0
1646
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

13.04.2001 00:00:00

Исламский "миссионер" в Дагестане

Тэги: Дагестан, религиозные, отношения, АльХайрия


Дагестан с недавних пор рассматривается международными религиозно-экстремистскими организациями в качестве плацдарма для утверждения и распространения своего политического и духовного влияния на Северном Кавказе.

Основным орудием осуществления планов исламизации республики и Северокавказского региона в целом явились многочисленные международные исламские центры, зарубежные культурно-просветительские и благотворительные организации. Как известно, некоторые арабские общественные и частные структуры открыли представительства международных благотворительных организаций в горячих точках по периметру России, в т.ч. и на территории Дагестана. Только на кавказском направлении активно функционировало около 10 подобных организаций из исламских стран, через которые обеспечивалось финансирование различных "гуманитарных проектов". Среди них с разной степенью активности проявили себя "Международная исламская организация спасения" ("МИОС", арабская аббревиатура "Аль-Игаса"), "Аль-Хайрия", "Беневоленс Интернешнл Фаундейшн", "Катар" и "Икраа", ориентированные на Саудовскую Аравию.

С 1 января 1996 г. по 30 июня 1999 г. на счета "Аль-Хайрия", активно работавшей в Дагестане, Чечне и Азербайджане, было перечислено более 1 млн. долларов для оказания "гуманитарной помощи". Однако сотрудники Духовного управления мусульман Дагестана УМД утверждают, что они такую помощь от арабских "братьев" не получали. То же самое заявляют сиротские учреждения, которым якобы предназначалось 235 096 долл. И это правда. Фактически "Аль-Хайрия" выделила на благотворительные цели 1 млн. 326 тыс. 600 руб. по состоянию на 1 декабря 1999 г. Итак, 1 млн. долл. за минусом указанной суммы в российских рублях. Куда ушли остальные деньги, нам разъясняет доктор Юсеф аль-Исса на страницах арабской газеты "Ас-Сияса", в номере от 24 августа 1999 г. Он пишет: "Организации политического ислама поддерживают сегодня сепаратистские движения в Дагестане, полагая, что последние ведут религиозную войну. Организации политического ислама, поддержав исламистов в Дагестане, поддерживают межнациональную и межрелигиозную борьбу в России. Это опасно в принципиальном плане, так как ведет к подрыву безопасности и стабильности не только в России, но и в регионе Ближнего Востока".

В результате целенаправленной работы, проведенной дагестанскими чекистами в тесном взаимодействии с республиканской прокуратурой, деятельность "МИОС", "Катар", "Беневоленс Инт.Фнд." и "Аль-Хайрия" в РД была признанной не отвечающей интересам Российской Федерации, в соответствии с чем в судебном порядке прекращено их дальнейшее функционирование на территории Дагестана.

ЕГИПЕТСКИЙ РОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНИН

В данном контексте примечательна деятельность в республике саудовского благотворительного общества "Икраа" и лично ее руководителя гражданина Египта Сервах Абид Саада, уроженца г. Махалла АРЕ, выпускника медицинского факультета университета "Аль-Азхар". Сотрудники Управления ФСБ России по РД заинтересовались египтянином как лицом, поддерживающим подозрительные и на первый взгляд ничем не обоснованные устойчивые связи с гражданами Королевства Саудовской Аравии (КСА), проживавшими в Москве, - Али Аль-Шахри, Халез Ат-Тахером, Абу Джафаром, Аль-Шеайби, Абдулгамидом Дагестани и Али Аль-Амуди. Последние двое в принудительном порядке были выдворены за пределы РФ, и им закрыли въезд в нашу страну. Есть сведения, что они являются кадровыми сотрудниками национальных спецслужб, действующих под прикрытием структур "МИОС". В тактике действий Серваха также наблюдались признаки, присущие членам террористической организации "Братья-мусульмане".

Сервах прибыл в РД в январе 1992 г. в качестве директора российского отделения международного благотворительного общества "Икраа" (IQRAA CHARITABL SOCIETY) со штаб-квартирой в Джидде. Ее президентом является бывший министр информации Саудовской Аравии Мухаммед Абду Ямани. Организация имеет зарубежные филиалы, в том числе и в США (Чикаго).

