Газета Войны и конфликты Интернет-версия

03.08.2001 00:00:00

"Звездные войны" превращаются в реальность

Тэги: Пентагон, сша, лазер, оборона

Новая американская администрация полна решимости укрепить лидирующее геополитическое и военное положение США. Складывается впечатление, что предпринимаемые Вашингтоном усилия ведут к возврату доктрины Монро и ставят целью добиться неуязвимости континентальной части территории Соединенных Штатов во что бы то ни стало. В том же ключе звучат заявления Джорджа Буша о необходимости создания беспрецедентной системы обороны.

Впрочем, Пентагон и без того не прекращает работы в этом направлении ни на минуту. Одним из основных компонентов новой стратегии является создание эшелонированной НПРО с широким использованием оружия, основанного на новых физических принципах (ОНФП). Особенно активно ведутся дорогостоящие программы по созданию различных видов лазерного оружия, которое рассматривается как основное средство перехвата ракет на втором этапе реализации программы НПРО.

ГИПЕРБОЛОИД ПЕНТАГОНА

Ученые различных стран и политики неоднократно высказывали сомнения в реализуемости подобных намерений и предупреждали об их опасности. Во всяком случае, все российские программы в этой области давно свернуты, если не считать отдельные поисковые научные работы, финансирование которых осуществляется Министерством обороны РФ по остаточному принципу. На этом фоне американские военные и специалисты уверенно заявляют о своей готовности разработать лазерные комплексы, которые позволят поражать баллистические ракеты противника прямо на старте. Более того - они уже вплотную приблизились к созданию боевых лазерных платформ.

Основу лазерного комплекса составляет лазерный излучатель, мощность которого отвечает решаемым задачам. В системах стратегической и тактической ПРО, разрабатываемых в настоящее время в США, применяются непрерывные лазеры с химической накачкой. Чтобы обеспечить минимальную расходимость излучения такого лазера и точное сопровождение цели, используются формирующий телескоп и информационно-прицельная система (ИПС). Оптический силовой канал, по которому проходит мощное излучение, совмещается с информационными каналами. По ним, в свою очередь, передается информация о цели и обеспечивается настройка оптических систем в динамических условиях. Одним из основных элементов комплекса является главное зеркало телескопа, от диаметра и оптического качества которого зависят дальность и эффективность лазерного "выстрела".

Разработчики стремятся добиться максимальной дальнобойности комплекса при минимальной мощности лазерного источника, чтобы снизить расходы и уменьшить лучевую нагрузку на оптику. Для этого зеркало телескопа должно иметь максимально большие размеры. Например, в самолетном комплексе диаметр зеркала составляет порядка 1,5 м, а в космическом - 12 или даже 16 м. Чтобы вывести такое зеркало на орбиту, рассматриваются варианты его развертывания из отдельных сегментов непосредственно в космосе, с последующей фазировкой и использованием технологии когерентного сложения субапертур. Для исправления оптических искажений в комплексах применяется нелинейная и адаптивная оптика.

Все это относится к области специальных технологий лазерных комплексов - наиболее охраняемых и дорогостоящих во всех разработках. Именно эти технологии позволяют добиваться требуемой точности наведения и максимальной осевой яркости излучения при его фокусировке. Процесс фокусировки пучка сопровождается дифракцией, что являются неизбежным физическим процессом и может компенсироваться только за счет наращивания мощности лазера и диаметра зеркала телескопа. Использование закрытых технологий и последних достижений в оптике также направлено на получение требуемой осевой яркости при минимальном уровне мощности лазера.

Пожалуй, наибольшее расхождение взглядов проявляется в оценке плотности поражающей энергии и критериев поражения. Опубликованные в РФ значения подобных критериев колеблются в районе 10 тыс. Дж. на квадратный сантиметр. При такой плотности энергии происходит разрушение любого конструкционного материала, то есть в оболочке ракеты образуется дыра. Чтобы добиться указанной плотности энергии на расстоянии нескольких тысяч километров требуется лазер фантастической мощности. Отсюда допускаются грубые ошибки при оценке уязвимости ракетно-космической техники и не учитываются низкопороговые механизмы лазерного поражения. Оценки, опубликованные некоторыми российскими академиками в открытых источниках, представляются завышенными по крайней мере на порядок.

