конкретный объем учебной нагрузки устанавливает в рамках этого коэффициента руководство вуза.

Ныне сложилась и, более того, укрепляется жесткая формализованная система управления образовательным процессом. Неоправданно велик поток организационно-распорядительных документов, регламентирующих учебный процесс. В военных академиях и университетах пора переходить к поэтапному тестовому контролю текущих результатов обучения и сравнению их с заданными параметрами квалификационных требований, которые надо сформулировать в каждом разделе учебной дисциплины.

Сравнение требуемых с реальными индивидуальными и групповыми результатами создаст базу для коррекции либо содержания дисциплины (по групповым результатам), либо индивидуальных занятий слушателя (по его личным результатам). Аналогично итоговый контроль инициирует уточнение содержания учебных программ или тематических планов. В рамках поэтапного контроля не исключается даже перевод определенной части слушателей на обучение по индивидуальному плану. Время на индивидуальную работу со слушателями должно включаться и в расписание занятий, и учебную нагрузку преподавателей. В военных академиях и университетах есть возможности для организации индивидуальной работы в соответствии с новыми требованиями: по расчетам на одного преподавателя приходится в среднем 3-4 слушателя.

Внедрение новых технологий обучения требует и совершенствования учебно-материальной базы. Прежде всего необходимо планировать и разрабатывать мероприятия по переходу к безбумажной технологии обучения, ибо в противном случае неизбежно значительное удорожание учебного процесса и снижение его эффективности. Подготовка различных стендов, плакатов, макетов и оборудование учебных аудиторий таким способом должны уйти в историю.

Следует вводить преобразования в таком порядке: база данных, локальная сеть вуза, строго определенная последовательность и порядок вхождения в локальные сети других вузов и базы данных однопрофильных учреждений и заведений. Подобный вариант учебно-материальной базы необходимо создавать поэтапно: база данных учебной дисциплины, кафедры, вуза; локальная сеть кафедры, вуза; объединенная сеть вузов вида ВС, Министерства обороны в целом. Формирование современной базы обучения создаст возможности для реализации научно-методического потенциала военных академий и университетов, в частности, путем организации дистанционного обучения курсантов в филиалах.

Реформирование системы военного образования в Российской Федерации решило пока организационную проблему - создание многоуровневых единых учебно-научных комплексов. Следующим шагом должно быть совершенствование учебного процесса в реформированных вузах и реорганизация образовательного процесса по подготовке офицеров с высшим военным образованием в военных академиях и университетах. В военных академиях и университетах слушателей надо учить по-новому.

В этом процессе первоочередное мероприятие - законодательное оформление второй, крайне необходимой, ступени военно-профессионального образования для определенной категории офицеров и издание отдельного руководства по организации учебно-воспитательного процесса с ними на новой базе. Ведь речь идет не только о судьбе вузов, имеющих великую историю и мировое признание, но и о формировании руководящего кадрового потенциала армии XXI века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Иван Родин

Молодежь защитят Уголовным кодексом от внешних и внутренних деструктивных сил

0
312
"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

Дарья Гармоненко

Уникальность такого статуса создает для партии Явлинского как шансы, так и риски

0
269
Человеческий капитал ушел в минус

Человеческий капитал ушел в минус

Анастасия Башкатова

Качество образования и здоровье населения требуют все более пристального внимания

0
366
Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Екатерина Трифонова

Государственный аппарат пробуксовывает с защитой прав граждан

0
298

Другие новости