Приехав в РД, египтянин обосновался в Кизилюрте, в окружении ныне известного экстремиста, лидера дагестанских ваххабитов, а тогда только начинающего и "подающего надежды" Багауддина Магомедова, в настоящее время находящегося в федеральном и международном розыске. Это знакомство произошло не случайно и имеет логическое объяснение. Сервах активно включился в труды по культивированию в республике ваххабизма, формированию организационных структур движения и развил бурную деятельность на посту директора российского отделения "Икраа". Он сообщает президенту Ямани: "Российское бюро общества "Икраа" было открыто после того, как Вы соизволили направить для этой цели 20 тыс.долл.США". Однако в органах юстиции РФ "Икраа" не было зарегистрировано, хотя Сервах фактически вступал с различными учреждениями в договорно-правовые отношения, используя все атрибуты юридического лица. Летом 1992 г., как говорится в другом документе под названием "Отчет о проделанной работе по проведению исламского лагеря в турбазе "Беной", "...Сервах Абид пожертвовал 2000 долл. для проведения Исламского лагеря, 1500 долл. на закупку медикаментов, 3000 долл. на приобретение видеотехники, ксерокса и других расходов... Отчет составлен по просьбе Сервах А. раисом Матаевым А."

Будучи иностранцем, Сервах предпринял конкретные шаги к натурализации в РФ: заключил брак с российской гражданкой, племянницей Багауддина Магомедова, получил вид на жительство в РФ, а в 1996 г. приобрел российское гражданство в порядке регистрации. Последнее диктовалось объективной необходимостью расширения сферы своих возможностей путем изменения правового статуса. Вряд ли он мог самостоятельно принять такое решение без согласия руководства "Икраа" и саудовских "друзей". В случае провала араба наличие российского гражданства позволяло его "покровителям" избежать всяких обвинений во вмешательстве во внутренние дела РФ и одновременно ставило правоохранительные органы Дагестана в двойственное положение учитывая так называемый "казус двойного гражданства".

СТУДЕНТ-ПРОПАГАНДИСТ

При активном содействии Магомедова Серваху удалось создать в Кизилюртовском и Хасавюртовском районах РД сплоченную и самодостаточную ваххабитскую общину, состоящую в основном из выходцев из Цумадинского и других районов и способную самостоятельно вести дальнейшую агитационно-пропагандистскую работу по распространению ваххабитской идеологии, наладить систему преподавания религиозно-фундаменталистских догм. К 1996 г. Сервах практически завершил свою работу в этом регионе и, перед ним открылась перспектива распространения миссионерской деятельности на столицу Дагестана. Махачкала рассматривалась зарубежными заказчиками и лидерами ваххабитских движений в качестве исходного пункта для начала процесса широкомасштабного наступления на существующий в республике конституционный строй с последующим повторением "чеченского сценария". Именно в этом ключе необходимо рассматривать участившиеся с начала 1996 г. поездки араба из Кизилюрта в Махачкалу и последующее устройство на курсы по изучению русского языка при Дагестанском госуниверситете. Так Сервах получил реальную возможность охвата пропагандистской работой студенческой среды, в том числе обучающихся в РД иностранцев.

Опять же обращает на себя внимание характер и тактика его действий, схожие с методами "Братьев-мусульман", делающих ставку на молодежь и использующих для этого всевозможные легальные и доступные способы пропаганды. Формально числясь в вузе слушателем, основное время Сервах уделял проповеднической работе в Исламском центре "Кавказ" (руководитель небезызвестный житель Карамахи М.З. Джангишиев) - опорном пункте ваххабитов в Махачкале. Одновременно араб попытался распространять ваххабитскую идеологию и в других республиках Северного Кавказа. В 1996-1997 гг. под благовидным предлогом Сервах выезжал в Нальчик для зондирования обстановки в религиозной среде и оценки перспектив внедрения в нее ваххабитских норм. Несмотря на растущее негативное отношение дагестанской общественности к исламистам, "пропагандист" не отказался от своей основной деятельности. В сопровождении ваххабитских активистов он совершал регулярные поездки по РД, выступая с лекциями перед жителями населенных пунктов в сельских мечетях и проводя видеосъемки мероприятий. Видеокассеты затем в качестве отчета отсылались в Саудовскую Аравию, о чем свидетельствуют письменные документы, направлявшиеся Сервахом в посольство КСА в Москве.

Важным фактором дестабилизации обстановки в республике, как уже упоминалось, явилась активная работа египтянина по подготовке и направлению дагестанской молодежи в зарубежные исламские учебные заведения, многие из которых имеют репутацию центров идеологической подготовки будущих экстремистов. Здесь Серваху всячески содействовало представительство "МИОС" в Махачкале. Перебравшись в столицу Дагестана, араб с помощью Багауддина Магомедова, Усманхалипы Атаева и Джаруллы Гаджибагомедова (последние двое - организаторы и руководители незаконных вооруженных формирований ваххабитов в Чабанмахи и Карамахи, находятся в федеральном и международном розыске) продолжил переправку молодежи в исламские учебные центры Ближего Востока и Чечни. Один из его подопечных прошел трехгодичную подготовку в Эр-Риядском исламском университете им. Мухаммада бен Сауда, подконтрольном Всемирной лиге исламской молодежи. Последняя имеет репутацию организации, занимающейся вербовкой боевиков и подготовкой молодежных террористических групп, действующих по всему миру под лозунгами джихада.

