0
1122
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

27.07.2001 00:00:00

Кризис в развитии отечественного вооружения: первые уроки

Александр Рахманов

Об авторе: Александр Алексеевич Рахманов - доктор технических наук, профессор. Владимир Викторович Криворучко - доктор технических наук.

Тэги: техника, вооружение, армия


МОНИТОРИНГ

ЗА ПОСЛЕДНЕЕ десятилетие России довелось переживать и осмысливать беспрецедентный регресс обороноспособности, сопоставимый, разве что, с последствиями поражения в крупномасштабной войне. Упадка не избежали все компоненты военной организации: людской, инфраструктурный, управленческий, вооруженческий. Однако последний, объективно самый безропотный, но одновременно самый науко- и ресурсоемкий, оказался в наиболее сложном, поистине предкатастрофическом положении, пути выхода из которого до сих пор остаются предметом дискуссий.

ЛИХА БЕДА

Система вооружения образованных в 1992 г. российских Вооруженных сил стала, хотя и самым крупным, но всего лишь осколком советской системы. Вместе с военно-техническими достижениями мирового уровня были унаследованы чрезмерное номенклатурное разнообразие образцов вооружения и военной техники (ВВТ), несбалансированность боевых и обеспечивающих военно-технических подсистем, большая доля морально устаревшей техники.

За десять кризисных лет годовое бюджетное финансирование оборонных НИОКР и закупок вооружения сократилось в 10-15 раз. В этой связи серийное производство современного вооружения практически прекратилось, а дорогостоящие разработки перешли в разряд вялотекущих. Островами надежны на возрождение в оборонно-промышленном комплексе к началу XXI в. остались лишь экспортно-ориентированные предприятия, сумевшие избежать банкротства и разрухи.

Неизбежное в этих условиях старение парка отечественных средств вооруженной борьбы происходит под действием одной общей закономерности: чем интенсивнее накапливался тот или иной вид вооружения в 70-80-х годах, тем интенсивнее его регресс сегодня (по истечении предельных сроков эксплуатации). В итоге, например, во фронтовой авиации ВВС сегодня примерно половина самолетного парка неисправна. Значительная часть этой техники, по-видимому, уже никогда не вернется в строй.

Попытки выправить положение по всем типажным линиям разнообразного российского вооружения обречены на неудачу, ибо для того, чтобы переломить общее количественное сокращение боеспособного вооружения, нужны ресурсы, сопоставимые с теми, которые вкладывались 20-25 лет назад при его накоплении. Сравнительно скромные меры по восстановительному ремонту и модернизации ВВТ лишь оттягивают, но не предотвращают общий регресс и все больше осуществляются вопреки правилу "не ставить мертвому припарки".

Очевидно, интенсивность обновления (новых комплектных закупок) должна сравняться с интенсивностью старения изделий (вывода из эксплуатации), иначе количество комплектов имеющегося исправного вооружения просто приблизится к нулю. Конечно, количество новых, более совершенных и эффективных средств вооруженной борьбы существенно меньшим, особенно если это средства нового поколения. Беда в том, что более совершенные средства при нынешних бюджетно-финансовых возможностях запредельно дороги, особенно на этапе освоения производства и при малых сериях.

Отсюда проистекает еще одна кризисная метаморфоза: обесценивание затрат, вложенных в разработки, начавшиеся в конце 80-х - начале 90-х гг. - еще в прежних экономических условиях и под прежние тактико-технические и оперативные требования. Эти затянувшиеся разработки не способны завершиться принятием на вооружение и переходом к серийному производству образцов из-за их высокой по нынешним меркам сложности и дороговизны, а также неизбежного морального старения.

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ?

Парадокс, однако, заключается в том, что регрессивная динамика системы вооружения по крайней мере в количественном отношении в принципе гораздо более предсказуема по сравнению с прогрессивной.

Не претендуя на истину в последней инстанции, к числу абсолютно непосильных в обозримой перспективе следует, по-видимому, отнести такие военно-технические компоненты, как подмосковная система стратегической ПРО, оснащенная ядерными противоракетами, надводные корабли дальней морской (океанской) зоны, в том числе тяжелые атомные и авианесущие крейсеры, средства оперативного (фронт-армия) звена войсковой ПВО, дальние истребители-перехватчики и ряд других ресурсоемких систем, не обладающих в силу недоразвитости достаточной эффективностью или в существенной мере дублирующих другие.

