0
1318
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

20.04.2001 00:00:00

Афганский узел

Дмитрий Грызунов

Об авторе: Дмитрий Алексеевич Грызунов - редактор газеты 201-й мотострелковой дивизии "Солдат России".

Тэги: Афганистан, война, Талибан


Афганская война, длящаяся уже третье десятилетие и унесшая миллионы жизней, давно перестала быть внутренним делом этого государства. Производство и контрабанда наркотиков, "экспорт" терроризма, подготовка исламских экстремистов для боевых действий в различных регионах мира, в том числе и в России - вот лишь неполный перечень того, какие угрозы несет в себе этот конфликт. Поэтому прохладное отношение к данной проблеме сегодня, может обернуться трагедией для СНГ завтра.

ГОСУДАРСТВО ФРОНТОВ И КЛАНОВ

Сейчас, по сути, единого государства Афганистан не существует. На его территории располагается некоторое количество автономных полунезависимых зон, расположенных в границах проживания основных этнонациональных групп. Каждая из последних имеет свои вооруженные формирования, и примыкает либо к Объединенному Национально-освободительному фронту Афганистана (ОНОФА), возглавляемому Ахмад Шах Масудом и представляющему законное правительство Раббани, либо Исламскому движению "Талибан" (ИДТ).

Так - на юго-западе страны одна часть пуштунов поддерживает Масуда и не позволяет вмешиваться талибам в свои дела. Другая - очевидно в силу старой афганской поговорки "у кого Кабул, у того и власть", активно с ними сотрудничает. Хазарейцы, населяющие центральную часть государства, исповедующие ислам шиитского толка так же, как и мусумальне-исмаилиты на северо-западе, активно сопротивляются ИДТ, но не находят между собой единства по вопросам будущего своих регионов. Одни считают, что Хазараджат должен быть автономией в составе независимого единого Афганистана, другие же требуют присоединения к Ирану, третьи и вовсе настаивают на полной независимости.

На севере страны этнические туркмены сумели найти общий язык с талибами на позициях нейтралитета. Узбеки, в приграничных с Таджикистаном северо-восточных провинциях Кундуз и Тахор, находятся в "броуновском" движении. Их полевые командиры воюют то на одной, то на другой стороне, а подчас и между собой. Таджики с севера и Панжшера, объединенные Ахмад Шахом Масудом на сегодняшний день являются стержнем сопротивления талибам, которые, кстати, заслуживают отдельного разговора.

ПАКИСТАНСКИЕ "СТУДЕНТЫ"

Феномен талибов, появившихся относительно недавно, прост. В начале 90-х годов, когда распался Советский Союз и начался новый передел мира, многие страны задумались о расширении сферы своего влияния. Не остался в стороне и Пакистан, имеющий виды на постсоветскую Центральную Азию вплоть до Аральского моря. Однако в эти планы не вписывался в качестве союзника Афганистан, где лидеры враждующих сторон никак не хотели садиться за стол переговоров. Тогда в Исламабаде решили создать третью силу, способную усмирить воюющие между собой формирования, полностью взять под свой контроль афганскую территорию и обеспечить режим благоприятствования северным притязаниям Пакистана. Кстати, не секрет и то, что Соединенные Штаты тоже приложили немало усилий в создании талибовского движения. По словам профессора Института востоковедения РАН доктора исторических наук Юрия Ганковского, один из авторов этого проекта в разговоре с ним обмолвился, что "мы - американцы, снова сели в лужу в Афганистане". В конце концов, усилиями Пакистана, США и нескольких других стран третья сила была создана. Первыми, кто в нее влился, стали "талибы" - ученики пакистанских религиозных школ, во многих из которых особое значение уделяется военной подготовке.

Однако эти времена уже в прошлом, и нынешние талибы в большей своей массе представляют собой пакистанских наемников, многие из которых прошли службу в регулярной армии и имеют немалый боевой опыт. Кроме того, по заявлению члена Совета высшего руководства Афганистана Мухаммада Юнуса Кануни, сделанному им в одном из интервью, большинство полевых командиров талибов не просто наемники, а являются действующими военнослужащими пакистанских вооруженных сил. Так же, как утверждает военный атташе посольства ИГА в Республике Таджикистан, в настоящее время в боевых действиях против правительства Афганистана на северо-востоке страны принимают участие два полка и один батальон пакистанской армии, дислоцирующиеся в г. Талукан. Подтверждением их словам служит гибель командира 996-го полка вооруженных сил Пакистана Амджат Хана, который 17 января этого года был убит в результате разрыва снаряда в районе Ходжагар на севере афганской провинции Тахор.

Это одно из объяснений военных успехов ИДТ. Второе - в огромной материальной поддержке со стороны Пакистана. В частности, по состоянию на начало нынешнего года вооруженные силы движения "Талибан" насчитывали в своем составе около 67 тыс. человек, имеющих на вооружении 2190 единиц бронетехники, более 200 реактивных систем залпового огня и почти 3500 орудий и минометов. Кроме того, с воздуха боевые действия поддерживают десятки самолетов и вертолетов, за штурвалами которых часто сидят пакистанские летчики.

Численность же вооруженных формирований ОНОФА в тот же период составила 30 тыс. человек при 2 тыс. артиллерийских установок, 1100 единиц бронетехники и 15 боевых вертолетах. Как видно, в живой силе, вооружении и технике талибы превосходят национально-освободительный фронт в два-три раза.

