0
816
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

01.09.2000 00:00:00

Соперничество с США бесперспективно

Тэги: терроризм, оборона, Путин, Сергеев


Рисунок Вадима Мисюка
В дни, когда Владимир Путин пересекал ставший по-своему символическим первый стодневный рубеж пребывания на посту президента-Верховного главнокомандующего, российская действительность предлагала ему одно испытание жестче другого. Сначала террористический взрыв в подземном переходе в центре Москвы, через четыре дня - гибель экипажа атомной подводной лодки "Курск" и с небольшим временным уступом - новая трагедия - пожар на Останкинской телевизионной башне, на ликвидацию которого потребовались почти сутки.

Террористический акт в который раз поколебал Концепцию национальной безопасности, трагедия подлодки "Курск" - Военную доктрину, а горящая башня в Останкино и, как следствие, выход из строя практически всех телеканалов в Москве и области, прекращение пейджинговой и других видов связи, часть которых использовали силовые структуры, заставили усомниться в истинности другой концепции - информационной безопасности, также одобренной в этом году.

Насколько нерешительно проявил себя президент в первые дни проведения морской спасательной операции, настолько активным оказался он во время пожара на главном в стране антенно-передающем комплексе. Под стать тому меняются и оценки чрезвычайных происшествий: философия всепрощенчества уступает место трезвому анализу происходящего. Подводя итоги последнему ЧП, Владимир Путин наконец-то признал, что оно "показывает, в каком состоянии находятся жизненно важные сферы и объекты, в каком состоянии находится вся страна".

Драматизм его замечания весьма созвучен с выводами экспертов (и не только их) - Россия вступает в полосу техногенных катастроф: где они произойдут - еще не ясно, но произойдут непременно. Ибо, и это надо признать со всей определенностью, Россия располагает настолько высокими по техническому уровню сооружениями, оборудованием, вооружением, что все они требуют соответствующего обслуживания, которое мог обеспечить только Советский Союз со своей затратной экономикой. Игра по инерции в великую державу зашла довольно далеко. На самом деле сил хватало только на то, чтобы как-то поддерживать декорации политического театра, но не гарантировать надежную работу сложнейшей техники, доставшейся в наследство от СССР. Ныне запас прочности начинает иссякать, поддерживать его, как прежде, невозможно, несмотря на все старание людей. Иссякает и уверенность в том, что принятые концептуальные и доктринальные документы действительно реально соответствуют интересам России.

Правда, президент склонен усматривать причину бед в другом - разворовали страну некие олигархи, вот-де и беды от того происходят в Вооруженных силах. Однако из всепрощенческой тирады по этому поводу - "Да и бог с ними" - следует: репрессий, каких-либо социальных переделов ожидать не приходится, все останется по-прежнему. А раз так, то реальность документов, предопределяющих пути обеспечения национальной безопасности и обороны, должна исходить из конкретных условий, но не великодержавных иллюзий, как бы приятны для души государственного руководителя они ни были. Россия останется великой страной в области культуры, истории, в геополитическом плане, но уже ясно - не столь могущественной в военном отношении: экономические условия не позволяют.

Под воздействием трагических событий фатального августа президент, кажется, ощутил, что Вооруженные силы должны соответствовать финансовым возможностям государства и настолько обеспечивать потребности в обороне, насколько это необходимо. Без шапкозакидательских лозунгов доминирования на всех морях и океанах, которые еще не так давно искренне разделял Верховный главнокомандующий на защите кандидатско-докторской диссертации главного нашего адмирала.

Но одно дело осознать - другое провести в жизнь. Много ли у Путина найдется союзников, если принять во внимание, что оборонными делами занимаются исключительно военные чины. И практически нет ни одного политического лица, ответственного и полномочного за решение проблем в данной области. Генералитет же будет тянуть одеяло на себя - это же естественно. Даже не потому, что он плохой, просто - такова ведомственная натура. И ничего с этим не поделаешь.

Сегодня военачальники выражают недовольство тем, что недостаточно государство раскошеливается на оборону, хотя министр финансов Алексей Курдин планирует увеличить военный бюджет в следующем году на 60 млрд. руб.(около 45%). Мало, считают на Арбатской площади, потому что там не желают ничего пересматривать ни в структуре Вооруженных сил, ни в круге задач, которые они выполняют. Но, боже правый, так ведь никогда не хватит никаких денег, и это будет продолжаться до тех пор, пока доминирует философия восстановления военной машины до размеров советского времени.

Как это ни прискорбно звучит, но надо жить по средствам. Именно тем средствам, которые остались в казне и которые можно выделить на оборону. Это уже историческая данность - просто не в состоянии государство ассигновать больше 2,65-2,7% от ВВП на военные нужды (кроме того, надо содержать и другие силовые структуры). Иначе погибнут другие сектора, находящиеся на гособеспечении (а там тоже ждут субсидий, там свои беды), и страна просто развалится...

Альтернативные пути есть, они известны: коренная реорганизация армии и флота, но не по советским моделям. В этом сегодня и должен проявиться талант и военачальников, и политиков. Не повторять пройденное, а создать компактную структуру Вооруженных сил, высокомобильных, эффективных, высокооплачиваемых, престижных в глазах общества. Нужны новые каноны и критерии - от концепций до каждой мелочи в службе и быте российских военнослужащих. Игра в уменьшенные Вооруженные силы СССР зашла в тупик. Кризис очевиден даже неискушенным в военных делах. Настало время выгонять из себя хмель великодержавности, пора наконец-то опуститься на грешную землю. Будем честны перед собой - надо смирить гордыню и присматриваться к моделям военной организации таких стран, как Великобритания, Франция, а не стремиться "догнать и перегнать" по всем ратным статям Соединенные Штаты Америки.

Между тем близится новое испытание - Узбекистан запросил военную помощь. Министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев считает, что складывающаяся в Центрально-Азиатском регионе ситуация "остается сложной и требует принятия дополнительных мер по совершенствованию системы управления на основе объединенного командования созданных антитеррористических структур" в рамках СНГ. По его оценке, вооруженные формирования так называемого Исламского движения Узбекистана насчитывают более 5 тыс. боевиков. Сможет ли Россия открыть второй фронт борьбы с агрессией бандформирований, объеденных под знамена ислама? Вряд ли, без глубокой военной реорганизации, которую затягивать уже просто невозможно.

Рубикон в понимании того, что жить по прежним стандартам нельзя, перейден. Сегодня утверждать, что череда катастроф августа есть случайность, противоестественно, они - закономерны. Найти силы, чтобы определить новые стандарты в оборонной сфере - это искусство и политиков, и военных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
874
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1475
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1074
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
567

Другие новости