Нерешительность с определением экономически посильных приоритетов свидетельствует о кризисном состоянии государственной системы планирования развития вооружения - одного из главных инструментов военно-технической политики.

Только в 1996 г. президентом РФ был утвержден первый российский планово-распорядительный документ, определяющий цели, задачи и пути сбалансированного (по срокам, типажу, номенклатуре ВВТ, ожидаемым ассигнованиям и возможностям промышленности) 10-летнего развития вооружения, снабженный конкретными финансово-экономическими ориентирами и показателями. В нем были учтены и в определенной мере скоординированы военно-технические потребности других силовых ведомств (МВД, ФСБ, ФПС, ФАПСИ, ФСЖВ, МЧС) и соответствующие бюджетные источники финансирования. На этом основании программа на 1996-2005 гг. получила статус Государственной программы вооружения (ГПВ-2005).

Одной из главных трудностей при разработке ГПВ-2005 стало отсутствие апробированной методологии обоснования и формирования долгосрочного плана развития ВВТ применительно к новым обстоятельствам российского военного строительства: превращение бюджетных ассигнований в главный лимитирующий фактор, резкое несоответствие располагаемых ресурсов задачам, многомерность потенциальных военных угроз в многополюсном (как тогда считалось) мире, неопределенность противника и, как следствие, новых задач ВС РФ, невнятность военно-доктринальных установок и др.

В 2000 г. был подготовлен следующий проект - на период 2001-2010 гг. В отличие от предыдущего он базировался на более трезвом экономическом прогнозе и в этой связи не создавал никаких иллюзий, кроме, пожалуй, одной - что именно этим путем Россия сможет своевременно выйти из кризиса вооружения.

Поскольку принципы формирования данного проекта существенных изменений не претерпели, в основу экономического расчета легло универсальное по прошлому опыту правило просить ассигнований как можно больше, насколько позволяет здравый смысл, чтобы получить хоть что-нибудь существенное. Снова были уточнены приоритеты, но необходимые для полноценного планирования исходные посылки в отношении перспективного боевого состава Вооруженных сил и других войск, экономически и технологически посильных военных задач, а главное - стратегического замысла преодоления затяжного кризиса остались по-прежнему невнятными. "А что еще можно сделать на эти деньги за 10 лет?" - вопрос, который можно поставить эпилогом к проекту новой Программы.

Нельзя не отметить, что затяжной военно-технический пессимизм породил невиданные ранее формы иждивенчества. Так, например, стало выгодно получать заказы на новые НИОКР, соглашаясь на предлагаемые заказчиками мизерные цены. Отсутствие при этом реальных результатов как исполнители, так и заказчики убедительно объясняют объективным недостатком ассигнований. В итоге прогрессивной динамики в развитии отечественной системы вооружения в обозримой перспективе не просматривается.

ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНУЛ...

Как же усовершенствовать государственную систему управления развитием вооружения?

Во-первых, представляется необходимым увеличить горизонт предвидения в военно-техническом планировании. Для этого следует перейти к дальнесрочному (более чем на 10-15 лет) планированию (прогнозированию). Ведь за 10-15 лет при нынешних ресурсах переломить обвал нельзя, и планирование на такой срок - это, образно выражаясь, попытка преодолеть пропасть в два прыжка. Требуется смотреть дальше - до конца переходного периода, понимая, что его главной составляющей станет неизбежное полное перевооружение армии и флота РФ. Следовательно, нужен стратегический замысел и план перевооружения войск (сил).

С другой стороны, как показала практика, сегодня даже 5-летняя исполнительская "оцифровка" плана является избыточной, поскольку относительно достоверными, особенно в условиях кризиса и реформ, являются лишь цифры первых 1-2 лет. Что уж говорить о более далекой перспективе?