В результате такой "технологии" обработки многие ученики и слушатели Серваха (в том числе граждане Узбекистана, Таджикистана), натасканные затем в Саудовской Аравии, Пакистане, Судане, Афганистане, пополнили ряды так называемой Исламской армии Кавказа, Конгресса народов Ичкерии и Дагестана. Правоохранительными органами РД установлена их причастность к совершению

терактов, диверсий, похищению людей. Один из учеников египтянина, уроженец Цумадинского района, стал личным помощником и доверенным лицом известного террориста Хаттаба в Саудовской Аравии.

Содержание и целенаправленность "миссионерства" Серваха на фоне постоянных контактов с саудовским руководством "Икраа" невольно наталкивают на мысль о том, что он решал конкретные задачи по формированию "пятой колонны" из числа верующих. Ввиду того, что наибольшая активность в подрывной деятельности Серваха стала наблюдаться с момента натурализации в Российской Федерации, в целях ограничения его возможностей на территории нашей страны Управлением ФСБ РФ по Республике Дагестан была инициирована процедура прекращения российского гражданства. В октябре 2000 г. Сервах был лишен права называть себя россиянином.

Летом 1999 г. в Дагестане развернулась широкомасштабная борьба с проявлениями религиозного экстремизма в связи с вторжением в республику бандформирований из Чечни и ликвидацией ваххабитского анклава в селах Карамахи и Чабанмахи. Опасаясь преследований со стороны правоохранительных органов Сервах покинул РД и оказался в отрядах Хаттаба, Басаева и Бараева.

АВТОМАТ И ЧЕМОДАНЫ С ВАЛЮТОЙ

В ходе контртеррористической операции дагестанские чекисты заполучили многочисленные документальные материалы (фото-аудио-видеоматериалы, письменные отчеты, визитки, личные записи, переписка и др.), отражающие разведывательно-подрывную деятельность египтянина в РД. В их распоряжении также оказались оригиналы отдельных письменных отчетов Серваха в адрес саудовского посольства в Москве и штаб-квартиры "Икраа" в Джидде, в которых Дагестан рассматривается как независимое исламское государство, дается негативная оценка работе правоохранительных органов республики, раскрывается обстановка в религиозной среде, запрашивается финансовая помощь и т.д. Показательно, что практически все отчеты направлялись в головной офис "Икраа" через посольство Саудовской Аравии в РФ и адресовались ее конкретным сотрудникам.

Добытые материалы позволили органам прокуратуры возбудить в отношении Серваха уголовное дело по ст. 208 УК РФ и объявить его в федеральный розыск и международный - по линии Интерпола. По мнению специалистов, действия новоявленного россиянина можно квалифицировать и по некоторым другим статьям Уголовного кодекса, например, 275 "Государственная измена", 282 "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды" и др.

Опрос задержанных по подозрению в пособничестве НВФ показал, что в Махачкале араб регулярно проводил занятия с молодежью на частных квартирах. Традиционно перед началом занятий он предупреждал присутствующих о возможном наличии среди них информаторов российских спецслужб и об уготованной сексотам в судный день печальной участи за свою деятельность. В распоряжении спецслужб оказались свидетельские показания ряда лиц - бывших учеников Сервах, воевавших против федеральных сил на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики. Один из основных исполнителей теракта в Буйнакске (взрыв жилого дома) опознал в Сервахе приближенного Хаттаба, который в лагере возле Сержень-Юрта занимался религиозной обработкой боевиков и пропагандой воинствующего джихада. С августа 1999 г. по декабрь 2000 г. Сервах находился в окружении Хаттаба, Арби Бараева, Шамиля Басаева в горной части Чечни, преимущественно в населенных пунктах Ведено, Сержень-Юрт, Шатой, Итум-Кале, Дарго. Во время августовских событий в Дагестане 1999 г. он вместе с Хаттабом и Басаевым вошел в Ботлихский район. При себе имел автомат и два чемоданчика иностранного производства с валютой. Через три дня араб покинул позиции боевиков с пакистанцем по имени Музаффар. В близком окружении он заявил, что "свое дело сделал".