А вот в США используемые подходы к определению критериев поражения иные. Там обоснованно полагают, что не надо резать лазерным лучом стартующую ракету - достаточно лишь нагреть ее до температуры разупрочнения металла. А это приведет к снижению структурной прочности обшивки МБР и потере устойчивости конструкции - то есть к разрушению. При этом значения критериев поражения оказываются на порядок ниже.

Точные цифры, подтвержденные экспериментами, остаются одним из важнейших секретов как в России, так и в США. Тем не менее нетрудно убедиться, что подход американских специалистов наиболее рационален. Возможность поражения баллистических ракет при минимальных затратах энергии означает еще одну возможность снижения требований к мощности лазера до приемлемого уровня.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОДХОД

На космический лазерный комплекс SBL (Space Based Laser) возлагаются задачи поражения баллистических ракет при ограниченном ракетном ударе по территории США или их союзников, защита американской спутниковой группировки, а также контроль околоземного и воздушного пространства. Стоимость данной программы на нынешнем этапе оценивается в 2,5-3 млрд. долл.

В ходе осуществления в США проекта SBL уже создан лазер "Альфа", мощность которого составляет 2-3 млн. Вт, а также сопряженный с ним крупногабаритный телескоп. Концепция конструкции комплекса, GPALS, предусматривает объединение 6 лазерных модулей, что позволит достичь общей мощности излучения порядка 15-20 млн. Вт. Если принять долю поглощенной энергии излучения поверхностью ракеты всего 5-10%, то можно убедиться, что комплекс такой мощности, расположенный на орбите высотой 1-1,5 тыс. км, сможет контролировать запуски ракет в пределах почти целого полушария. При общей массе 80-100 тонн, комплекс может произвести, по существующим оценкам, 20-30 выстрелов без дозаправки.

Стоит отметить, что по сложности проблем, стоящих перед американскими разработчиками лазерных комплексов ПРО, выполняемые работы сопоставимы разве что с Манхэттенским проектом. Это подтверждают и высокие затраты, и регулярный перенос планируемых сроков, и корректировка программ. Современный уровень развития технологий позволяет США провести космические испытания по программе SBL-IFХ (Intrated Flight Experiment) уже в 2010 г. Если отработка пройдет успешно, то планируется создать и разместить в космосе около 20 лазерных боевых платформ. Помимо стартующих баллистических ракет, они смогут поражать спутники и самолеты противника.

Полным ходом идет в Соединенных Штатах изготовление лазерного комплекса воздушного базирования ABL (Airborne Laser). Стоимость контракта на изготовление опытного образца ABL составляет 1,6 млрд. долл. Планируется, что первое подразделение ВВС США, оснащенное ABL, будет сформировано до 2008 г.

В основе данного комплекса - химический кислородно-йодный лазер мощностью более 2 млн. Вт. Так же, как и SBL, комплекс ABL будет нацелен на стартующие ракеты, но на более коротких дистанциях - от 300 до 500 км. Его характеристики позволят использовать ABL непосредственно вблизи театра военных действий или районов локальных конфликтов. При этом "Боинг-747" с ABL будет находиться вне зоны действия средств ПВО противника. Рассматриваются варианты использования ABL для защиты особо важных объектов и контроля районов боевого патрулирования подводных ракетоносцев противника. Мощность его излучения достаточна для воздействия на спутники с целью повреждения наружной аппаратуры или вывода из строя сенсорных датчиков.

В России угроза дисбаланса в случае создания в США ударных средств воздушно-космического эшелона пока не получила должной оценки. Между тем суммарный потенциал перспективной американской группировки лазерных комплексов ПРО обеспечит возможность перехвата 500-700 вражеских МБР, что примерно соответствует возможностям российских СЯС в случае ответного удара. Если же учесть перспективы развертывания других средств эшелонированной НПРО США, то окажется, что совокупные возможности американской системы противоракетной обороны могут быть адаптированы к общему количеству ракет и боеголовок, остающихся у России по Договору СНВ-2.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Проведенный анализ и многочисленные эксперименты доказывают эффективность лазерного оружия по сравнению с традиционными средствами, применяемыми в аналогичных целях. Начнем со сравнения быстродействия. На перехват баллистической ракеты с помощью противоракеты необходимо затратить время, исчисляемое минутами. За это время поражаемая МБР успевает сманеврировать, выпустить многочисленные ложные цели, либо просто произойдет разделение боевых блоков. Таким образом, за время перехвата может произойти кардинальное изменение оперативной и целевой обстановки. Лазерный же перехват осуществляется мгновенно, сразу после захвата цели ИПС. На поражение одной цели затрачивается 1-2 секунды. Причем если промах противоракеты означает срыв боевой задачи, то промах лазера - это только дополнительные доли секунды на коррекцию направления визирования цели. Чрезвычайно важно, что при поражении МБР на активном участке траектории автоматически снимается проблема селекции ложных целей.