В настоящее время под контролем ИДТ находится больше половины афганских территорий. О том, насколько он прочен, судить трудно, поскольку в 15 из 38 провинций ОНОФА продолжает активное сопротивление. Тем не менее талибы полностью владеют всеми жизненно важными центрами страны, участком границы с Туркменистаном, Ираном, Пакистаном, Узбекистаном и южной частью границы с Таджикистаном (от узбекского населенного пункта Кальдар до речного порта Шерхан).

По оценкам военных экспертов, вблизи внешнего южного рубежа СНГ находится по меньшей мере треть личного состава и военной техники талибов, а также несколько тысяч пакистанских военнослужащих. С одной стороны, это можно объяснить тем, что основные силы генерала Масуда тоже сосредоточены на севере Афганистана. С другой - так ли уж прямолинейно обоснование присутствия столь крупной группировки на рубежах Содружества. Над этим стоит задуматься, учитывая заявления руководителей движения "Талибан" о том, что во всех бедах Афганистана виновата Россия, оказывающая помощь национально-освободительному фронту.

ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕРРОРИЗМА

В принципе, стремление талибов к объединению государства, как заявляют они и их защитники, можно было бы считать явлением положительным, опустив даже тот факт, что оно проходит с иностранной помощью. Но что происходит на территории, где правят талибы? По информации, поступающей с того берега Пянджа и рассказам беженцев, на захваченных землях талибами насаждается крайне экстремистское направление ислама - ваххабизм, и все, кто не желает принимать его, подвергаются пыткам или уничтожаются. Кроме того, крестьян насильно заставляют выращивать опийный мак, среди них даже распределяют улучшенные сорта семян которые после созревания перерабатывают (в расположенных там же лабораториях) в героин и отправляют через территории стран СНГ в Россию и Западную Европу.

Однако массовое производство и контрабанда наркотиков - лишь одна из главных угроз, исходящих от этого движения. Другой же является то, что под прикрытием талибов нашли убежище тысячи экстремистов различных террористических групп. В настоящее время в районах, контролируемых ИДТ, расположено около десяти лагерей и центров обучения чеченских сепаратистов, где постоянно находятся до полутора тысяч боевиков. В течение нескольких месяцев они проходят диверсионно-террористическую, огневую и снайперскую подготовку, а затем возвращаются в Россию для продолжения "джихада" на более высоком профессиональном уровне.

Кроме чеченских террористов, здесь же готовятся к новым походам и около 800 сторонников Исламского движения Узбекистана (ИДУ). По опровергаемой официальным Душанбе информации, они уже начали подготовку к весенне-летнему периоду боевых действий и перебросили в Тавильдаринский район Таджикистана несколько банд, которые полностью обеспечены оружием и имеют в распоряжении несколько зенитных и артиллерийских установок. Если это действительно так, то, учитывая напряженную социально-политическую обстановку в этих районах республики, исламисты могут вновь обрушить на нее лавину гражданской войны.

Главное же в том, что действия и чеченских боевиков, и исламистов ИДУ, и некоторых других экстремистских групп в немалой степени координируются единым центром во главе с Усамой Бен Ладеном, тоже находящимся "под крышей" талибов. По сообщениям некоторых источников, сейчас ими прилагаются большие усилия для помощи чеченским террористам в борьбе против федеральных войск.

ЧЕЧНЯ... ДАГЕСТАН... СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА?..

Ясно, что без помощи извне Национально-освободительному фронту с талибами не справиться. В связи с этим и остальным вышеизложенным остро встает вопрос: что в этой ситуации делать России? Просто оставаться членом группы "6 + 2" (шесть соседей Афганистана плюс США и РФ), которая из-за разногласий между участвующими странами по поводу путей выхода из афганского кризиса так и не приняла ни одного конкретного решения, или действительно предпринимать реальные шаги по урегулированию конфликта. Есть и третий путь, который в последнее время все чаще высказывают некоторые российские политические круги. Он заключается в том, что нам вообще не стоит лезть в эту "мясорубку", а там как-нибудь разрешится все само собой. В ответ на такие суждения можно привести слова президента Афганистана Раббани: "Если сейчас не оказать помощь афганскому законному правительству, то впоследствии многим странам придется дорого заплатить за свою безопасность". Конечно, можно предположить, что это высказывание носит конъюнктурный характер. И это, может, и было бы так, если б не было дагестанских событий 99-го года, событий в Узбекистане и Киргизии в 2000 г., если бы сейчас не шла интенсивная подготовка боевиков к следующим вторжениям.

Поэтому, как считают многие военные и политические эксперты, умывать руки и уходить с политической арены в Центральной Азии, России наверняка не следует, иначе она потеряет этот регион раз и навсегда. Напротив, необходимо предлагать все новые пути решения конфликта, например, создание и отправку в Афганистан миротворческого контингента ООН, который хотя бы частично перекрыл бы границу с Пакистаном.

Не стоит забывать, что, несколько лет назад ваххабизм присутствовал только в Северо-Кавказском регионе России, сейчас же его ростки пробиваются и в Татарстане, и в некоторых других мусульманских республиках, которые намного ближе к Москве. А осложнение обстановки в этих регионах может привести к тому, что Чечня и Дагестан будут выглядеть лишь прелюдией к основной симфонии, на что, впрочем, и рассчитывают те, кто создавал и поддерживает ныне талибов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Екатерина Трифонова

Поправки в закон о статусе судей дифференцируют дисциплинарную ответственность

0
487
На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

Дарья Гармоненко

Зюганов ставит перед партией задачу сплотить левые антифашистские силы

0
538
Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
632
У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

0
232

Другие новости