Со слов одного из задержанных, "...в 1997 году на военной базе полевого командира Арби Бараева в с. Урус-Мартан Сервах занимался обучением боевиков Бараева и Исламской армии "Кавказ" минно-взрывному делу, ваххабитским догмам, разжигал религиозную вражду, призывал убивать неверных-русских, воевать против России до последней капли крови с целью установления исламского государства на Северном Кавказе...". Сервах организовывал приезд в Чечню арабских эмиссаров для распространения ваххабизма и религиозного экстремизма, а также принимал активное участие в деятельности шариатских судов, неоднократно появлялся в телепередачах чеченских боевиков в окружении Басаева, Удугова, Гелаева, Бараева, Ахмадова, Яндарбиева.

Около двухсот учеников Серваха в составе бандформирований участвовали в военных операциях против российских войск в Чечне, приобретая боевой опыт, который был использован в ходе нападения на Цумадинский, Новолакский и Ботлихский районы РД.

Не имея более возможностей легальной работы, Сервах развернул бурную разведывательно-подрывную деятельность в приграничных с Чечней районах Грузии, занимаясь сбором информации об обстановке в регионе, приемом и религиозной обработкой иностранных наемников, а также организацией иностранной финансовой помощи бандформированиям. Он непосредственно получал и распределял среди иностранных боевиков поступающие из-за границы валютные средства, обеспечивал связи с международными исламскими организациями.

НЕ КОРАНОМ ЕДИНЫМ...

Как свидетельствуют документы, Сервах планировал продолжить свои "миссионерские" труды в Туркмении. На сегодняшний день, на фоне возникновения спонтанных очагов напряженности в Средней Азии, это - единственное не подверженное исламскому фундаментализму и стабильное в религиозном отношении государство. Напрашивается вывод, согласно которому возможная подрывная деятельность Серваха в Туркмении гармонично вписывается в стратегию мировых и региональных центров силы по созданию конфликтных зон вдоль южных границ России.

Старания Серваха следует рассматривать исключительно в контексте стратегических замыслов международных религиозно-экстремистских организаций, согласно которым военному вторжению экстремистов в Дагестан и свержению конституционной власти в республике должно было предшествовать укоренение в регионе идей исламского фундаментализма. В этой связи очень знаменательно письмо исламских радикалов из Карамахи от 20 октября 1996 г., адресованное Абиду Серваху: "...Слава Аллаху, Вы с нашими уважаемыми братьями по вере шейхом Мухаммадом Абдель Рахманом (основатель ваххабитской общины в Карамахи и Чабанмахи, гражданин Иордании, по некоторым сведениям, осел на территории Азербайджана и Грузии. - прим. авт.) и шейхом Багауддином делаете великое дело для призыва и религиозного просвещения в Дагестане... Благодаря Вам многие из наших молодых дагестанцев в настоящее время обучаются в известных университетах и институтах исламского мира... Не секрет, что благотворительное общество "Икраа", российское отделение которого Вы возглавляете, известно своей деятельностью, направленной на защиту основ Ислама и поддержку мусульман и их интересов во всем исламском мире и за его пределами... Мы знаем Вашу твердую и принципиальную позицию в Вашей активной деятельности во имя священного джихада, освобождения исламского Дагестана от неверных (безбожников) и их агентов (приспешников), создания общества "истинного ислама" и служения Аллаху...". Далее запрашивается помощь в приобретении видео- и оргтехники, систем связи, медикаментов и автомобиля.

Очень часто в своих посланиях Сервах жаловался на дороговизну продуктов, почтовых переводов, тяжелые условия жизни в РД. В "ярких красках" он описывает тяготы жизни в Дагестане, грабежи и убийства, и даже приводит ужасающую цифру - 220 тыс. преступлений, совершаемых за один только месяц. И все это для того, чтобы выманить у своих хозяев больше денег на личные нужды. Сервах пошел еще дальше: он сообщает, что его дважды обокрали на сумму около 7000 долл. США. Но как бы там ни было, в органах внутренних дел предполагаемые кражи (факт взлома и проникновения в офис "Икраа") не зафиксированы. С его подачи составляются различные финансовые отчеты с явно завышенными и несуществующими статьями расходов. В то же время он неоднократно вывозит свою супругу на лечение в лучшие клиники страны, оказывает материальную помощь родственникам в Египте, скупает квартиры и недвижимость. Видимо, Сервах вышел из-под контроля благодетелей и, почувствовав свободу, стал жить на широкую ногу, периодически отправляя своим руководителям искаженные "оправдательные документы", подкрепленные разнообразными видео- и аудиосюжетами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
870
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1167
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
913
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
747

Другие новости