Немаловажное значение имеет стоимость каждого выстрела. Очевидно, что такое сложное устройство, как лазерный комплекс, стоит намного дороже любой ракетной системы. Однако если противоракета должна, образно выражаясь, "жертвовать" собой, то лазер может стрелять столько, сколько необходимо. В химическом лазере расходуются только компоненты, причем в довольно скромном объеме. Например, при работе лазера "Альфа" расходуется чуть больше 10 кг рабочих газов в секунду. На поражение космическим лазерным комплексом МБР противника надо затратить примерно 100 кг таких компонентов, как фтор, водород и гелий. Американцы подсчитали, что лазерный выстрел будет в 100-1000 раз дешевле ракетного.

Как уже отмечалось, дальность поражения лазером зависит от диаметра главного зеркала и мощности излучения. Лазерное излучение свободно распространяется в космосе и верхних слоях атмосферы почти без потерь. На сегодняшний день потенциальная дальность действия лазеров, создаваемых в интересах ПРО, примерно соответствует дальности полета самих баллистических ракет. Таким образом, лазерные комплексы систем ПРО позволяют оборонять свою территорию, как бы не выходя за ее пределы, причем начиная с первого момента ракетной атаки. Такие возможности недоступны противоракетам даже в отдаленной перспективе. Применение же ракет для поражения военных спутников, особенно малогабаритных и расположенных на высоких орбитах, вообще выглядит полным анахронизмом.

Нельзя забывать, что сам лазерный комплекс обладает мощнейшим потенциалом самозащиты. Сбить его чрезвычайно трудно, поскольку время подлета ракеты всегда будет намного меньше времени прицеливания и включения лазера. Можно попытаться "ослепить" ИПС комплекса, однако современные оптоэлектронные средства позволяют снизить опасность и последствия такого воздействия до минимума. К тому же сам источник воздействия сразу обнаруживает себя и может быть выведен из строя ответным лазерным импульсом. В подобной дуэльной ситуации победителем окажется тот, кто обладает наибольшими информационными возможностями и быстродействием. Вот где потребуются "господствующие высоты" и защищенные информационные технологии в космосе.

К МИРОВОМУ ГОСПОДСТВУ

Чтобы лучше понять опасность, которую представляют собой лазерные комплексы систем ПРО, имеет смысл остановиться подробнее на их возможностях. Было бы заблуждением ожидать, что применение подобных систем ограничится перехватом МБР во время глобального конфликта. Создаваемые средства ПРО прекрасно вписываются в политику Вашингтона, допускающую силовое вмешательство США в любом регионе мира.

При этом лазерные комплексы, оснащенные уникальными оптическими и оптико-электронными средствами, способны решать и другие задачи: получение разведывательной информации путем наблюдения из космоса зоны ведения боевых действий, поражение спутников противника и т.д. Использование лазерных комплексов позволит сразу и без потерь обеспечить господство в воздухе своим ВВС. Большое значение придается защите войск и близлежащих территорий от тактических баллистических ракет.

В последнее время руководство Пентагона обращает внимание на стратегическую роль своей космической группировки, обеспечивающей разведку, наблюдение, навигацию и связь. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости гарантированной защиты американских спутников, поэтому можно ожидать, что эта задача для лазеров в космосе будет такой же приоритетной, как и ПРО.

При обсуждении задач системы НПРО США неоднократно упоминалась функция пресечения пусков баллистических ракет со стороны государств-изгоев. Как в наше время можно попасть в черный список американского Государственного департамента, все уже понимают. К тому же у Вашингтона может появиться соблазн ограничить деятельность разного рода конкурентов, учитывая, что использование космоса, как телекоммуникационной среды, сулит поистине астрономические прибыли. Появление комплексов ABL и SBL в распоряжении только одной страны будет провоцировать излишнюю напряженность в решении любых спорных вопросов по космосу, поскольку исключает в принципе равноправие участников освоения околоземного пространства. Странам, отнесенным США к числу государств-изгоев, придется отказаться от самостоятельной космической деятельности. Впрочем, и не только им.