Во-вторых, в отличие от традиционной программы вооружения, дальнесрочный стратегический план-прогноз перевооружения по своей сути и содержанию должен быть существенно более системным документом. В нем следует оперировать не отдельными образцами (комплексами, системами), планируемыми к разработке, закупкам или ремонту, а комплектами основного вооружения и военной техники перевооружаемых (вновь вооружаемых, довооружаемых) воинских формирований: полков, дивизионов, рот и т. п. Планируемая динамика обновляющей части системы вооружения должна соответствовать динамике вывода из строя (утилизации) заменяемого вооружения. Кроме того, план-прогноз такого масштаба не может рассматриваться отдельно от плана целенаправленной (соответствующей замыслу перевооружения) реструктуризации российского оборонно-промышленного комплекса, предусматривающей освоение новых технологий и производств, создание необходимых научно-промышленных коопераций. Одновременно следует планировать и развитие соответствующей военной инфраструктуры, системы тылового обеспечения, кадров.

А, может быть, все эти стороны военного и промышленно-технологического обновления следует объединить в единой Государственной программе обеспечения военной и оборонно-промышленной безопасности России в XXI в.?

В-третьих, нельзя забывать, что непременным условием эффективного планирования является ответ на ряд вопросов. Какую военно-стратегическую цель должно преследовать перевооружение войск (сил) и сопряженное с ним военное и оборонно-промышленное строительство в целом? Какое необходимо сочетание ближнесрочной цели поддержания боеготовности имеющихся вооружений, прежде всего ядерных, обеспечивающих стратегическое сдерживание, а также тактических, востребованных в локальных конфликтах и миротворческих действиях, с дальнесрочной целью перевооружения?

Предпочитая перспективу, а другого выбора в данных обстоятельствах, по-видимому, просто нет, следует осознавать, что продолжительность перевооружения, осуществляемого в мирное время при отсутствии прямой военной угрозы имеет свой рациональный предел. Он определяется расчетной долговечностью приобретаемых комплектов вооружения. Так, если она составит по основному вооружению 20-25 лет, то желательно уложиться в эти сроки, поскольку в противном случае к концу процесса перевооружения придется еще и компенсировать убыль средств, приобретенных в его начале. Тогда, если условно считать началом перевооружения, например, 2006 г., следует планировать его на перспективу до 2025-2030 гг. со средним темпом 4-5% в год. При этом военно-стратегическая цель должна быть достаточно определенной, например: обеспечение к концу перевооружения гарантированной способности России избежать поражения в крупномасштабной (региональной) войне против экономически и технологически развитого противника.

В-четвертых, представляется несомненным, что главный предмет исследования и последующего перспективного военно-технического планирования составляют способы достижения стратегических целей в развитии отечественного вооружения. Здесь непременно возникает дилемма: подражать новым военным технологиям Запада или действовать иначе? С одной стороны, понятно, что основные закономерности вхождения в постиндустриальную (информационную) эпоху являются универсальными для всего мира. С другой - попытки копирования западных путей при огромной разнице в экономических и технологических возможностях и тем более базирование перевооружения на импортных информационных технологиях грозят необратимым стратегическим просчетом. Выход видится в асимметричных мерах, основанных на отечественных технологических достижениях мирового уровня, по которым у России имеются реальные шансы сохранить технологическую независимость и обеспечить достаточную информационную безопасность.

В-пятых, планируя перевооружение, следует предусмотреть его подготовку. В первую очередь речь идет об организации НИОКР, которые бы своевременно завершились созданием серийнопригодных конструкций новых образцов (комплексов, систем) вооружения. Под серийнопригодностью понимается свойство образцов приобретаться в нужном количестве при объективных промышленно-технологических, финансовых, материальных, энергетических и других ресурсных ограничениях.

Технически более сложные и дорогостоящие модификации определенное время останутся объектом экспорта в страны, способные оплачивать подобные приобретения. Наблюдающийся сегодня отрыв экспортноориентированных конструкций новейших образов вооружения от реальных внутренних потребностей (яркий пример - многофункциональные истребители поколения 4+, приобретаемые соответственно Китаем и Индией) грозит утратой способности к экономически реальному перевооружению.

Можно определить период подготовки к перевооружению продолжительностью до 2005 г. За это время, конечно, не просто развернуть затянувшиеся разработки, начатые еще в конце 80-х-90-х гг., на нужды ритмичного перевооружения в условиях жестких бюджетно-финансовых ограничений. Но другого времени, по-видимому, просто не остается, ведь решение проблемы перевооружения уже давно в цейтноте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2010
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4680
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2550
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2939

Другие новости